Элективный курс Развитие речи
элективный курс по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Решетникова Алмазия Ахнафовна

Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.

Тема: Развитие речи. Дискуссия. Правила ведения дискуссии.

Цель: формировать у учащихся понятие о дискуссии как разновидности спора; дать понятие о законах логики, на основе которых строится дискуссия, о нормах речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения; совершенствовать способность и готовность к речевому взаимодействию.

Оборудование: учебник, учебные тесты, памятка, словарь иностранных слов.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о дискуссии как разновидности спора: формируют свою точку зрения и находят убедительные аргументы для её подтверждения во время обсуждения проблем дискуссионного характера, учитывая ситуацию, коммуникативное задание, соблюдая этику общения, правила риторики.

Применение ИКТ, использование групповых форм работы - один из составляющих современного урока. Всё это позволяет учителю строить занятия согласно требованиям времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи. Дискуссия. Правила ведения дискуссии.

Цель: формировать у учащихся понятие о дискуссии как разновидности спора; дать понятие о законах логики, на основе которых строится дискуссия, о нормах речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения; совершенствовать способность и готовность к речевому взаимодействию.

Оборудование: учебник, учебные тесты, памятка, словарь иностранных слов.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о дискуссии как разновидности спора: формируют свою точку зрения и находят убедительные аргументы для её подтверждения во время обсуждения проблем дискуссионного характера, учитывая ситуацию, коммуникативное задание, соблюдая этику общения, правила риторики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка домашнего задания (слушание нескольких докладов)
  2. Беседа
  • Как вы думаете, слова дискуссия и спор тождественны по значению или различаются оттенками значения?
  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

 Все люди – разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию. Вы когда-нибудь участвовали в дискуссиях? Чем отличается спор от дискуссии? Независимо от того, каково будет ваш ответ, наш урок ознакомит вас с нормами речевого поведения во время дискуссии и поможет в дальнейшем участвовать в дискуссии по законам логики и толерантности. Умение дискутировать – формулировать тезис, выстраивать доказательства, отстаивая свою точку зрения, правильно вести себя во время дискуссии – необходимо каждому человеку, тем более тем, кто в будущем видит себя общественным деятелем, политиком, юристом, учёным, журналистом.

  1.   Работа над темой урока
  1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах)

Учитель организует самостоятельную работу в группах, раздавая распечатанные карточки-задания и дидактический материал, во время работы выступает в качестве помощника, консультанта.

1-я группа («логики») работает с теоритическим материалом учебника по теме урока. Задание – кратко сформулировать законы логического мышления, объяснить, как их использовать во время дискуссии.

2-я группа («лексикологи») работает со «Словарём иностранных слов». Задание- определить значение и происхождение слов дискуссия, тезис, аргумент, полемика оппонент, дебаты, диспут.

3-я группа («историки») готовит краткое сообщение об истории ораторского искусства. Задание – подчеркнуть качества, которыми должен обладать искусный оратор, чтобы одержать победу в споре-дискуссии.

  1. Объяснение учителя

- Спор – словесное состязание, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает своё мнение.

   По социальному признаку выделяют следующие вида споров: диспут – публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора. Дебаты, или прения, - обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций. Полемика – открытая конфронтация, жёсткое противоборство идей и их носителей – личностей, партий, идейных течений и т.п. Типична для политической сферы, особенно для идеологии. Дискуссия (от лат. Discussion – рассмотрение, исследование) – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждается спорная (дискуссионная) проблема, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Для того чтобы ваша дискуссия не превратилась в спорна высоких нотах и тема дискуссии не переходила на личности, рекомендуется использовать определённые правила поведения во время обсуждения.

  1. Коллективное ознакомление с памяткой

«Основные правила ведения дискуссии» (запись на доске)

Основные правила ведения дискуссий

  • Всегда помните о цели дискуссии – найти истину, решение, выход.
  • С уважением относитесь к мнению другого участника.
  • Любое высказанное мнение должно быть аргументировано.
  • Придерживайтесь дружелюбного тона.
  • Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснений отношений.
  • В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.
  1. Ролевая дискуссия-спор на предложенные темы (работа в группах)

1-я группа. Может ли Интернет повлиять на социальную активность молодёжи?

2-я группа. Какие экологические проблемы современности нужно решать в первую очередь?

3-я группа. Выбор профессии – задача выпускника или его родителей?

Выступления должны быть краткими, каждое из них должно содержать один аргумент. Участники дискуссии- спора должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей: «инициатор» - захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала; «спорщик» - встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения; «соглашатель» - выражает своё согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему; «оригинал» - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения; «организатор» - стремится к тому, чтобы выступили все участники, задаёт уточняющие вопросы; «молчун» - всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается; «деструктор» - всё время нарушает плавное течение дискуссии – что-то роняет, не вовремя хихикает…

  1. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (интерактивный приём «Микрофон»)

  • В чём сходство и различие понятий «диспут», «дискуссия», «полемика», «спор»?
  • Сформируйте правила ведения дискуссии.
  1. Домашнее задание

Творческое задание.  Выразить (письменно) своё согласие или несогласие с одним из высказываний: «Образование – единственная ценность, не поддающаяся девальвации» (М. Тэтчер), «Сильнее всех – владеющий собой» (Сенека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»  Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах. Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют с...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Приме...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют со...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективных курсов, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Тема. Особенности языка художественной литературыЦель...

Элективный курс "Развитие письменной монологической речи"

Курс нацелен на подготовку выпускников к сочинению по литературе и написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку...