Конспект урока в 5 классе по теме «декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

                   Конспект урока в 5 классе  по теме «декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

 

Цель:

  • Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.
  • Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве,
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла

Задачи:

  • Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла
  • Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук
  • Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ
  • Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.

Особенность урокаигровые технологии.

Материалы и оборудование: учебник 5 класс Н.А. Горяева, керамическая посуда – Гжель, шаблоны бумажной посуды для вырезания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 им. Ю.А.Гагарина»

Тема урока изобразительного искусства в 6 классе:

«Гжель»

Автор методической разработки урока:

 Маркова Ольга Александровна

2025 год

                   Конспект урока в 5 классе  по теме «декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:

  • Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.
  • Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве,
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла

Задачи:

  • Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла
  • Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук
  • Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ
  • Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.

Особенность урокаигровые технологии.

Материалы и оборудование: учебник 5 класс Н.А. Горяева, керамическая посуда – Гжель, шаблоны бумажной посуды для вырезания.

Ход урока

1. Организационная часть.

Игра «Поздоровайтесь локтями».

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

А) Беседа:

- Что такое народный промысел?

- Какие народные промыслы вам уже известны?

(Показать пример изделия художника Гжели)

- Знаком ли вам такой вид промысла?

- Назовите тему и цель урока.

3. Изучение нового материала.

А) Чтение стихотворения учителем:

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись…Гжель

- Назовите, какие особенности вы выделили для народного промысла Гжель?

Б) Рассказ учителя.

                Гжель — русский народный промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели используют белые и синие краски. Название промысел получил от одноимённой деревни недалеко от Москвы.

                Промысел зародился благодаря месторождению глины в деревне Гжель. С середины XVII века там добывали разные сорта глины и изготавливали из неё гончарные изделия: посуду, кирпичи, игрушки.

                Царь Алексей Михайлович оценил качество глины из Гжельского месторождения и издал указ, по которому её стали использовать для изготовления аптекарских и алхимических сосудов.

                В XVIII веке ремесло вышло на новый уровень: гончары освоили технику майолики, начали покрывать изделия глазурью и расписывать их яркими красками. К середине века мастера начали работать с полуфаянсом — прочной белой керамической массой, которая позволила создавать изящные и лёгкие изделия. 

XIX век стал периодом расцвета промысла. В 1810 году в деревне Володино появился первый завод по производству фарфора, основанный Павлом Куликовым. Фарфоровая технология быстро распространилась среди местных гончаров, и вскоре в регионе начали появляться новые производства. 

В этот период сформировался узнаваемый стиль гжельской росписи — белый фон с синими цветочными узорами.

После революции предприятия национализировали, а искусство росписи на долгие годы оказалось забытым. Лишь в середине XX века художники начали возрождать старые традиции. Московская художница Анна Бессарабова и искусствовед Александр Салтыков разработали систему мазков и подготовили новый ассортимент изделий. 

Современное состояние.

Сегодня в Гжели работают частные мастерские, семейные гончарные дома и крупные предприятия. Традиции сохраняются, но искусство развивается. Современные художники создают новые формы, экспериментируют с композицией, добавляют необычные элементы, но при этом соблюдают старинные технологии. 

Гжельские изделия — это не просто керамика, а искусство, в котором переплетаются традиции, мастерство и живая история. (sredastud)

В) Работа с учебником  с. 76-81.

Г) Ответы на вопросы учебника с. 81

4. Закрепление изученного материала.

А) Игра «Да-нет».

- Хлопните в ладоши, если высогласны утверждением:

Гжель не всегда была бело-синей;

Гжель делают в Московской области;

Гжель – это керамика;

Гжель – делают на деревянных поверхностях;

Гжель – это жанр живописи.

5. Практическая работа:

А) Чтение стихотворения учителем:

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно   всем в народе
Ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой
Не встретите, на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную
Что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.

                        И. Кадухин    

Б) Подготовка шаблона под роспись.

(Учитель раздает заготовки шаблонов в форме шаблонов, обучающиеся выбирают, какой вид посуды, они будут расписывать)  

В) Инструктаж по выполнению элементов росписи Гжель.

Г) Самостоятельная работа обучающихся.

 Выставка и анализ работ.

6. Итог урока. Рефлексия.    

Выставка и самоанализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

К урокам по теме "Связь времен в народном искусстве". 5 класс

В методической разработке описаны сценарии семи уроков по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Связь времен в народном искусстве», совместно с элементами ИКТ в форме презентаций, карточки с ...

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Теоретическая часть.

Проект  "Ярмарка мастеров" звакомит с разными видами видами декоративной росписи по дереву....

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве»  Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Полностью презентацию к проекту можно посмотреть на ссылк...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...

Методическая разработка по предмету Декоративно-прикладное искусство. Связь времен в народном искусстве

Этот материал поможет читателю-ученику погрузиться в вводный материал по теме "Декоратвно-прикладное искусство"....