Элективный курс Развитие речи
элективный курс по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Решетникова Алмазия Ахнафовна

Занятие разработано для проведения элективных курсов, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.

Тема. Особенности языка художественной литературы

Цель: показать учащимся отличительные особенности языка художественной литературы; совершенствовать умения и навыки по восприятию содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.

 

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.

 

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

 

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают отличительные особенности языка художественной литературы; воспринимают содержание художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; применяют полученные теоритические знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Особенности языка художественной литературы

Цель: показать учащимся отличительные особенности языка художественной литературы; совершенствовать умения и навыки по восприятию содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают отличительные особенности языка художественной литературы; воспринимают содержание художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; применяют полученные теоритические знания в практической деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • Каковы основные стилевые черты художественного стиля речи?
  • Проанализируйте на конкретных примерах, взятых из художественной литературы, положение о том, что в «языковом стиле художественной литературы концентрируется и в какой-то мере воспроизводится всё многообразие стилей данного языка» (Д. Розенталь).
  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Язык художественной литературы, несмотря на стилистическую неоднородность и на то, что в нём ярко проявляется авторская индивидуальность, всё же отличается рядом специфических особенностей, позволяющих ограничить художественную речь от любого другого стиля. Давайте убедимся в этом.

  1. Работа над темой урока
  1. Объяснение учителя

- Особенности языка художественной литературы в целом определяются несколькими факторами. Ему присущи широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, различных стилевых пластов лексики. В художественном стиле (в сравнении с другими функциональными стилями) существуют свои законы восприятия слова. Значение слова в большей степени определяется целевой установкой автора, жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементом которого является это слово: во-первых, оно в контексте предлагаемого литературного произведения может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях, во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведения и оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или неземное, трагическое или космическое. В стиле художественной литературы употребительны все формы лица и все личные местоимения; последние указывают обычно на лицо или на конкретный предмет, а не на абстрактные понятия, как в научном стиле.

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

3. Практическая работа с языковым материалом

  • Прочитайте  стихотворение Ивана Бунина.

СЕВЕРНОЕ МОРЕ

Холодный ветер, резкий и упорный,

Кидает нас, и тяжело грести;        

Но не могу я взоров отвести

От бурных волн, от их пучины чёрной.

Они кипят, бушуют и гудят,

В ухабах их, меж зыбкими горами,

Качают чайки острыми крылами

И с воплями над волнами скользят.

И ветер вторит диким завываньем

Их жалобным, но радостным стенаньям

Потяжелее выбирает вал,

Напрягши грудь, на нём взметает пену

И бьёт его о каменную стену

Прибрежных мрачных скал.

  • Найдите глаголы, которые переводят слово ветер в разряд существительных одушевлённых.
  • Только ли глаголы, учувствуют в создании образа одушевлённого ветра? Какие существительные и прилагательные принимают в этом участие? Найдите их.
  • Как вы думаете, зачем во второй строфе выделены отдельные слоги?

4. «Готовимся к ЕГЭ!»

(Написание сочинения – рассуждения на основе исходного текста)

  • Прочитайте отрывки из дневниковых записей. Какие проблемы поднимают в них авторы? Продолжите письменно рассуждение по одной из проблем, предварительно воспроизведя по памяти содержание исходного текста.
  1. Все лучшие, известные писатели знамениты тем, что говорили правду. Ни больше ни меньше – только правду. В XXвеке этого достаточно, чтобы прославиться. Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной, таинственной, поэтической, из ряда вон выходящей. Говорите правду, и вы будете оригинальны.

(А. Вампилов)

2) 24 декабря 1988 года. Так долго не писала; трудно было последнее время писать искренне. Одну минуту любила одно, желала другого, другую мечтала совсем об обратном, и то мне казалось диким и невозможным. Оттого так мучительно. И всё, что я передумала и перечувствовала за это время, совершенно для меня бесплодно. Я не поумнела, напротив, запуталась и устала страшно. Жить надо каждый день, и надо быть счастливой. Ведь счастье же есть?...

(Т. Сухотина-Толстая)

5. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

- Таким образом,  в художественном стиле речи для создания образности используют два вида языковых средств: во-первых, это собственно образные средства самого языка – лексические, семантические, фразеологические поэтизмы, тропы, фигуры; во-вторых, это нейтральные в языке элементы, которые в структуре художественного произведения становятся образными. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что стиль художественной литературы обладает рядом особенностей, позволяющих ему занять в системе функциональных стилей русского языка своё, особое, место.

VI. Домашнее задание

  1. Повторить теоретический материал по теме урока.
  2. Выполнить (письменно) упражнение (по выбору учителя).
  3. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре лирической зарисовки о том, что вы любите, чем обычно занимаетесь на досуге.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»  Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Тема:...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах. Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют с...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Приме...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют со...

Элективный курс "Развитие письменной монологической речи"

Курс нацелен на подготовку выпускников к сочинению по литературе и написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку...