Творческий проект 5 А класса. Театрализованная композиция на тему:"Свадебный обряд: Народные обрядовые и религиозные традиции моего края"
материал по литературе (5 класс) по теме

Рындина Татьяна Ивановна

 

Свадебный обряд

45 мин.

В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни..

У каждого народа были свои песни, обряды, игры – свой фольклор.

Мы хотим узнать как можно больше о русском фольклоре – фольклоре наших предков. Это были красивые, добрые, сильные и смелые люди. Они были очень внимательны к природе, примечали каждое движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной погоды, а когда ветреной. И ещё многое, многое другое…

Чтоб Русь свои праздники не позабыла,

В обрядах чтоб дух свой она воскресила,

Ей кони нужны,

Скоморохи,

Цыгане,

Раешные деды,

Гудки, балаганы!

Чтоб наша Россия свободно вздохнула

Нужны ей Добрыни

Бояны,

Микулы!..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная композиция на тему:

«Народные, обрядовые, религиозные праздники моего края»

Свадебный обряд

45 мин.

Вступление.

1 ведущий:

В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни..

2 ведущий:

У каждого народа были свои песни, обряды, игры – свой фольклор.

3 ведущий:

Мы хотим узнать как можно больше о русском фольклоре – фольклоре наших предков. Это были красивые, добрые, сильные и смелые люди. Они были очень внимательны к природе, примечали каждое движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной погоды, а когда ветреной. И ещё многое, многое другое…

2 ведущий:

Чтоб Русь свои праздники не позабыла,

В обрядах чтоб дух свой она воскресила,

Ей кони нужны,

Скоморохи,

Цыгане,

Раешные деды,

Гудки, балаганы!

Чтоб наша Россия свободно вздохнула

Нужны ей Добрыни

Бояны, (1 ведущий)

Микулы!.. (3 ведущий)

2 ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие!

Добры молодцы, красны девицы, весь честной народ!

Милости просим в нашу горенку!

Рады мы гостям, как новым вестям…проходите, проходите….будем чай гонять…

1 ведущий:

Хороводы водить, да хлеб-соль кушать…

3 ведущий:

Сладки песни петь, да слушать.

Все вместе:

Добро пожаловать!!!

Обряд гадания

(Всем свечи, 2 колокольчика)

1.  «Башмачок»

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

(Девушка бросает свой башмачок «за ворота» и бежит в сторону, куда показывает носок башмачка со словами: «Ой! От Петровых видать сваты будут!...»)

2.  «Зеркало»

Суженый, ряженный, приди ко мне наряженный…(3 раза)

(Гадает пред зеркалом со словами : Ой! Страшно-то как…Вижу!!!» и уходит.)

3.  «Мостик»

Кто мой суженый?

Кто мой ряженый?

Тот переведет меня через мостик.

(Из прутиков веника складывает «мостик», по которому и придет к ней суженый).

4.  «Подслушивание»

А три девицы под окном

Так гадали вечерком…

(Под окнами: девушки входят в чужой двор и прислушиваются к разговорам в доме, а там гадают…)

5.  Подблюдное гадание.

(Девушки по очереди вынимают разные предметы из-под платка, покрывающего большое блюдо с «фантами»)

(вынув ложку): Кабы я была царица, то на целый мир

                  Приготовила б я пир…

(вынув пяльца): Кабы я была царица, я б на весь бы мир одна

                            Наткала бы полотна…

(вынув колечко): Кабы я была царица, я б для батюшки-царя

                              Родила богатыря…

-Ой! Замуж пойдет! Вот счастье-то привалило!

(Девушки во дворе звонят в колокольчики, чтоб спугнуть гадающих в доме)

-Как Ваше имя?!

(Из дома выбегают на крыльцо, и все вместе гадают окличкой).

Встреча весны.

1 ведущий:

Отгуляла масленица, «март зиму кончает, весну начинает», - говорили в народе. Пора приниматься за работу. Подходят к концу хлебные запасы, заканчивается сено. Крестьянину нужна дружная солнечная весна. Чтоб поскорее урожай, чтоб выпустить на луга скотину. Весна: какая она будет? Что с собой принесет? Не запоздает ли? Надо ускорить ее приход. Для весны -красны пели песенки – заклички.

(Исполняются песенки – заклички. Затем все вместе поют русские народные песни:

а) «Не будите молоду…»

б) «В хороводе были мы…», песня сопровождается в хороводе

в) «При пароде в хороводе».)

Сватовство.

Сваха:

Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?

Родители:

Есть у нас гусочка, но она ещё молоденькая.

Сваха:

Да сейчас самый лучший квас, а то перезреет – закиснет. А жених вон какой: что родом, что телом, что красой, что делом.

Жених:

Я пришел к вам не кумиться, не брататься, а пришел к вам посвататься.

(Ласково похлопывает по левому (!) плечу свою избранницу, кланяется в пояс, целует невесту в щеку).

Сваха:

Хорош товар! По товару и купец. У вас товар – у нас купец.

Исполняется танец – песня «Бояре, а мы к вам пришли…».

1 ряд: родители жениха, сваха, жених, дружка

2 ряд: родители невесты и её братья

После разыгрываются «Кулачные бои». Жених должен отбиться от братьев невесты, от их притязаний на защиту сестры теперь он её «хозяин» и заступник.

Жених:

А ну, кто на меня?

Обряд оплакивания девичества.

(Перед расплетанием косы вокруг невесты её подружки и матушка)

Невеста:

Моё сердце истучалося,

Резвы ноженьки подогнулися,

Белы рученьки опустилися.

Бог судья, кормилицу – батюшке,

Бог судья, родима матушке.

Не дали да красной девице

До люба да насидеться,

До охоты нагуляться,

Цветного платья наноситься.

От замков ключи потеряны,

Во сине море опущены.

Ты взойди, красно солнышко,

Обсуши ты сине море!

Уж вы, свет мои подруженьки,

Мои милые голубушки!

Вы сходите на сине море,

Поищите золотых ключей.

(Подружки расплетают косы, снимают ленту, надевают свадебный наряд и кокошник. Исполняют плач по очереди мать и подружки.)

Плач дочери-невесты и матушки невесты(в 2 голоса)

Дай мне наглядеться на тебя, ласточка!

Уходишь ты со свово ты домика родного

К чужим чужанинам.

Бог судья, кормилец-батюшка,

Бог судья, родима матушка.

Не дали да красной девице

До люба да насидетися.

Уходишь ты от гусей серыих,

А тебя будут принимать гуси белые.

До охоты нагулятися,

Цветного платья наноситися.

Так уж ухаживай, родная доченька,

Ужеты своих-то сих кровныи,

Кровныи будут тебе родные.

Мне дополнить лицо белое,

Мне дорастить да руссу косу

До единого до волоса.

Уж ты позабудешь, ластушка касатая.

Нас-то горьких сиротушек.

Так наша милая ты доченька,

Ты у нас одна-одинешенька.

Я не знаю да не ведаю,

Вы на что, мои родители,

Рассердились да разгневались.

Так не забывай ты нас и нас-то горьких,

Как мы тебя ростили,

Как мы тебя укручали,

Как мы тебя наряжали.

Кажется, я, красна девица,

Не жалела могуты-силы

Я не в летней-то работушке,

Я не в зимнем обряжаньице,

Я слуга была вам верная,

Была верная и ключница.

Думали, что ты у нас лучше будешь

Всех других девушек,

А теперь не знаем, моя ластушка,

Какая ты будешь хозяюшка.

1-я подруга:

Дай нам наглядеться на тебя, ласточка.

Уходишь ты от гусей серых,

А тебя будут принимать гуси белые.

Мать:

Выйду я, выйду в чисто полюшко.

Погляжу я на все сторонушки,

Буду кликать свою доченьку, ни откликнется она, ни оглянется.

На чужой-то, дальней сторонушке.

2-я подруга:

Увезут тебя, милая лебедушка,

На чужую-то на сторонушку,

Уж за горы-то, горы высокие,

Да уж за реки-то, реки быстрые,

3-я подруга:

Да уж за леса-то, леса желтые.

Закукуешь ты там серой кукушечкой

На чужой-то дальней сторонушке.

Тогда вспомнишь, милая девушка,

4-я подруга:

Про свою-то родную матушку,

Как скучает сиротинушка,

По тебе-то, милая Настенька,

На своей-то родной сторонушке.

5-я подруга:

Как тебя ростила и лелеяла,

Голубила тебя, красна девица,

Тебя, сиротинушка сердечная, милая дитятка,

Мать:

А теперь-то, мою доченьку,

Передаю в чужие рученьки.

(Далее все поют русскую народную песню «А кто у нас белая…»)

Благословление родителями невесты на венчание.

Дружка:

Батюшка и матушка,

Умели вспоить, вскормить,

Умейте и под венец благословить!

(Бросает шубу на скамью, усаживает жениха и невесту.)

Отец (Выкладывает правую руку невесты в руку жениха):

Пой, корми, обувай, одевай,

На работу посылай и в обиду не давай!

(Передает жениху кнут.)

Мать:

Наплачешься за столбом,

Коли не наплачешься за столом.

(Мать благословляет иконой. Жених и невеста целуют икону. Дружка берет жениха и невесту за руки и, окрещивая кнутом перед ними путь, вел их к свадебному поезду, а сваха подметала перед ними веником. Невесту покрывают платком, в подол подкалывают иголки.

Свадебный поезд направляется к церкви. Обряд венчания остается «за кадром». Выход из церкви под звонницу – тройки направляются к дому жениха.

Звучит колокольный звон.)

Послевенчальные обряды.

Односельчане останавливают свадебный кортеж, загородив дорогу. Их угощают вином, сладостями.

Встречают молодых родители жениха хлебом с солью. Дружка и подруга метут дорожку. Мать жениха одета в вывернутый тулуп. Посыпали сына с невесткой овсом и пшеном все это сулило богатство. Кладут блюдо под ноги и подносят вино. Кто первый ногой разобьет блюдо, тому в доме и быть главой.

Свадебный пир.

Застолье, гулянье, величальные песни.

- Ох, княгиня хороша!

- А князь ещё лучше!

- Хороши молоды! Хороши молоды!

(Жених у всех на виду бьет кнутом невесту (слегка). Невеста снимает мужу сапоги, а там деньги для неё (знак будущего достатка, если угадает, в каком сапоге подарок). Проводы жениха и невесты на ночь на покой. Гости поют величальную песню «Белый день….». после ухода молодых праздник продолжается. Русские народные песни: «Субботея», «На горе-то калина…». Играет ансамбль русских народных инструментов (возможна фонограмма).)

Финал.

1 ведущий:

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!

2 ведущий:

И мы в той сказке были,

Хоровод водили,

Пели да играли,

Вас развлекали!

3 ведущий:

Будем де и мы с вами, люди добрые, внимательны к окружающему нас миру, как наши предки, какой бы национальности они не были.

1 ведущий:

Ведь все мы – дети одной планеты земля, все мы братья и сестры на нашей Земле, а потому должны жить в мире и согласии.

2 ведущий:

Будем трудолюбивы, бережны, терпеливы, добры и сильны. Всему этому учит нас народная мудрость – фольклор.

1 ведущий:

Любите!

2 ведущий:

Изучайте!

3 ведущий:

Берегите!

Все вместе: Любите, изучайте, берегите этот прекрасный мир!



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.

Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА  ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели:  1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...

Классный час по теме: «Свадебный обряд кубанских казаков».

Классный час рекомендован для классов казачьей направенности с целью повышения познавательного интереса к культуре и традициям казачества....

Традиции моего края

Исследовательская деятельность "Традиции и обряды казачьего края":1. Традиция создания семьи;2. Крестный ход....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПДД НА ТЕМУ: «Школа юного пешехода» (1 класс).

Тема  безопасности  дорожного  движения  очень актуальна. Важно как можно раньше  научить  юных  граждан  правилам поведения на улицах  и  дорог...

План – конспект урока по теме: «Работа над творческим проектом» 6 класс

План – конспект урока по теме:«Работа над творческим проектом»6 класс...

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Теоретическая часть.

Проект  "Ярмарка мастеров" звакомит с разными видами видами декоративной росписи по дереву....

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве»  Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Полностью презентацию к проекту можно посмотреть на ссылк...