Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Лапина Оксана Адольфовна

Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в полной мере реализовать как образовательный, так и воспитательный потенциал материала урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  От анализа текста  к сочинению (урок-практикум )

Цели: 

1) закрепить умения и навыки работы с текстом;

2) развить мыслительно - речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

3) воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.

Оборудование: 

1) записи на доске;

2) памятки «Композиция сочинения»;

3) тексты на каждой парте;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

III. Работа с текстом К. Паустовского.

Чтение текста учителем

        (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) в нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась заря. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г.Паустовскому)

 Анализ текста

1.Какие проблемы  поднимаются автором текста?

  1. Проблема  материнства
  2. Проблема формирования  личности
  3. Проблема взаимоотношений в семье
  4. Проблема бессердечия и душевной черствости
  5. Проблема одиночества

2. К какому разряду можно отнести данную проблему?

  1. Философская
  2. Социальная
  3. Политическая
  4. Нравственная

3. Выберите из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.

  1. Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходиться расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает  свое тепло, любовь и заботу.
  2. Русская женщина…   Её образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе стойкости с этим образом. Это заметил и писатель  ________, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.

4.Прокомментируйте следующую ситуацию:

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам Бог.

5.Найдите  4 орфографические  и    2 пунктуационные  ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

Проблему чувства одиночества героини К.Паустовский раскрывает на примере судьбы Катерины Ивановны, которая выростила дочь и  осталась  одинокой женщиной. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе  несчасной женщины. Прогуливаясь по саду,  её  как и одинокую обветренную липу в облетевшем саду жизни  греют воспоменания о весне, когда молодой   читала Тургенева, как сажала эти деревья.  Рассказчик признается, как был бы рад, если бы у него была такая мама любящая, не смотряниначто.

6.Напишите, как К.Паустовский выражает свое отношение к  изображаемому. При необходимости используйте следующие языковые клише.

Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме ….

Автор считает, что …

Автор подводит читателя к мысли о том, что ….

Автор стремиться донести до читателя мысли о том, что ….

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.

1.А.Чехов «Ванька», «Тоска»

2. А.Алексин «Раздел имущества»

3.В.Распутин «Уроки французского»

4.Э. Хемингуэй «Старик и море»

5.Л.Толстой «Война и мир»

6.М.Горький «На дне»

8.Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной.

  • нельзя остаться равнодушным …
  • к сожалению …
  • огорчает то, что …
  • разделяя переживания автора, хочу сказать, что …

9. Напишите заключительную часть сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть сложноподчиненного предложения.

       Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны.

Д.С.Лихачев

10. Прочитайте фрагмент сочинения. Иллюстрацией к чему в исходном тексте может служить  его содержание  (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение).

Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем любить своих детей и радоваться их удачам.

11. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

IV. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)

Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...

Конспект урока развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)

Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить ...