Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Теоретическая часть.
проект по изобразительному искусству (изо) по теме

Гуженко Татьяна Владимировна

Проект  "Ярмарка мастеров" звакомит с разными видами видами декоративной росписи по дереву.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yarmarka_masterov-_teoriya.docx353.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 657 г.Москва,  Шкурин Александр, 5класс

ГБОУ Школа №657 г. Москва

Творческий проект  по

изобразительному  искусству
   
   «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ:
Связь времен в народном искусстве»

                     Выполнил:

Шкурин Александр,  ученик 5 А класса  

Руководитель:

Гуженко Т.В., учитель

изобразительного искусства и МХК

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Во все века человеку свойственно украшать свою жизнь, свое жилище произведениями искусства.  Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественных черт. Стремление человека к прекрасному не прекращается и в наши дни.  Декоративное искусство прочно связанно с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Издавна сложившиеся способы художественной росписи, развиваются современными мастерами в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов). Для формирования мировоззрения учащихся важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

УЗНАТЬ - СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ ПРЕДМЕТОВ.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомиться с различными видами декоративной росписи по дереву.
  2. Выделить основные элементы народных росписей для разработки творческих заданий по изобразительному искусству.
  3. Создать предмет декоративно-прикладного искусства. (Мезенская роспись)
  4. Создать разработку занятия для учащихся: Нужны ли народные художественные  росписи в современной жизни? 

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры.  Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Мы живем в огромной многонациональной стране с богатой историей и культурой.  Многовековая история русского народа выражается в национальном своеобразии, которое раскрывается в искусстве живописи, литературе, архитектуре и, конечно же, в русских народных промыслах.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Роспись по дереву - это большая и яркая часть народного искусства, которое называют декоративно-прикладным. В нем полезные в быту предметы дополняет красота расписных узоров. Как никакое другое искусство, народное умеет создавать праздничную радость. Несмотря на кажущуюся простоту, роспись по дереву чрезвычайно интересна.

Геометрические ряды орнаментов, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма.

Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественных черт.

Издавна сложившиеся способы художественной росписи, развиваются современными мастерами.

Декоративное искусство прочно связанно с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. В проекте  сделана попытка дать представление о системе взаимодействия  декоративно – прикладного искусства с жизнью, т.к. проблематикой восстановления забытых росписей много занимаются современные дизайнеры в разных областях нашей страны.

Роспись по дереву в нашем сознании ассоциируется с народными промыслами. Существуют традиционные и современные техники росписи.

Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды. Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять "что от них требуется". Так, например волнистая линия по ободу горшка не позволяла злокозненным духам проникнуть в сосуд. Вышивка по рукавам защищала руки, обереги - шею и тело- Расписанные предметы отгоняли нечисть от дома. Красивые вещи подносились добрым духам, с просьбой о защите, помощи. А символы несли определeнное значение.

Солярные знаки (Солнечные знаки) - круговые и крестообразные изображения, символизировали Солнце, огонь. Одни из самых почитаемых символов. Громовой знак - шестилучевые розетки. Связаны с древним святилищем бога грозы и воинских дружин Перуна. Свастика - движущийся крест, знак движения Солнца. Конь - символ богатства, а так же восхода Солнца. Птица - символ счастья, успеха. Русалка - хранительница вод. Цветы - символ здоровья и успехов в делах. Единорог (индрик) - знак луны, целомудрия, женского начала. Древо жизни - Мать природа, единство всего сущего. Весь рисунок в целом - это пожелание успехов, здоровья, счастья, отображение картины мира.

ИСТОРИЯ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ

История развития традиционной росписи уходит далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки появились на заре человеческой истории. Как предполагают ученые, они играли роль мишеней в тренировках охотников, были предметами бытовой магии, культа или рассказами.

 Рисунки и резьба наносились на предметы домашнего обихода. Они защищали хозяина, играя роль оберегов, являлись способом общения с богами. Тщательность, с которой выполнялись рисунки, говорит о значительной роли, которую отводили люди этому занятию. Наиболее доступными материалами были дерево, глина.

Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.

Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням.

Работы с авторской росписью изготавливалась обычно в городах мастерами. Эти работы отличаются изяществом, продуманностью, профессионализмом и авторским прочтением традиций.

РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ КАК ИСКУССТВО

Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

Красочные картины народных гуляний или цветочные орнаменты не только являются знаками высокого мастерства народных художников, но и несут позитивный заряд радости и положительной энергии.

Сейчас интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи. Открываются все новые и новые школы художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву. Работы наших мастеров по художественной росписи по дереву сейчас широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами по всему миру.

Расписная тарелочка, ложка или шкатулка станут прекрасным подарком для дорогого вам человека на любой праздник.

Источники  появления росписи как искусства

Древние люди верили в духов земли, воздуха, воды и неба. Эта языческая вера и стала причиной появления росписи. Ведь боги суровы и немилосердны, а потому некоторых из них приходилось задабривать, от других защищаться, третьим преподносить жертвы.

Именно на человеческих суевериях и базировались первые узоры росписи. Например, чтобы не дать злым духам проникнуть в горшок с едой, на его ободке рисовали волнистую линию. Предметы, покрытые расписным узором отгоняли нечисть от жилища. Украшенные росписью вещи подносились духам, как жертвы, с молитвами о защите.

Каждый символ, использовавшийся в росписи, имел свое значение. Так, круги и крестообразные изображения были символом солнца и огня.

Шестилучевая розетка была символом грома и бога Перуна. Свастика, символ, ставший сейчас олицетворением зла, являлась знаком движения солнца и жизни. Конь – символ достатка, а птица – счастья и успеха. Помните выражение «синяя птица счастья»? Цветы обозначали здоровье и успешность задуманных дел. Изображение единорога несло в себе символ луны, женского начала. В общем, весь рисунок нес в себе закодированное символами пожелание счастья, здоровья, успехов.

ВИДЫ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ

Искусство росписи настолько своеобразно и так широко его применение, что, пожалуй, трудно найти уголок на территории нашей страны, где не встречались бы расписные изделия.

Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое.

Вначале возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделия черной краской, а затем раскрашивал нанесенные детали разными цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Роспись, отнесенная к графической, названа так по общему принципу оформления изделий. Графическая манера письма получила распространение на Северной Двине. К северодвинской школе относятся народные росписи Пермогорья, Борка, Верхней Уфтюги, Тоймы, Пичугская и Ракуловская. Этим своеобразным школам присущи общие черты в построении композиции, цветовом решении, орнаментальной трактовке.

Другое направление в росписи по дереву - кистевое. Широко известны оригинальные росписи исконных русских центров - Хохломы и Городца.

Впервые упоминание о селе Хохлома встречается в документах XVII века. В ту пору ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиевого монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды - в документах обители упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Хохломские изделия через нижегородскую ярмарку расходились по всей России, их вывозили в страны Азии и Западной Европы.

Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Вместо лопасти прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна.

СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ

На берегу реки Двина развивались несколько видов росписи. Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции. Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка. Роспись напоминает северное лето - короткое, долгожданное, очень теплое.

Северодвинская роспись делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи. Первый вид росписи называют пермогорской. Она включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье.

В основном  росписью украшались прялки. Обычно поле прялки делили на три области. Возможно эта традиция дань представлений об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.

Со временем промыслы изменяются. Появляются новые композиции, приемы. Роспись прялок уступила своe преимущественное положение другим предметам: кухонным доскам, бочонкам, солонкам. Однако основные закономерности и традиции промыслов сохраняются.

Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни.

В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.

Круг бытовых предметов, которые расписывались был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы - колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

Другим, не менее крупным видом северодвинской росписи, были росписи борецкие. Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусанное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

Третий вид северодвинской росписи - ракульская. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки.

ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ

Волховская роспись возникла на берегу реки Волхов. Прялки являются наиболее изученными образцами данного вида промысла. Сначала прялки украшались трудоемкой резьбой, где сажа служила краской, которая смешивалась с береговой глиной и смолой лиственницы. Уже в 19 веке стала применяться клеевая роспись по меловому грунту,
в виде покрытия выступал лак или олифа.

Прялки, как основа имели два вида:
1.Золоченки
Широкое золоченое обрамление в виде полосы по краям лопасти, а по центру располагается растительный орнамент;

2.Крашенки
Необычно живописная роспись, а так же изящество формы;

Отличительной особенностью Волховской росписи является “переходной” мазок, переход одного цвета в другой. Широкие, круглящиеся мазки лепят форму цветка. Он кажется сочным и выпуклым, несмотря на плоскость мазка. Цветок условен, он не напоминает какие-то конкретные растительные формы. По его сторонам асимметрично расположены крупные листья. Оборотная сторона прялки украшена проще. На красном или темно-синем фоне располагается небольшой цветок, ветка в круге, аналогичные изображения на лицевой стороне.

В начале зарождения промысла Волховская роспись особой красочностью не отличалась. Впоследствии эта роспись была переработана мастерами уже в 70 года прошлого века. Мастера прикладного искусства стали использовать цветовую палитру с более насыщенными и богатыми цветами. Художники реализуют различные композиционные решения.

В стиле Волхоской росписи четко выражаются символы земли, неба, воды, а так же используются элементы дизайна в виде птиц, рыб, фруктов и различных цветов. Широко используется украшения интерьера для дома - роспись в стиле Волховское письмо.

В конце 80х - начале 90х роспись переживала тяжелые времена. Возникли трудности со сбытом продукции. Становилось всe меньше молодых художников. Постепенно к концу 90х ситуация изменилась. Возрос интерес к историческим корням, традиционной культуре.

Сегодня волховской росписи обучают на различных курсах в городе, а так же в Российском Лицее Традиционной Культуры г. Санкт-Петербурга.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.

Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи.

Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Особенностью промысла является гармоничное соседство кустарного производства игрушки с фабричным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины, в мастерских расположенных рядом с домом, вытачивают изделия, женщины расписывают их. Дети также принимают посильное для них участие в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи. Среди них выделяются своим мастерством семьи Сентюраевых, Рожковых, Бузденковых. В селе Вознесенское работает художественная фабрика "Полховско-майданская роспись". Ее изделия носят преимущественно сувенирный характер.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края.

На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец, основанный еще в 1152 г. Юрием Долгоруким.

       Расположение его на большой полноводной реке, близость Макарьевской ярмарки, а также малоземелье крестьян и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

       В районе Городца были развиты также гончарный и золотошвейный промыслы, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка и кружевоплетение. С большим искусством вырезали здесь пряничные доски, при помощи которых печатали знаменитые городецкие пряники.

Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

       Продавали свои изделия мастера на городских базарах и ярмарках. На берегу Волги располагался щепной ряд. Привозили всё, кто что мог и умел делать. Были здесь сами и дровни, кадки и ушаты, деревянные ведра и лохани, плетеная мебель и корзины, сита и решета. Рядом с хохломской расписной посудой располагались яркие по цвету городецкие донца.

Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.

Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.

Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.

В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ.

Хохломская роспись осуществляется при помощи масляных красок с дополнительной термической обработкой - закалкой в печи. Благодаря этому изделия, украшенные хохломской росписью, приобретают тот специфическиий золотой цвет, который и сделал ее знаменитой. В этом состоит основная черта технологии данной разновидности традиционной росписи, служащая основанием для ее противопоставления другим разновидностям. Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века.

       Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).

Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

И в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).

      Хохломская роспись (Хохлома) - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды.

Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом "вызолачивания" изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в "золотые" без использования драгоценного металла. Традиционная техника, усовершенствованная в наше время, основана на простом принципе. После завершающего этапа отделки изделия - "закалки" - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет. Сочетание ее с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.

И в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Продолжатели дела безвестных русских мастеров поволжского промысла - наши современники совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической обработки материалы.

Хохломская  роспись не допускает использования любых красок. Дело в том, что в процессе закалки многие краски выгорают. В хохломской росписи применяют минеральные красители, обладающие высокой стойкостью к воздействию температуры, - охру, лимонный и светло-желтый крон, голландскую сажу, киноварь, красно-коричневую мумию, изумрудную зелень.  

При освоении техники хохломской росписи начинать можно с обыкновенной бумаги, затем переходить к росписи на стекле и только потом - к росписи несложных изделий.

Роспись под Хохлому осуществляется в двух самостоятельных стилистиках - фоновом и верховом письме. При фоновом письме роспись осуществляется на черном или цветном фоне, а основным цветом орнамента является золотой. Для верхового письма характерно нанесения орнамента на металлизированную поверхность.

При этом разработка орнамента может быть как очень подробной, так и достаточно схематичной. Во многом, это зависит от того, в какой разновидности фонового письма работает мастер. Для росписи под фон свойственна очень подробная разработка орнамента - при работе в такой разновидности фоновой росписи, как кудрина, разработка орнамента на первом этапе росписи практически отсутствует. Другая черта, отличающая кудрину от росписи под фон, - это изобилие золотого цвета. После этого закрашивают фон.

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.
Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно интересна. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма.

Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки - символы огня, древние обереги.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.        

Круг бытовых предметов, которые расписывались был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы - колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.
Символика  узора.
В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке.
         К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
         Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

ПОЭТАПНАЯ РОСПИСЬ ДОСКИ. МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ.

 Для работы понадобиться: альбом для рисования или отдельные листы плотной бумаги, линейка, карандаш, стиральная резинка, кисточки № 1-3 круглые белка или колонок, краски - красная и черная.

На листе бумаги разметьте с помощью линейки и карандаша полоски с квадратами, как показано на рисунке. Теперь берем кисточку № 2 и красную Красочку и аккуратно, стараясь одним движением, держа кисточку строго вертикально прописываем прямую горизонтальную линии. Потом прорисовываем другую, после этого прорисовываем вертикали. У нас получились Мезенские поля-земля, теперь, приступаем к внутренней прорисовке. Для этого берем кисточку № 1 и черную краску, осторожными, тоненькими линиями начинаем вписывать в клетки узоры, как на рисунках. Теперь нарисовав одну полоску, мы можем по подобию расписать и другие. Эти орнаменты в мезенской росписи служат некими границами между ярусами на изделии. В таких квадратах рисуют землю, квадраты либо все одинаковые в одной полосе, либо чередуются через один. По правилам такие полосы располагаются в нижней или центральной части, т.к. верх- это воздух, но здесь можно экспериментировать.

В мезенской росписи есть разновидность орнамента-треугольник, он может обозначать и землю и иногда воду, воздух. Для написания этого орнамента, на листе бумаги чертим полосу и вписываем в нее треугольники, с помощью линейки и карандаша, теперь как и в случае квадратов наводим красные линии. Стараемся повторить все линии, завитки. Так же на этом рисунке представлены орнаменте в полоске (вода, с черными завитками). И земля (квадратный орнамент) Попробуйте прорисовать их все. Орнамент Воды используются под птицами…

Приступим к написанию мотива Птица. Как мы уже говорили раньше птицы - символ души предков (толстенькие уточки), птицы, парящие в небе- души людей, живущих на земле, а жар-птица- это нечто мистическое и волшебное. Теперь берем кисть и краску и начинаем тренироваться, конечно, не у всех может получиться птичка с первого раза, но стоит потренироваться и все птички будут хороши.

И конечно ваша роспись будет казаться незаконченной без этих маленьких, но очень важных элементов. Они символизируют и вселенную, и ветер, и звезды. Потренируйтесь, вся сложность состоит в том, что они должны быть маленького размера.

 Приступаем к роспись изделия: для этого понадобиться деревянная заготовка разделочной доски, кисти и краска- красного и черного цветов, а так же не забудьте про линейку, карандаш и резинку.

Заготовку, необходимо разделить на полоски таким образом чтобы в центре у нас была самая широкая полоса, в ней будем вписывать центральный орнамент, далее по краям внизу и вверху ее окружают полоски узкие, примерно по 1 см шириной - это орнамент земли, после них идут полоски примерно 3-4 см, для изображения олений коней. Теперь в центральной части посередине чертим квадрат, в нем еще один на 1 см меньше, как показано на рисунке. Теперь будем делить наши полоски на равные части, где у нас животный орнамент шире, где узкая полоска, можно поделить по 1 см.

Следующим этапом в работе будет детальная прорисовка карандашом наших мотивов. Сначала, в узких полосках наметим треугольники по тем линиям которые у нас уже есть, так делаем на всей заготовке. Теперь начинаем рисовать оленей и коней: в орнаментальной линии намечаем середину, теперь в прямоугольниках, которые начертили вписываем коня.

Между ножек оленей и коней находятся уточки они напоминают английскую букву S, только верхняя часть немного меньше нижней. Так делаем по всей доске.

Теперь переходим к центральному мотиву. Для него можно выбрать любой знак плодородия показанный в истории Мезенской росписи. В нашем ромбе еще вписаны уточки в полосе, которая получалась между 2 квадратами. Теперь по всем 4 сторонам квадрата размещаем жар- птиц. Очень сложно словами описать как рисовать их, но попробуйте посмотреть на рисунке и нарисовать.

Теперь приступаем к работе с красками. Берем немного красной краски на палитру, разводим ее водой до нужной вам консистенции. Берем кисточку № 2 начинаем наводить тонкие линии - все что мы ранее намечали карандашом (только горизонтальные). Намечаем треугольники, коней, уточек и оленей закрашиваем полностью. В маленьких треугольниках рисуем-примакивания. Примакивание пишется так: на круглую кисть набираем краску, обиваем кончик кисточки о край баночки или палитры так, чтобы получился острый кончик, теперь располагаем кисть вертикально к бумаге - и начинаем движение кистью- тоненькая линия, затем плавно начинаем нажимать на кисть (происходит утолщение линии), затем продолжаем нажим, замираем и плавно отнимаем кисточку от бумаги, при этом стараясь ее не двигать. Тоненько, нажимаем, останавливаемся, поднимаем вверх.

Подмалевки закончены, отставляем красную и берем черную, а вместе с ней самую токую кисточку, которая у нас есть. В треугольники дорисываем 2 примакивания с другой стороны от красных, в этой же полосе в верхних треугольниках пишем волнистые линии. У меня на доске показан еще один вид полоски, можно попробовать и его. Теперь у коней очерчиваем гривку, рисуем примакивания, а между ними волнистые линии - наша грива готова. Теперь рисуем вожжи, ножки - они идут с примакиваниями с обеих сторон, не забываем про глазик. Теперь рисуем хвостик - это простые прямые линии, но можно, придумать более изящный и интересный хвост. Уточкам примакиваниями выполняем хвостик, рисуем глаз. Теперь делаем косую косичку рядом с конем как на рисунке.

Переходим к написанию оленей. Работаем в тойже последовательности, что и с лошадками.

Теперь рисуем центральную часть доски. В квадрате рисуем знак плодородия, какой вы выбрали, дописываем уточек, как это делали раньше. Теперь переходим к Жар-птицам. Рисуем красными и черными завитками красивый и пышный хвост, теперь короткими мазками пишем перья чередуя красные и черные мазки, теперь остается сделать хохолок и написать глаз.

Если у вас осталось место вверху доски туда можно вписать еще 2 жар-птицы.

Теперь, когда основной рисунок у нас готов, начинаем добавлять мелкие мотивы, такие как: спирали, черточки, звездочки. И смотрим, что у нас получается.

Все, теперь, когда вся краска высохла, мягкой резинкой стираем карандаш, если где он остался и готовимся лакировать. Можно пользоваться акриловыми красками, но можно и гуашью и темперой. Кисти - это предпочтение каждого мастера. Лучше использовать круглую беличью кисть  №2. Доску, если она плохо отшлифована, можно покрыть слоем лака (жидкого ПФ), либо разбавленным клеем ПВА. Мезенская роспись по правилам расписывается ТОЛЬКО по дереву, но можно затонировать заготовку близким к древесине цветом.

Вот она готовая работа.

ТВОРЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ»

Мы живем в век высоких технологий, сенсационных открытий и невероятных достижений во всех областях науки и культуры. Прогрессивное искусство рождает все новые и новые направления. Увлекаясь новизной, необходимо помнить и о наших традициях, недаром же они слагались десятилетиями, а то и веками.

В народном творчестве проявляется душа народа, его мудрость, и бесконечная связь с матушкой-природой. Будущие художники росписи по дереву учатся соединять традиции с современностью. Бережно сохраняя то лучшее, что уже было создано, они учатся вкладывать частичку своего таланта, своей души, тем самым, обогащая и развивая традиции.

Цель занятия.

 Создать эскиз изделия, используя элементы народной росписи.

Задачи занятия.

1.Обобщение знаний и умений, полученных на уроках по декоративно-прикладному искусству.

2. Формирование навыков работы с художественными материалами (гуашь, акварель),

3.Развитие познавательного интереса детей к народному искусству, фантазии, познавательной активности и художественного  вкуса.

5. Активизация творческого потенциала учеников.

План занятия.

  1. Станция «Размышляй-ка». Рассмотреть образцы современного использования традиций народных росписей и ответить на вопрос: Нужны ли в современной жизни народные художественные образы?
  2. Станция «Мозговой  штурм». Попытаться аргументированно доказать оппонентам  «существует  ли в современной жизни востребованность в росписи?»
  3. Станция «Вспоминай-ка». Мини- викторина «Вспомни какие виды росписи представлены?»
  4. Станция  «Изображай-ка». Создать эскиз изделия, используя элементы народной росписи.
  5. Станция  «Защищай-ка». Рассказать о своей  работе, используя план  защиты:
  • Почему выбрали это изделие.
  • Почему использовали именно эти приемы росписи.
  • Где и для чего может пригодиться это изделие в современной жизни.
  • Создай рекламу своего изделия (Защита в любой форме: стихотворение, кроссворд, эссе и т.д.)

ВЫВОД

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Произведения прикладного искусства вносят в нашу жизнь праздничность и красоту, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегает национальные традиции  художественной культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

http://cozyhome.ucoz.ru/forum/6-80-1

http://www.perunica.ru/rukodelie/943-gorodeckaya-rospis.html

http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-11

http://blogs.mail.ru/mail/adelina60/7AC9267FEE1E49E8.html

http://www.1-kvazar.ru/

http://gorod.tomsk.ru/index-1288258394.php

http://artorbita.ru/tipy_rospisi/permogorskaya/permogorskaya.html

http://www.liveinternet.ru/users/3344739/post226108898/#

http://rubranding.com/

http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/

http://www.ssa76.narod.ru/SEVERODVINA.htm

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Актуальность темы, цели и задачи проекта…………………………..……...2

2.Роль декоративно-прикладного искусства в художественной  культуре…. 3

3.История росписи по дереву..………………………… .… …..….…………....5

4.Роспись по дереву как искусство……………..………….………………..….6

     -  источники  появления росписи как искусства ……… ….………..…...….6

5.Виды росписи по дереву......................................................................................7

         - северодвинская……………………………………………..…………….8

          - волховская………………………………………………………….........10

          - полхов-майданская…..……………………………………………….....11

           - городецкая……………………………………………………..…. ..…..12

            - хохломская……………………………………………………………..14

           - мезенская …………………………………………………………..…..17

6.Поэтапная роспись доски. Мезенская роспись…….……………………….20

7.Творческое  занятие по изобразительному искусству

«связь времен в народном искусстве» …………………..……..................…  .24

8.Вывод ………………………………………………….……………..…….…26

9. Список источников………………..……………………………………..…...27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Связь времен в народном искусстве»

Древние образы в народном искусстве дают представление о прошлом, рименение их на уроках ИЗО дает возможность развивать творческие способности учащихся при помощи лепки,рисунка, росписи....

Разработки уроков для 5 класса раздел "Связь времен в народном искусстве"

Планы - конспекты уроков 5 класса по темам:1. Древние образы в современных народных игрушках.2. Искусство Гжели.3. Городецкая роспись.4. Хохлома.5. Жостово. Роспись по металлу....

Тест-презентация "Связь времен в народном искусстве"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Связь времен в народном искусстве», соответ...

Открытый урок в 5 классе «Связь времен в народном искусстве»

Открытый урок в 5 классе «Связь времен в народном искусстве»...

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве»  Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Полностью презентацию к проекту можно посмотреть на ссылк...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...

Методическая разработка по предмету Декоративно-прикладное искусство. Связь времен в народном искусстве

Этот материал поможет читателю-ученику погрузиться в вводный материал по теме "Декоратвно-прикладное искусство"....