Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Корпусева Вера Алексеевна

урокУрок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rodnom_krae.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                                           Русский язык, 9 класс.

     Тема урока: Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села».

     Цели урока:1) Рассмотреть темы сочинений, обсудить их; остановиться на      одной из тем, подобрать эпиграф, составить план, выявить главную мысль сочинения, подобрать тезисы и отрывки из стихотворных и прозаических произведений.

  1. Развивать умение учащихся связно излагать свои мысли, находить главное в тексте, использовать необходимые факты из краеведческого материала о происхождении д.Крупец.

3) Воспитывать любовь к своему краю.         

Наглядность: 1) Иллюстрации ребят на темы: «Любимый уголок родного  края» и «Достопримечательности нашего села».

  1. Картины природы в изображении знаменитых художников:  Шишкина,  Левитана, Поленова.

3)  Фотокопии краеведческого материала « Крупец мой, уютный уголок!»

ТСО: проигрыватель, песня «С чего начинается Родина?»

На свете лучше края нет! - считают земляки.

                                               С. Викулов.

Что означает Родину любить?

Во-первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счете к ней вернуться -

Не прерывать связующую нить.

                                                                А. Межиров.

И все взыскательнее память

К началу всех моих начал.

                                                А. Твардовский.

                                        Ход урока.

   

  1. Вступительное слово учителя. Родина - это то родное и близкое, с которым народ связан глубинной, нерасторжимой связью. Недаром русские богатыри прикладывались, как к святыне, к матушке - сырой земле, и она вновь и вновь давала им живительные силы. А на чужой земле не прижилась даже березка, которую привез С. Рахманинов из России. А с чего начинается Родина?

                    ( Звучит песня « С чего начинается Родина?»

       -Ребята, а  с чего начинается ваша Родина?

 «У большинства людей, - писал А. Твардовский, - чувство Родины в обширном смысле - родной страны, Отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной - красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений человеческой души; с нею, с одной отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые, и - в великом целом своем - для всех одна».

    Ребята, жизнь и творчество любого писателя или художника нельзя представить без единства с родной землей, знакомой и близкой ему с детства - без «малой родины».

   И если быть внимательным и чутким, то можно услышать голос земли, потому что мы являемся ее частью.

                       (Ученик читает отрывок из поэмы Н. Босикова «Голос земли»)

 

Я - солнца, неба и земли

единокровный сын.

Я - часть земли, в ее дали

среди ее долин.

Жив изобилием земным

И солнечным теплом,

под ясным небом голубым

стоит мой отчий дом...

Среди атласа моего -

курган и солнца шар

над всей тайгой из-за него

рождал зари пожар.

Над ним круглится небосвод,

под ним - лишь припади,

услышишь - сердце гулко бьет,

как колокол в груди.

С кургана я встречал восход

и провожал закат.

Бледней беда моя с высот

казалась во сто крат,

а радость ярче и светлей,

и счастья бубенцы

звенели там еще сильней,

летя во все концы.

Там я мальчишкою играл

и среди трав густых

со вздохом голос услыхал

Земли глубин сырых...

И, наверно, этот голос был слышен А. Пушкину в Михайловском, М. Лермонтову в Тарханах, А. Некрасову в Карабихе, когда они создавали свои прекрасные строки о Родине.

     II. Новая тема.

  1. Слово учителя. Ребята, в 8 классе вы уже писали сочинение-описание о родном крае по темам: «Любимый уголок родного края», «Достопримечательность нашего села»,  «Удивительное рядом», «Село, в котором я живу».
  1.  
  2.                        - А какие еще типы сочинений вы знаете? (Повествование, рассуждение).
  3.                        Сегодня  мы будем работать над  сочинением - рассуждением о родном крае.
  4.  

- Какова композиция такого сочинения?

 

Композиция сочинения-рассуждения такова:

1) Главная мысль, основной тезис.

2)Доказательства этой мысли (рассуждения).

  1. Вывод, перекликающийся с главной мыслью.

  1. Записать в тетради примерные темы сочинений:

   1) «За что я люблю свой край».

   2)«Выше счастья Родины нет в мире ничего».

   3)«С чего начинается Родина?»

   4)«Люблю тебя, моя Россия».

5)«Прошлое и настоящее нашего села».

  1. Слово учителя. Природа и родина... Глубоко символично, что у этих слов один корень (род). Для многих из нас емкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твое детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за околицей.

        Назвать синонимы к слову Родина. (Отечество, отчизна, родные просторы, отчие края).

Записать опорные слова (определения), относящиеся к этому слову. (Красивая, родная, чудная, чудесная, прекрасная, богатая, необыкновенная, неповторимая, незабываемая, волнующая, цветущая, замечательная, мощная, огромная, необъятная, милая, любимая и т.д.)

 

  1. Обсуждение тем и запись планов к сочинениям.

                    План сочинения по теме: «За что я люблю свой край»

I.  Родной Брянский  край.

II. «О как ты дорог мне, мой край родной».

   1. Писатели-земляки о неповторимости красоты родной природы.

   2. Знали наши предки, где возводить селенья.

   3.  Наши замечательные земляки.

   4.  Чем славится наш край.

   5.  Что должно измениться на Брянской земле.

    III. «Но если б вырос я в другом краю». (А. Яшин)

                         План сочинения по теме: «Выше счастья Родины нет в мире ничего».

I.С чего начинается Родина?

II. Что я постараюсь сделать для счастья нашей Родины.

  1. Глубже изучать ее прошлое и настоящее.
  2. Оберегать родную природу, приумножать ее красоту.
  3. Свято хранить боевые и трудовые традиции Отчизны.
  4. Добросовестно трудиться на благо Родины.
  1. Мне без Родины жить невозможно.

  1. Подбор эпиграфа к сочинению.

1)  Ты силы мне даешь, Земля,                                                                                                              

родная мать моя,

ты мой атлас, тайга, поля

и дальние края.

           

                                          Н. Босиков.

2)Я люблю на своей великой Родине все...

                                          Н. Смирнов.

 

3)     Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

                             Н. Языков.

  1. Коллективное составление плана по теме: «Прошлое и настоящее нашего села».

                             План (Вариант №1).

    1. С чего начинается Родина?

    2. Из истории происхождения родного села:

      а) название;

      б) месторасположение;

      в) первые жители.

3. Достопримечательности современного Крупца:

     а) памятник погибшим;

     б) красивая школа;

        в) медпункт;

        г) ключи;

     4.Наши замечательные земляки.

  5.Каким бы я хотел видеть свое село в будущем.

                         План (Вариант №2)

  1. Тихая моя родина — деревня Крупец.
  2. Что в имени твоем?
  3. Начало всех моих начал:

     а) первые земельные наделы на крупецкой земле;

     б) «простые звуки родины моей»;

     в) «умели строить наши деды».

  1. Облик современного села:

      а) красивая школа;

      б) ключи;

         в) памятник погибшим воинам;

  1. «Земляков своих знаю наперечет».
  2.  «Но если б вырос я в другом краю».

5. Подбор эпиграфа к этому сочинению (можно использовать эпиграфы к уроку).

  1. Сообщение «Из истории происхождения деревни Крупец»

 

Крупец— основана во второй половине XVII века как слобода в составе Брасовского стана Комарицкой волости; с 1697 года — село с храмом Космы и Дамиана. С 1741 года — владение Апраксиных.

В 1779 году приход был переведён в Холмецкий Хутор, после чего прежнее село Крупец стало называться деревней, а Холмецкий Хутор — селом Крупец; по этой причине сведения по этим двум населённым пунктам часто бывают спутаны.

В 1778—1782 гг. — в Луганском уезде, затем до 1929 в Севском уезде (с 1861 года — центр Крупецкой волости, с 1924 в Брасовской волости). С 1880-х гг. (с перерывами) работала школа грамоты, в 1909 была открыта церковно-приходская школа.

Холмецкий Хутор — расположено в 4 км к западу от деревни Крупец.
  Впервые упоминается во второй половине XVIII века в составе Брасовского стана Севского уезда; в 1778—1782 гг. входило в Луганский уезд, затем вновь в Севском уезде (до 1929). Бывшее владение Апраксиных, устроивших здесь крупный винокуренный завод. В 1779 году был сооружен храм Святого Макария (не сохранился) взамен ветхого храма в селе Крупец, после чего прежнее село Крупец стало называться деревней, а Холмецкий Хутор — селом Крупец (название использовалось до начала XX века); по этой причине сведения по этим двум населённым пунктам часто бывают спутаны. С 1861 года — в составе Крупецкой волости Севского уезда, с 1924 в Брасовской волости, с 1929 года в Брасовском районе. До 1930-х гг. — центр Холмецкого сельсовета.
Большой пруд на ручье "Нижний" (прежнее название этого ручья — Холмечь, от чего происходит название села и другие местные топонимы).

  1. Поэты земли крупецкой о своем крае. 

Михаил Логутенков

Крупец мой, уютный уголок.

Светлана Соколова. г.Калуга. Российский союз профессиональных литераторов

Уголок России

Тонкие кудрявятся березы,

Мудрый клен с ракитами в печали,

Разнотравья сочные покосы

В стороне от шума магистрали.

Промывает камни родничок -

До чего ж студеная водица! -

И к реке Неруссе ручейками

Вдоль лугов петляет, серебрится.

А над ними рыхлый и белесый,

Лег туман, похожий на медведя.

Петушиный крик разноголосый

Крупетчан тревожат на рассвете,

В аромате пышная сиренька

Расплескалась по лиловой зорьке...

Дорогая сердцу деревенька -

рубленые избы на пригорке.

Босиком по летнему раздолью

Заблужусь в очах небесной сини...

Манит. Ждет. Встречает хлеьом-солью

Самый лучший уголок России!

погибшим в годы Великой Отечественной войны.

       Сквозь черный мрамор, глубь земли заткнувший,

       седая глыба мощно проросла,       

 

       как высохший плавник, как ость крыла.

       О, каменная боль войны минувшей!

                                               Н. Босиков.

    Это страница истории нашего села, историческое прошлое крупетчан. Ведь нет у нас ни одной семьи, которая бы не потеряла кого-то из своих близких на этой войне. Ведь именно они, кто так любил Родину, и чьи имена высечены на мемориальной доске, не дали гитлеровцам растоптать нашу землю.

    На пьедестале с одной стороны изображен умирающий солдат, а с другой - скорбно склонившая голову мать. Между ними надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто!»

    И в память о них мы часто несем цветы к подножию памятника.

           Растет трава, она растет над вами,

        чьи души к нам сквозь время проросли

        и стали горькой памятью земли,

        как блики солнца стали здесь цветами.

                                                   Н. Босиков.

                                                                              Наша школа.

   Одной из достопримечательностей нашего села является новая красавица-школа. Она построена в 1979 году. Это здание двухэтажное, и его далеко видно. На первом этаже занимаются начальные классы, находится кабинет географии, кабинет русского языка и технологии,а на втором - старшие. В школе имеется прекрасный спортзал, где ребята с удовольствием проводят уроки физкультуры, занимаются в спортивной секции. Около школы есть большая спортивная площадка, где учащиеся проводят много времени в летнее время.

  Вокруг школы растут деревья и кустарники, посаженные руками школьников. Некоторые саженцы погибли, а уцелевшие уже стали большие. Это березки, ивы, тополя. И благодаря им школа преображается. А в будущем они будут представлять собой целый парк, где начнут петь свои песни птицы и веселиться дети.

   Это самое дорогое место для тех, кто учится и учился в стенах нашей школы.

                                                                Ключи.

   

                                                   

Наши замечательные земляки.

 Земляков своих знаю наперечет:

Кто мастак на все руки - шофер,

комбайнер, рыболов и монтер...

Земляков своих знаю наперечет!

                                                                                  Н. Босиков.

 

  1. Стихи о родине пишут сами ученики.

  1. Работа по карточкам (выборочно)

Дидактический материал дан ниже.

  1. Заключение. Ребята, напишите дома сочинение на одну из предложенных тем. Изложите свои мысли о «большой» Родине и о «малой». Пусть каждый образно нарисует тот клочок земли, на котором был сделан первый в жизни шаг, где впервые он любовался красотой заката и слушал пение птиц, где научился распознавать добро и зло, правду и ложь. Пусть каждый сумеет сохранить в своем сердце самые хорошие и добрые чувства по отношению к своей земле. И запомните: человек не выбирает себе Родину, как и родителей, и принимает ее такой, какая она есть. Там, где мы живем, все бесценно.

«Там все нас может восхищать

 Там все прекрасно, все нам мило».

                                      Н. Языков.

                                                               

               

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. (сочинение о родном крае)

КАРТОЧКА №1

Прочитайте выразительно. Какова главная мысль этого стихотворения? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объяснить значение выделенного слова.

 

Р...дную землю надо

                          всю любить,

А не одни красивые пейзажи.

Где нету и тр...винки малой

                                            даже,

И ту нельзя любов...ю обделить.

И ту гниющую в болотист...

                                    глуши,

И ту, что вся п...трескалась

                                 (от) зноя,

Люби!

Приди, тр...сину осуши,

И напои пески живой

                                     вод... .

Твоей любов...ю пре...бражена,

Что(б) вся земля цвела и

                                  к...лосилась,

Что(б) и сама потом дивилас... ,

Какой пр...красной

Может быть она.

                          П. Богданов.

                                                                    КАРТОЧКА №2

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите виды придаточных в сложноподчиненных предложениях. Постройте схемы 3 и 4 предложений.  

Являются ли выделенные слова синонимами?

   Чувство Родины рождается из любви к родному краю к природе. Человек без Родины без корней засыхает.

   Чтобы возродить Россию надо возродить духовность. Надо вспомнить, кто мы такие, где наши корни. Люди должны научиться гордиться своей страной своей культурой, как это делал великий Пушкин, который сказал: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

                                                                       КАРТОЧКА №3

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделенное слово разберите по составу.

 

                                             Два чу...ства дивно близки нам.

                                             В них обретает сер...це пищу:

                                             Любовь к р...дному пепелищу;

                                             Любовь к отеческим гробам!

                                             Жив...творящая святыня!

                                             Земля была (б) без них м...ртва.

                                                                           (А. С. Пушкин)

КАРТОЧКА №4

Выразительно прочитайте текст. Какова главная мысль этого отрывка? Озаглавьте текст, спишите, подчеркните трудные орфограммы. В 1 и 2 предложениях обозначьте вид придаточного.

 

...Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей.

   Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. ...

           Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.

В.Смирнов

КАРТОЧКА №5

Спишите, подчеркивая трудные орфограммы и расставляя знаки препинания. Какая главная мысль объединяет эти отрывки?

1. Я люблю на своей великой Родине все... Но душа этой любви - «тот уголок земли» на берегу матушки Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву весны и золото осени, блеск снега и родниковой воды.

                                                                                                                                        (Н. Смирнов)

2. Запели стерхи с берегов,

журчащих рек вдали,

и закурлыкали с лугов

призывно журавли.

                                                       (Н. Босиков)

                                                                 ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РОДИНЕ.

    Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. (Т.)

    Кто не предан всей душой пользе отечества, тот никто и ничего не может любить, кроме своей выгоды. (П. Каховский)

    Жизнь каждого принадлежит отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу. (П. Нахимов)

    Неувядаемый лавр, которым увенчивается великий человек, ложится также и на чело его народа. (Т.)

    Я люблю на своей великой Родине все...Но душа этой любви - «тот уголок земли» на берегу матушки Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву весны и золото осени, блеск снега и холодок родниковой воды. (Н. Смирнов.)

    Никакими словами не высказать, как мы любим Отчизну свою. (М. Матусовский)

    Мы готовы, Отчизна, на подвиг любой. В каждом сердце огня золотые запасы. (Л. Ошанин.)

    Многие из вас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать своим трудом, учебой.

    Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное - беречь Родину. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

    Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом. (Ю. Яковлев.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Система уроков по подготовке к сочинению-рассуждению по заданному тексту

Я пытаюсь записать разработанные уроки для подготовки к сочинению-рассуждению, чтобы было просто и понятно... Ещеработаю над этим. Пока помещаю два урока, которые буду корректировать...

Урок по подготовке к сочинению-рассуждению по тексту Ф.Искандера в 11-м классе.

Урок по подготовке к сочинению-рассуждению ЕГЭ по тексту Ф.Искандера из рассказа " Авторитет". На уроке подробно рассматривается проблема отцов и детей на основе прочитанного текста....