Главные вкладки

    Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

    Карачёва Елена Валентиновна

    Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждения на основе прочитанного текста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx25.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 9 классе по теме

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА»

    Цели: - расширить и углубить представление обучающихся о сочинении-

                 рассуждении  на лингвистическую тему, продолжить работу по

                 созданию устных и письменных речевых высказываний в форме

                 рассуждения на основе прочитанного текста;

               - развивать навыки написания сочинения-рассуждения на

                 лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную

                 мысль;

               - воспитывать любовь к русскому слову, русскому языку.

    Ход урока.

    I. Организационный момент. Постановка целей урока.

         Сегодня на уроке мы должны расширить и углубить представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждения на основе прочитанного текста; развивать навыки написания сочинения-рассуждения, умение излагать собственную мысль.

    Эпиграф на доске.

    Слайд. Эпиграф.

                                                               Когда суть дела обдумана заранее,                                                      

                                                               Слова приходят сами собой.

                                                                                                         Гораций.

    - Как вы понимаете эпиграф, исходя из целей нашего урока?

    II. Чтение текста учителем. У всех обучающихся тексты на партах.

              1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.

         2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина  - самая счастливая. 3) Отчего? 4) Ну, во-первых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7) При других – пожалуйста, потому что при других  только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.

         14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.

         15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:

         - 19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!

         20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна – радиодиктор, другая – теледиктор.

         24) Но разница между ними всё-таки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.

         - 26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. - 28) Это мама лицо вывеской называет. - 29) Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.

         31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды – взорвётся.

         33) Да что там говорить… 34) Счастливая – несчастливая. 35) Это же не только от везения зависит, от выигрыша какого-то, это ведь не лотерея.

         36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.

         39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!

         43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45) Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. 46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.

         48) Выходит, несчастным и от доброты  тоже стать можно.

         49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. 51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но придумать ничего не может.

                                                                                                      (По А. Лиханову)

    - Каким мы видим героя текста? (Ответы учащихся)

    III. Работа над словом.

    Слайд

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

         Итак, на основе прочитанного текста нам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

    - Посмотрите на слайд. Какие слова в этой фразе являются ключевыми? (рассуждение, лингвистическая)

    - Что такое лингвистика? (наука о языке)

    - Что будет являться предметом анализа в таких сочинениях? (языковые явление, лингвистические термины, понятия, имеющие отношения к русскому языку)

         Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Придётся рассуждать о языке, языковых явлениях, о понятиях, имеющих отношение к русскому языку).

    - Как строится такой тип речи, как рассуждение? (Ответы учащихся)

    Слайд

    1. Тезис (положение, которое необходимо доказать)

    2. Аргументы (доказательства), примеры.

    3. Вывод.

    IV. Работа над тезисом.

         Вернёмся к нашему заданию части С.

    Слайд

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

    И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

    ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ!

         Имейте в виду: высказывания и тексты, на основе которых вы будете писать сочинения, будут разные.

         Итак, начинаем писать сочинение с тезиса.

    Слайд

    Тезис.

    Начать сочинение можно словами автора высказывания.

    Фамилию автора высказывания и само высказывание пишем без ошибок!

    Абзац!

         - Напишите тезис. Прочитаем тезис.

         И.А. Гончаров писал: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

                               

    V. Работа над аргументацией.

    Слайд

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

    И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

    - К какой тематической группе можно отнести высказывание Гончарова?

    Слайд

    - Лексика и фразеология                          - Пунктуация

    - Лексика и грамматика                           - Язык и речь

    - Синтаксис                                               - Язык художественной литературы,

                                                                          средства речевой выразительности

    Слайд

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

    И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

    - Внимательно прочитайте высказывание.

    - Подчеркните, выделите ключевые слова цитаты.

    - Как вы понимаете эту фразу? Объясните.

         Напишите объяснение, используя речевые клише.

    Слайд

    - Эту фразу я понимаю так.

    - С высказыванием Гончарова трудно не согласиться.

    - Несомненно, утверждение Гончарова верно.

    - Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

         Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык – это речь, способность говорить. Речь – один из видов общения. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному.

         Язык не только говор, речь, а ещё и чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры.

         По тому, как человек говорит, мы легко можем определить уровень образованности и воспитанности.

         Речь человека может продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту.  

         Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.

         Когда человек начинает говорить, он раскрывается перед собеседником.

         Писатели при помощи слов раскрывают внутренний мир героев.  

    - Прочитайте объяснение высказывания Гончарова.

    VI. Работа над примерами.

    Слайд

    1. Внимательно перечитайте текст.

    2. Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию.

    3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или

        применяйте цитирование.

    - Как вы думаете, какие можно привести примеры? Про кого будем писать? (Про Серёжу и про тётю Нину)

    - Вы уже отвечали на вопрос о главном герое. Обобщим характеристику и приведём примеры. Каков Серёжа? Какие предложения говорят о его характере, душе?

    Слайд

    1 пример

    внутренний мир героя (предложения 49, 51, 52))

    - В подтверждении тезиса приведу пример из текста.

    - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

    - В качестве примера приведу предложение… текста.

    - Рассмотрим предложение. В нём…

    - Проиллюстрировать это можно на примере … предложения.

    - В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения

    Абзац!

          Язык помогает понять внутреннее состояние человека: «Серёже делается жалко маму», «Сердце у него щемит от жалости» (предложения 49, 51). О роли слова в жизни человека говорится в предложении 52: «Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо…». Эти мысли Серёжи позволяют сделать вывод, что герой душевный, чуткий человек.

    - Напишите первый пример. Прочитайте.

    - Что вы можете сказать о тёте Нине?

    Слайд

    2 пример

    внутренний мир тёти Нины (предложения 10, 13, 39)

    - Ещё одним примером может стать предложение …

    - В качестве второго примера я хотел (а) бы привести …

    Абзац!

         С помощью языка можно подчеркнуть душевные качества человека. Предложения 10, 13 показывают нам, что тётя Нина умеет обаять людей: «Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная». Рассказчик размышляет о состоянии души героини в предложении 39. Эпитеты весёлая, лёгкая, добрая подчёркивают обаятельность тёти Нины.

    - Напишите второй пример. Прочитайте.

    VII. Работа над выводом.

    Вывод

    - Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…»

    - Таким образом, утверждение Гончарова справедливо.

    - Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо.

    - Из всего выше сказанного следует…

    Абзац!

    - Напишите вывод.

    VIII. Актуализация знаний.

    - Итак, ещё раз вспомним алгоритм план нашего сочинения-рассуждения.

    Слайд

    План.

    1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.

    2. Первый пример на основе прочитанного текста.

    3. Второй пример на основе прочитанного текста.

    4. Вывод.

    Должно быть 4 абзаца!

    Объём сочинения не менее 70 слов.

    Слайд

    Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте:

    - правильно ли разделён текст на абзацы;

    - не нарушена ли логика, связь слов;

    - нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых,

                                                       грамматических);

    - перепишите сочинение на чистовик аккуратным, разборчивым почерком.

    IX. Подведение итогов.

    - Итак, сегодня на уроке мы обдумали ход работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Гораций прав. Перед написанием сочинения и после него необходимо всё обдумать .

    Слайд

    Спасибо за работу!

     

       

     

         

         

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

    На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

    Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе

    Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в по...

    Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"

    Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы  "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет  при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ....

    Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

    Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

    Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

    Тип урока: урок обучающего сочинения.Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.Задачи урока:образоват...

    Урок русского языка в 10 классе в разделе «Комплексный анализ текста» Тема: «Способность осознать мир через образы, которые создаёт сам че¬ловек. Работа над материалами из базы заданий ЕГЭ»

    Цель:•        закрепление навыков работы с языковым материалом, представленным в виде отдельных слов,  предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в текс...

    11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....