Элективный курс Развитие речи
элективный курс по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Решетникова Алмазия Ахнафовна

Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Применение ИКТ, использование групповых форм работы - один из составляющих современного урока. Всё это позволяет учителю строить занятия согласно требованиям времени.

Тема. Выразительные средства художественного стиля речи

 

Цель: дать учащимся понятие о выразительных средствах художественного стиля речи; совершенствовать умения и навыки анализировать фрагменты художественных текстов с точки зрения темы, идеи, использованных художественно-изобразительных средств.

 

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.

 

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

 

 

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о выразительных средствах художественного стиля речи; анализируют фрагменты художественных текстов с точки зрения темы, идеи, использованных художественно-изобразительных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok3.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Выразительные средства художественного стиля речи

Цель: дать учащимся понятие о выразительных средствах художественного стиля речи; совершенствовать умения и навыки анализировать фрагменты художественных текстов с точки зрения темы, идеи, использованных художественно-изобразительных средств.

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о выразительных средствах художественного стиля речи; анализируют фрагменты художественных текстов с точки зрения темы, идеи, использованных художественно-изобразительных средств.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • Чем отличается художественный стиль от других функциональных стилей русского языка?
  • Почему индивидуальность слога является важнейшей чертой художественного стиля речи?
  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Настоящий Читатель понимает язык, на котором разговаривает с ним художественный текст. Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык, без знания которого нельзя правильно прочитать художественный текст. Что же является языком литературы? Какие выразительные средства характерны для него? Ответы на эти вопросы даст сегодняшний урок.

  1. Работа над темой урока
  1. Объяснение учителя

- Художественный стиль характеризуется применением следующих выразительных средств;

  • тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;
  • фигуры речи – анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
  • ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

       Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

       Приведём отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

  • ритм, рифма;
  • инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;
  • тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;
  • синтактический параллелизм в первой строке;
  • назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

  1. Практическая работа с языковым материалом (раздаточный материал)
  • Прочитайте строки стихотворений Александра Пушкина и Владимира Бенедиктова, посвящённые основанию Петербурга. Подумайте, в чём различие предлагаемых отрывков.  Проанализируйте слова, которые выбрали поэты. Обратите внимание на тон стихов. Сформируйте выводы. Сопоставьте свои выводы с мнением Николая Некрасова.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море…

                                                         (А. Пушкин)

Раз, заметив захолустье,

Лес, болотный уголок,

Глушь кругом, при Невском устье

Заложил он городок…

                                                         (В. Бенедиктов)

     Кто не почувствует, как эта картина бедна, неполна и неверна, начиная с природы до того, что думает или говорит у г. Бенедиктова преобразователь, решаясь заложить город?

    Захолустье, болотный уголок – разве эти слова сколько-нибудь дают понятие о пустынной, грандиозной и дикой природе, среди которой гениальная мысль великого угадила необходимость русского города?... мы не думаем требовать, чтобы г. Бенедиктов дал нам нечто равняющееся достоинством Пушкину, мы только обращаем внимание его  и наших читателей на тон, которым говорит Пушкин сравнительно с тоном г. Бенедиктова. Не правда ли, тон не последнее дело в литературном произведении, не говоря уже о других требованиях?

    Важные исторические факты, имевшие столь сильное влияние на судьбу целого народа, не являются ль настолько в чужом им свете, переданные таким тоном с такой точки зрения?

     Это не народный язык и не язык людей образованных, что же это такое?... не берёмся отвечать, -знаем только, что на такой тон нельзя написать удовлетворительного произведения о предмете, который избрал г. Бенедиктов.

(Н. Некрасов)


4. «Умники и умницы» («Учимся понимать поэтический текст»)

  • Прочитайте и сравните два фрагмента. Первый – начало стихотворения А. Фета, которое  называется по первой строке. Второй – отрывок из стихотворения Б. Пастернака «Марбург».
  1. Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках,

Если луна с высоты прямо глядит на меня

И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами

По полу, комнату всю дымом прозрачным поя…

  1. Ведь ночи играть садятся в шахматы

Со мной на лунном паркетном полу…

  • Всё ли вы расшифровали в строках А. Фета? Откуда берутся квадраты на полу комнаты?
  • Как, по вашему мнению, мог возникнуть образ ночей, которые садятся играть с поэтом в шахматы? Что могло подсказать такой образ?
  • Чей образ, по-вашему, сложнее – Фета или Пастернака? Почему?

5.Работа с упражнениями (по выбору учителя)

V. Рефлексия. Поведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

     Сформируйте по материалам урока вопросы так, чтобы при ответе на них можно было раскрыть специфику художественного стиля речи.

VI .Домашнее задание

  1. Повторить теоритический материал по теме урока.
  2. Выполнить (письменно) упражнение (по выбору учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»  Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса по русскому языку в старших классах, но также можно применить для проведения консультаций по подготовке к ЕГЭ, на уроках в профильных классах.Тема:...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах. Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют с...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективного курса, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Применение ИКТ, групповых форм работы способствуют со...

Элективный курс Развитие речи

Занятие разработано для проведения элективных курсов, но также можно использовать для подготовки к ЕГЭ, для проведения уроков в профильных классах.Тема. Особенности языка художественной литературыЦель...

Элективный курс "Развитие письменной монологической речи"

Курс нацелен на подготовку выпускников к сочинению по литературе и написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку...