«Связь времен в народном искусстве»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Древние образы в народном искусстве дают представление о прошлом, рименение их на уроках ИЗО дает возможность развивать творческие способности учащихся при помощи лепки,рисунка, росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_prof.-lichn.kult_._ped.doc47.5 КБ
Office presentation icon svyaz_vremen_v_narodnom_iskusstve.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа по теме:

«Диагностика профессионально-личностной культуры педагога»

Учитель Гимназии № 23

Сивакова Н.С.

Москва 2010

              Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов.

       Профессиональный педагог – это человек который большую часть часть  времени отводит на обучение и воспитание детей.

         К личности педагога предъявляется ряд требований. Среди  них можно выделить главные и второстепенные. Эти требования относятся к психологии деятельности  и общения педагога, к его способностям, знаниям , умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

        Главным и постоянным требования , предъявляемым  к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владения разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой .

   Дополнительными, но относительно стабильными требованиями предъявленными к педагогу являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель вполне могут обойтись.

  Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность

  Новая ситуация , складывающаяся в обществе, задаёт новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования , предъявляемые к личности учителя.. Для  того, чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:

правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества.

определить , какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось. После этого можно будет ответить на два вопроса:

Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен избавиться современный человек, окончивший среднюю школу?  

Каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу?

 Главная тенденция современного прогрессивного развития общества – демократизация жизни. Это предполагает , с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высокультурной основе разрешать, возникающие разногласия; с другой – отказ от давления на личность, требует уважения к ней, признавая ее достоинства и значимость.

    Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

      Для того чтобы успешно справляться с о своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.

        К специальным способностям относятся:

   -способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

  - способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

  - способность по - разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

   - способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

   - способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объёма информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

  - способность правильно построить урок, совершенствуя своё преподавательское мастерство от занятия к занятию;

   - способность  передавать свой опыт другим учителям  и в свою очередь учиться на их примерах;

          - способность к самообразованию, включая поиск и творческую переработку    
      полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в   педагогической деятельности;

         - способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной  деятельности.

           Все эти  специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения.

 В силу неоднозначности ответа на вопрос об истоках педагогических способностей работа над ними на практике должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, необходимо заниматься ранней диагностикой у детей педагогических способностей и использовать их наличие в профконсультационной и профориентационной работе, ориентируя тех, у кого они проявляются особенно ярко, на выбор педагогической профессии. С другой стороны, нужно воспитывать эти способности, формировать и развивать их.

  Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных  можно выделить следующие:

Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях,  чувствах и поступках.

Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делая людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

Способность приспосабливать воспитательные действия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отвести ни деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению. В.А.Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследование этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Данное умение связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

        Познание человека человеком включает общую оценку человека как личность, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешнего наблюдаемого поведения с внутренним миром человека.

        Познание человеком самого себя предлагает оценку своих знаний; оценку своих способностей, оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

        Умение правильно оценивать ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание, правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический  смысл возникшей ситуации.

  Способности, проявляемые в действии человека по отношению к самому  себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию , направленная на устранение  привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков.

       Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности проявляются:

       - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

       - в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

       - в выборе методов обучения;

       -в подборе средств воспитания;

       -в стиле педагогического общения;

       -в реагировании на действия и поступки детей;

       - в манере поведения;

       - в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

       - в применение средств психолого-педагогического воздействия на детей.

 

    Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. (П.Ф.Каптерев). В начале ХХ в. П.Ф,Каптеев выделил объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности. По его определению свойства объективного характера -  это степень знания учителем преподаваемого предмета, степень научной подготовки по данной специализации, по родственным предметам, знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами, знание свойств детской натуры; к субъективным свойствам относятся: преподавательское искусство и личный педагогический талант. Кроме этого выделены личностные нравственно-волевые свойства: беспристрастность, внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

  Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения всегда учитывают свои индивидуальные склонности. 

Список литературы:

1.Немов Р.С. Психология : в 3 кн. Кн.2 Психология образования   -М., Просвещение, 1995

2.Кан-Калик В.А. Учителю  о педагогическом общении  -М., 1987

3. Нестерова О.В. Педагогическая психология   -М., 2006


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта: «Связь времен в народном искусстве» Сиваковой Н.С., учителя изобразительного искусства МБОУ Гимназии № 23 г.Химки, 2012 учебный год

Слайд 2

1 . Введение Декоративно-прикладное искусство включает в себя художественные промыслы, городское художественное ремесло и современное выставочное искусство. N скусство проявляется как в сфере материальной культуры, так и в сфере духовной культуры- обряды, праздники и т.д. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.

Слайд 3

2. Теоретическое обоснование технологии интеграции в образовании Термин « интеграция» , означающий «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях. С философско-педагогической точки зрения – это механизм, обеспечивающий приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества. Сущность его в понимании условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Слайд 4

Концепция интеграции в образовании: - принцип взаимодополняемости естественно-научной методической традиции и гуманитарных способов познания ; - синергетический подход : общность закономерностей и принципов самоорганизации разных макросистем- физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных; - системный подход : интеграция – система систем, результат систематизации более высокого порядка: - гносеологический подход : интеграция –это способ и процесс формирования многомерной картины мира; это процесс и результат становления целостности; принцип основанный на взаимопонимании разных форм постижения действительности; - герменевтический подход : интеграция – принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ: - деятельностный подход : интеграция – это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач: - информационный подход : интеграция – ведущая тенденция обновления содержания образования. Объектами интеграции в учебном познании выступают: виды знаний, система научных понятий, законы, теории, модели, идеи; - развивающее обучение : здесь интеграция создает условия для: - выхода на более высокий уровень осмысления; - совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания; - развития свободы мышления; - формирования креативности учащихся.

Слайд 5

На базе общего образования в России используются следующие концепции: - интеграция содержания образования, уменьшение многопредметности, укрупнение образовательных областей (по В.В.Серикова)? - генерализация содержания учебных предметов (В.И.Загвязинский): - укрупнение дидактических единиц (П.М.Эрдниев); - технология интегрирования учебных предметов (физика+химия А.И.Гуревич); - соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (В.В.Семенов)

Слайд 6

3.Практическая часть II четверть «Связь времен в народном искусстве» (5 класс) Уроки 1-3. Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки. Цели: 1.Сформировать понятия о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи. 2.Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории. 3.Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью. 4.Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Слайд 7

Урок 1 Каргопольская игрушка Фигурки людей и животных приземисты. Расписаны в приглушенных тонах. Полкан- сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.

Слайд 8

Дымковская игрушка В фигурах барынь выделяются голова в кокошнике, юбка-колокол с передником, Орнамент в росписи представляет импровизацию, здесь много лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутов

Слайд 9

Филимоновская игрушка Животные имеют длинные шеи со своеобразными головками. У барынь высокие юбки колоколом.

Слайд 10

Урок 2 Методы лепки Вытяжка Так лепят дымковскую игрушку

Слайд 11

Урок 3 Роспись игрушки Каргопольская игрушка Дымковская игрушка Филимоновская игрушка

Слайд 12

Выставка работ

Слайд 13

4. Заключение Перед проведением данного урока, учащиеся уже выполняли работу по образам и мотивам в орнаментах русской народной вышивки. Работа по росписи игрушки не должна вызвать у них трудность. Некоторые осложнения могу возникнуть при работе с пластилином, т.к. не все дети бывают внимательны, аккуратны, не имеют пространственного мышления. С другой стороны работа связана с тем, что каждый ученик творит свое произведение и может по своему выразить свое отношение к работе, создать свой образ игрушки, применяя те знания, которые получил на уроке.

Слайд 14

5. Литература Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии- 4 изд.- Ростов –на- Дону; Март,2010 Горяева Н.А., Островская О.В.Учебник для 5 класса Декоративно-прикладное искусство в жизни человека; М.; Просвещение; 2009 Конышева Н.М. Книга для учителей Лепка в начальных классах; М.; Просвещение;2000 Методика преподавания лепки «Волшебная глина» Алексахин Н.Н.; М.; Агар; 2000 Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Под рук.Неменского Б.М./; М.; Просвещение; 2010 Поурочные планы Изобразительное искусство 5 класс по программе Неменского Б.М.; Волгоград; Учитель; 2010 Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе; М.; Просвещение; 2006 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.1; М.; НИИ школьных технологий; 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков для 5 класса раздел "Связь времен в народном искусстве"

Планы - конспекты уроков 5 класса по темам:1. Древние образы в современных народных игрушках.2. Искусство Гжели.3. Городецкая роспись.4. Хохлома.5. Жостово. Роспись по металлу....

Тест-презентация "Связь времен в народном искусстве"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Связь времен в народном искусстве», соответ...

Открытый урок в 5 классе «Связь времен в народном искусстве»

Открытый урок в 5 классе «Связь времен в народном искусстве»...

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Теоретическая часть.

Проект  "Ярмарка мастеров" звакомит с разными видами видами декоративной росписи по дереву....

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве»  Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Полностью презентацию к проекту можно посмотреть на ссылк...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...

Методическая разработка по предмету Декоративно-прикладное искусство. Связь времен в народном искусстве

Этот материал поможет читателю-ученику погрузиться в вводный материал по теме "Декоратвно-прикладное искусство"....