Элективный курс Развитие речи
элективный курс по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Решетникова Алмазия Ахнафовна

Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.

Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют соответствию данного занятия современным требованиям.

Тема. Контрольная работа №4: анализ фрагмента художественного текста и анализа текста лирического произведения.

Цель: совершенствовать, систематизировать и контролировать знания и умения учащихся по теме «Художественный стиль речи»; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, в дальнейшем самообразовании.

Оборудование: учебные тексты (2 варианта).

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся анализируют фрагменты художественных текстов и лирических произведений с точки зрения темы, идеи, использованных художественно-изобразительных средств; применяют полученные теоретические знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Контрольная работа №4: анализ фрагмента художественного текста и анализа текста лирического произведения.

Цель: совершенствовать, систематизировать и контролировать знания и умения учащихся по теме «Художественный стиль речи»; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, в дальнейшем самообразовании.

Оборудование: учебные тексты (2 варианта).

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся анализируют фрагменты художественных текстов и лирических произведений с точки зрения темы, идеи, использованных художественно-изобразительных средств; применяют полученные теоретические знания в практической деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Для раскрытия идейного содержания произведения, его художественный особенностей, правильного восприятия произведения как единого целого, не только доставляющего эстетическое удовольствие, но и воспитывающего чувства, развивающего образное и логическое мышление, языковую компетентность, вы должны приобрести навыки детального, глубокого анализа текста. Цель нашего урока – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов во всех их значениях и вариантах употребления, так как они  напрямую связаны с пониманием содержания и идейно-художественного своеобразия литературного произведения.

  1. Контроль знаний и умений учащихся

I Вариант

  1. Проанализируйте строфу VII из стихотворения А. Пушкина «Осень», опираясь на «Схему анализа лирического произведения» (раздаточный материал).

ОСЕНЬ

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.


2) Выполните лингвистический анализ фрагмента новеллы И. Бунина «Осенью», опираясь на «Примерный план лингвистического анализа текста (фрагмента текста)» (раздаточный материал).

    Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачными островом выраставшего на скалистом побережье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно мере гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

II вариант  

  1. Проанализируйте стихотворение М. Лермонтова «Тучи», опираясь на «Схему анализа лирического произведения» (раздаточный материал).

ТУЧИ

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Что же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или дна вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

  1. Выполните лингвистический анализ фрагмента новеллы И. Бунина «Перевал»  опираясь на «Примерный план лингвистического анализа текста (фрагмент текста)» (раздаточный материал).

    В сумерках, отдыхая у подножия лесов, за которыми начинался этот голый пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особенным чувством гордости и силы, с которым всегда  смотришь с большой высоты. Ещё можно было различать огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который , уходя к востоку, всё расширялся и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шёл, приближался к лесам – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами.

Схема анализа лирического произведения

  1. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).
  2. Название произведения (если есть) и его смысл.
  3. Образ лирического героя. Его близость автору.
  4. Идейно-тематическое содержание: ведущая тема; идея (основная мысль) произведения; развитие мысли автора (лирического героя); эмоциональная окраска (направленность ) произведения и способы её передачи.
  5. Художественные особенности: художественные приёмы и их значение; ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения; приёмы звукозаписи; наличие/отсутствие деления на строфы; особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.
  6. Ваше читательское восприятие произведения.

Примерный план лингвистического анализа текста (фрагмента текста)

  1. Определите тему текста.
  2. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.
  3. Укажите, какому стилю и типу речи соответствует предлагаемый текст.
  4. Подумайте, с какой целью автор избрал предлагаемый стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать собственное мнение и дать оценку предмету речи?
  5. Охарактеризуйте языковые особенности текста (лексика, морфология, синтаксис, изобразительно-выразительные средства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»  Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Тема:...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Приме...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют со...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективных курсов, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Тема. Особенности языка художественной литературыЦель...

Элективный курс "Развитие письменной монологической речи"

Курс нацелен на подготовку выпускников к сочинению по литературе и написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку...