ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)
методическая разработка по литературе по теме
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»
Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста
по заданному сюжету.
Восстановление и сохранение экологии Земли
нужно начинать с восстановления и сохранения
экологии человеческой души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_razvitiya_rechi_poyasnit_zapiska_i_tehnolog._karta.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Ватутинская сош с углубленным изучением отдельных предметов
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»
Экология души не менее важна для человека,
чем экология окружающего пространства,
природы Земли.
Благоразумие, доброта, милосердие,
терпимость, любовь к себе, к богу в себе,
и, как минимум, уважение к окружающим,
здоровый образ жизни,
верность супружеских отношений,
бережное отношение к природе,
праведный, разумный труд –
это основа ЭКОЛОГИИ ДУШИ человека,
основа его нравственной чистоты.
Восстановление и сохранение экологии Земли
нужно начинать с восстановления и сохранения
экологии человеческой души.
Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста
по заданному сюжету.
Эпиграф:
«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»
(Иван Сергеевич Тургенев)
Пояснительная записка
Предмет: литература + русский язык (интегрированный): развитие устной и письменной речи учащихся
Класс: 7 «А» класс с углубленным изучением литературы (25 человек, из семей служащих и военнослужащих, собраны из трех разных классов начальной школы; физическое, психическое и интеллектуальное развитие в основном соответствует возрасту, хотя и колеблется в пределах «Н/Н – В/Н»; на момент создания класса дети были сильно разобщены, у них были ярко выражены активные индивидуалистские наклонности, реже - замкнутость, «зажатость», пассивность; за два года совместного обучения класс сформировался в коллектив, где преобладает творческое отношение к работе на уроке и дома, «слабые» учащиеся вынуждены равняться на творчески одаренных детей, чтобы не оказаться в тени; в большинстве – дети, настроенные на успех; они не хотят менять свой коллектив, в борениях преодолевают свое «не могу и не хочу» и постепенно привыкают к «условиям» профильного гуманитарного класса вместе с родителями).
Рабочая Программа по литературе составлена на основе:
1). Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;
2). Программы литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.
К учебнику:
Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /В.Г.Маранцман, А.В.Белова, М.Г.Дорофеева и др.; под ред. В.Г.Маранцмана.
– 2-е изд.-М.:Просвещение, 2006.)
Количество часов в неделю: 4 часа
Рабочая программа факультативного (элективного) курса по развитию речи для профильного класса (с углубленным изучением литературы) составлена на основе:
Программы Г.Н.Канакиной «Речь». – Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 7, 8 класс/Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В. Пранцовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999, 2000.
Количество часов в неделю: 2 часа
Цель урока.
Создание художественного текста по заданному сюжету: Написание закадрового (к мультипликационному фильму) художественного текста
Задачи урока.
Обучающие:
- формирование умений и навыков художественного чтения и интерпретации литературного текста (стихотворения и стихотворения в прозе) и проникновения в его художественное пространство;
- формирование умений и навыков по созданию словесного художественного образа персонажа в «условиях ограниченных возможностей»(заданы сюжет, внешний облик персонажей и время видеоряда);
развивающие:
- формирование основных, понятийных, знаний об искусстве слова;
- формирование целостного представления о мультипликационном персонаже как художественном сценическом образе драматического произведения;
- формирование творческого зрительского интереса к словесной художественной интерпретации сюжета и образов мультипликации;
воспитательные:
- - воспитание уважения и любви к творчеству в разных его проявлениях, в частности, к самостоятельному созиданию (создание художественного текста), гордости за причастность к сотворчеству с настоящими писателями и удивительными мастерами искусства отечественной мультипликации, а также чувства ответственности за порученное дело, за собственные знания и умения, от которых зависит успех общего дела; послушания, терпимого отношения и уважения друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдения дисциплины
Функции учителя в ходе урока:
- организовать и настроить учащихся на совместную творческую работу и на успех на уроке и дома (написание и редактирование текста) и публичное выступление (представление своей работы);
- дать учащимся новые знания, необходимые для создания закадрового художественного текста по заданному сюжету;
- организовать повторение изученного ранее на уроках литературы и русского языка материала, необходимого для достижения цели урока;
- оценить работу (на уроке и дома) каждого учащегося, дать общие и индивидуальные рекомендации по выполнению основного, творческого, задания урока.
Примечания и приложения:
- данный урок рекомендуется проводить в комплексе с классным часом на тему: «Экология души» (см. Приложение 1) и, если возможно, конкурсом чтецов (у нас - «Зубовские чтения», монтаж выступления группы учащихся одного класса (см. Приложение 7) и презентация (слайд-шоу и музыкальное сопровождение) к нему (см. Приложение 10) - мини-проекты учащихся как продукт урока, а также мини-проекты в рамках урока – презентация «Земля в опасности» (см. Приложение 8) и фоторепортаж «Рукоприкладство» (Приложение 9);
- разработка технологической карты, плана-конспекта урока, дидактического материала для учащихся (см. Приложения 2, 3, 4), создание презентации урока (см. Приложение 5) и информационного буклета (см. Приложение 6) – результат совместного творчества учащихся и учителя (продукт урока);
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ
Предмет, класс | Факультативный (элективный) курс «Развитие речи», 7 класс Примечание: возможно преподавание в 7-х, 8-х, 9-х, 10-х классах в соответствии с основным курсом) | ||
Тема урока, (№ урока по теме) | «Экология души»: Написание закадрового текста к мультфильму «Мой зеленый крокодил» (№ 1-2) («Союзмультфильм») | ||
Актуальность использования средств ИКТ | Наглядность, обучение новому методу учебной деятельности, повышение эффективности восприятия учебного материала | ||
Цель урока | 1.Обобщение и систематизация знаний по теме «Текст» 2.Тренировка учащихся в устной и письменной речевой деятельности (практика речи – создание художественного текста-повествования) 3.Совершенствование речевых умений (коллективное рецензирование отдельных вариантов текста на уроке) | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Обучение новому методу учебной деятельности, обобщению и выявлению главного соответственно предложенному «содержанию» (сюжет мультфильма), развитие логического мышления, внимания и памяти | Развитие навыков говорения и письма по теме, употребление в речи «специальных» лексических единиц для создания художественного образа в соответствии с замыслом автора произведения (мультфильма) | Повышение творческой активности учащихся, развитие мотивации, воспитание любви и бережного отноше6ния к родному языку | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Компьютер, проектор, экран | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | Локальная сеть, выход в Интернет (необходимо при подготовке к уроку: создание презентации, поиска видеороликов или фотоматериалов, возможно – информационного буклета по изучаемой теме (в качестве индивидульного задания отдельным учащимся по их желанию - мини-проект) | ||
Образовательные ресурсы Интернет | По выбору учителя (или учащихся) | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
ЭТАП 1 | Организационный момент | ||
Цель | Познакомить учащихся с планом урока Создать условия ситуации общения | ||
Длительность этапа | 5 (10) минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Компьютер, проектор, экран («Смотрю – вижу» (соответственно теме урока): использование презентации, видеороликов) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная, коллективная, фронтальная, хоровая - система дифференцированного подхода к обучению на каждом этапе урока (соответственно уровню подготовленности учащихся в конкретном классе) | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организация работы на уроке (не исключая предварительную подготовку). Соучастие в творческом процессе познания учащихся. Контроль, помощь. | ||
Основные виды деятельности преподавателя | 1. Обеспечение безопасности деятельности на уроке 2.Стимулирование эмоционального настроя учащихся и мотивации обучения по заданной теме (речевая интеллектуальная разминка). Актуализация знаний учащихся (диалог). | ||
Промежуточный контроль | Форму контроля лучше менять (в зависимости от предпочтений учителя и учащихся) – непрерывный диалог учителя с учащимися; индивидульная и коллективная оценка деятельности учащихся (по возможности) | ||
ЭТАП 2 | Повторение изученного ранее (презентация, анализ ситуации, работа с литературой (индивидуальные д/з), групповая и индивидуальная работа на уроке – по выбору учителя и учащихся) | ||
Цель | Повторить ранее изученное по темам: «Текст» , «Языковые средства создания образа», «Образность речи», «Пословицы и поговорки» (о любви), стихотворения в прозе И.С.Тургенева (о любви) | ||
Длительность этапа | 10 (15) минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Компьютер, проектор, экран (презентация, видеоряд) | ||
Форма организации деятельности учащихся | Парная, индивидуальная, фронтальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Помощь и контроль, стимулирование актуализации знаний и речевой деятельности (диалог) | ||
Основные виды деятельности преподавателя | «Тренировка»: создание цельных устных высказываний по вопросам темы с помощью учителя и одноклассников – развитие навыков диалогической и монологической речи (диалог, коллективная работа, возможна работа по группам) | ||
Промежуточный контроль | Присутствует (по возможности) |
ЭТАП 3 | 1. Объяснение нового материала (монолог) соответственно теме урока (возможно с привлечением самих учащихся (индивидуальные д/з специально к данному уроку): презентация, анализ ситуации, работа с литературой (индивидуальные д/з), групповая и индивидуальная работа на уроке – по выбору учителя и учащихся 2. Практическая работа, самостоятельная «тренировка» (опыт самостоятельной деятельности по заданной теме: создание сюжетного плана и закадрового художественного текста-повествования по заданному сюжету) |
Цель | Развитие навыков письменной монологической речи (создание художественного текста-повествования по заданному сюжету) |
Длительность этапа | 20 (25) минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Компьютер, проектор, экран (презентация, видеоролик) |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная, парная или групповая (по выбору учителя и учащихся – в каждом конкретном классе) |
Функции преподавателя на данном этапе | Контроль и помощь (индивидуальная) |
Основные виды деятельности преподавателя | Развитие коммуникативных навыков учащихся, стимулирование речевой деятельности по созданию письменного художественного текста |
Промежуточный контроль | Присутствует (по возможности) |
ЭТАП 4 | Домашнее задание |
Цель | Закрепление пройденного на уроке материала (формы работы – по выбору учителя и учащихся) |
Длительность этапа | 3 минуты |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Отсутствует |
Форма организации деятельности учащихся | Групповая и индивидуальная (дифференцированное д/з – по желанию учащихся) |
Функции преподавателя на данном этапе | Объяснение выполнения задания |
Основные виды деятельности преподавателя | Дифференцированный контроль за ходом выполнения задания |
Промежуточный контроль | Контроль понимания заданного материала (ответы на вопросы учащихся – персонально) |
ЭТАП 5 | Заключительная часть урока |
Цель | Подведение итогов урока, рефлексия (личное отношение к теме) |
Длительность этапа | 5 (10) минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Отсутствует ( или проецируется результат – группы учащихся, индивидуальная работа, совместные результаты класса в целом – на следующем уроке) |
Форма организации деятельности учащихся | Самооценка и взаимооценка деятельности в ходе урока («Карточка» оценки деятельности на уроке) |
Функции преподавателя на данном этапе | Обучение толерантности, взаимоуважению в ходе оценки деятельности на уроке и обсуждения результатов |
Основные виды деятельности преподавателя | Объявление и комментирование оценок (по возможности: в зависимости от времени, отведенного на изучение данной темы – 1 или 2 часа) |
Промежуточный контроль (итоговый по уроку) | В форме домашнего задания (дифференцированный подход); творческие задания – по желанию (выбору) учащихся Итоговые оценки, как правило, возможно объявить на следующем уроке (Оценивается умение составить сюжетный план по ходу просмотра мультфильма; содержание (закадровый текст), грамотность (орфографическая и пунктуационная) – всего три оценки за письменное задание |
Примечание: расчет времени может меняться в зависимости от целеполагания учителя, уровня подготовленности класса, слаженности в коллективных и индивидуальных формах работы и количества выделенных на изучение темы часов (1 или 2 часа); в старших классах лучше давать 2 часа, в средних – 1 час.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Тема:...
Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах. Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют с...
Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Приме...
Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют со...
Элективный курс Развитие речи
Занятие разработано для проведения элективных курсов, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Тема. Особенности языка художественной литературыЦель...