Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ по русскому языку. Сегодня мы с вами и порассуждаем на эту тему, и поработаем над подготовкой учащихся к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Основной вопрос нашего мастер-класса «Как сделать так, чтобы работа с текстом стала для учащихся не непосильным трудом, а решаемой задачей?» Для решения этого вопроса мы используем современные педагогические технологии. Это и комментированное чтение, и ряд техник и методов сингапурской системы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Цель: -выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
как жизнелюбие, сострадание, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;
Ход урока.
- Организационный момент. (1 мин)
Приветствие. Чтение стихотворения.
А музыка в душе моей струится,
Неся в себе блаженство и покой.
Я верю в вечный праздник жизни,
В добро, в свободу мысли, в мир, любовь.
И пусть не умолкают эти звуки,
Чтоб в каждом сердце отклик их звучал,
И новый день, как продолжение жизни,
Предстал началом всех начал.
Рожденье дня! Какое это счастье …
Проснуться и рассвет в себя вдохнуть,
Сказать всему живому: “Здравствуй”! —
И в новый день с улыбкой заглянуть,
Петь песни, радуясь любому делу,
Себя с восторгом людям всем дарить
И получать в ответ добро и нежность,
Осознавая, как прекрасно жить!!!
- Понравилось вам это стихотворение?
- О чем оно?
- Главная мысль этого стихотворения будет связана с темой нашего урока.
- Актуализация знаний (Групповая работа) (15 мин)
- Я хочу, чтобы вы сыграли со мной в одну игру. Она называется «Третий конверт»
- Для игры мне нужна инициативная группа.
Задание группе:
На экране вы видите слова. И вот мое первое задание «Работая как группа, составьте небольшой связный текст со словами: СЛОВАРЬ, ПОДАРОК, КНИГА, СЕРЬЕЗНЫЙ,СТАТЬИ,ОТВЕТЫ,ВОПРОСЫ. Вы можете добавлять новые слова, менять форму этих слов»
. - Пока ребята работают, хочу раскрыть некоторые карты. Дело в том, что произведение, которое мы будем анализировать, написано в форме писем.
-А какие писатели прибегают к этому жанру? (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.С. Пушкин и другие)
- А какие современные писатели? (Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
- А еще? «Гарри Поттер»
Не секрет, что зачастую некоторые писатели в своих произведениях прибегают к эпистолярному жанру.
- Для чего это нужно? ( Рассказать о самом сокровенном)
Ребята, готовы зачитать свои тексты?
- Произведение, которое мы будем анализировать написано в форме писем. Давайте обратимся к первому письму. В этом письме как раз использовались эти слова. Посмотрим, как они действуют там.
Учитель зачитывает текст из произведения.
- Какие слова ищет герой в Медицинском словаре? (Бог,жизнь,смерть)
Обратимся к одному из них. Например, «ЖИЗНЬ».
- Задание второе для вас: «Напишите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «ЖИЗНЬ»?
(Участники зачитывают свои ассоциации)
-Посмотрите, какое определение дано слову «ЖИЗНЬ» в словаре Ожегова.
(на экране определение слова «ЖИЗНЬ» из словаря ОЖЕГОВА)
- А ваши определения нашли свое отражение в словаре? (ДА)
Но в словаре нет таких слов, как : рассвет, движение…
Наши ассоциации намного глубже и сложнее, чем определение в словаре. Но интересно, что и ваши ассоциативные ряды не совпали. А почему? (Разное представление о жизни)
- А откуда берется это представление? ( из опыта)
-Вернемся к письму. Как вы думаете, кто его написал? Сколько нашему герою лет? В какое время жил?
- Обратите внимание, что у вас в письме пропущена первая строчка и обращение. А первая строчка такая: «Сегодня я прожил от семидесяти до восьмидесяти и много размышлял».
- Какие вопросы вызывает эта строчка? Как за один день можно прожить целое десятилетие?
- Пролить свет на эти строки поможет история ,рассказанная в этом письме.
- Чем его удивляет этот подарок? Чем он гениален? Как можно связать историю цветка с этой строчкой?
(Один день сравнивается с целым десятилетием. Целая жизнь за какой-то короткий срок)
_Кому же мальчик мог писать это письмо? (БОГУ)
«ДОРОГОЙ БОГ!»
- Итак, это десятилетний мальчик. Он серьезно болен. Ему осталось жить несколько дней. Одна из медсестер предлагает ему сыграть в одну игру. Проживать за 1 день целое десятилетие. И это письмо написано на 7-й день игры.
- Вы сказали, что мы свои представления черпаем из жизненного опыта, но у десятилетнего мальчика немного жизненного опыта. И самое печальное, что у него и не будет этого опыта. И тогда он решает за вопросами обратиться к Богу. И самое интересное, что собеседник отвечает ему. А каким образом, давайте узнаем из последнего письма. Возьмите 2-й конверт.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА . УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ПИСЬМО.
- Какая же тайна открылась Оскару?
- Мы в повседневной суете забываем об этом. Вот Оскару открылась эта тайна. Я надеюсь,что и мы с вами сегодня сделали открытие. (Это произведение современного французского писателя Э.Э Штитта «Оскар и Розовая Дама»,написанное в 2005 году.
- Эти 15 минут мы прожили с эти текстом
- Но игра называется « 3-й конверт»
Откройте 3-й конверт. Пустой? Да, действительно, пустой!
- Я предлагаю, взять его себе. Оскар сделал свое открытие. Я предлагаю и вам сделать свое ОТКРЫТИЕ!
- Какое открытие сделал Оскар? (Нужно каждый день проживать как последний)
- Какое качество характера помогло Оскару сделать такое открытие? (Любовь к жизни)
3. Работа над определением. (3 мин)
-Как вы понимаете значение этого слова?
ЖИЗНЕЛЮБИЕ-это такое человеческое качество, которое даёт человеку возможность в полной мере наслаждаться своей жизнью, ценить её, замечать её красоту.
ЖИЗНЕЛЮБИЕ - ср. Любовь к жизни. Толковый Словарь Ожегова
- Подберите к этому слову синонимы и антонимы (бодрость, веселость, жизнерадостность, оптимистичность...; уныние, тоска, грусть)
4. Анализ текста из повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» 7 мин
(Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. Кондратьев — один из писателей фронтового поколения. Первое произведение Кондратьева - повесть "Сашка" - появилось в журнале "Дружба народов" в 1979 и. сразу получило высокую оценку критики и признание читателей.)
(1) Да, поняли они кое-что за этот долгий утомный день: и что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит. (2) (3)Это когда по Сибири катили, глядели на них все жалостливо, руками махали, приветствовали, а бабы некоторые даже крестом осеняли их вагоны — едут защитники Родины, едут кровь проливать, жизни ложить...
(4) А тут пролили они кровушку, а никакого по этому случаю события, никто в ладони не хлопает, никто по этому поводу не умиляется, никто самогону на их пути не выставляет .(5) Конечно, так они не думали, но все же представляли, что будет к ним внимания в тылу больше, а сейчас видели — прошлась война по этим проселкам, по этим деревням, разорила, своих забот полон рот у людей, не до солдатиков, которых и виноватить можно, что допустили войну до них, до глубокого тыла, чуть ли не до Москвы самой…(6). И, когда подходили к кому дорогу спросить, отвечали им охотно, но в лицах напряжение (как бы чего другого не спросили), а отходя, примечали они, как облегченно вздыхали те.
(7) — Вы как желаете, а я больше не ходок. (8)Буду на ночевку проситься, — сказал хромой и поднялся.
(9) — Лады, дойдем до деревни, а там посмотрим, — решил второй, тоже в руку раненный, только в правую, и в шину проволочную упакованную, и встал вслед.
(10) И поплелись они, тяня шаг, вздыхая и покряхтывая...(11) Вскоре вышли к небольшой деревеньке, домов десять — двенадцать, и постучались в избу, что побогаче выглядела, с наличниками резными и палисадом из штакетника, но никто не отзывался. (12) Постучали во второй раз, тоже ни звука. (13) На душе смутно — никто из них в странниках не был, никто сроду не побирался, а вот довелось, стоят, будто нищие.
(14) Раненный в ногу озлился, застучал палкой в окошко, да так, что чуть стекло не разбил.(15) Отодвинулась тогда занавеска, и выглянула старуха древняя.
(16) — Переночевать, бабка, требуется. Раненые мы.(17) С фронту идем, — сказал он грубовато и настырно.
(18) — Вижу, родимые, вижу, — запричитала старуха. — Только опоздали вы. (19)До вас калечные пришли, все места заняли. — А глазами шаркает, прямо не глядит.
(20) — Пошли дальше, ребята, — не выдержал Сашка, но в ногу раненный не успокоился:
(21)— А не врешь, старая?
(22)— Ей-богу, родимые...(23) Зачем врать-то. (24) Разве жалко?
(25) — Лады, спасибо этому дому, пойдем к другому, — взял за рукав хромого третий из них, разговорчивый сильно.
(26) — Врет же она! — упирался хромой.
(27) — Если и врет, силой же не попрешь. (28)Пошли, ребята, до места, — махнул рукой Сашка.
(29) — Вы идите, а я здесь ночлега просить буду.(30) Не могу больше топать, и все!(31) Бывайте...(32) — И раненный в ногу заковылял в дом напротив, Сашка и другой раненый пошли дальше.
(33) — Нам с тобой расставаться не след, у меня левая целая, у тебя правая. (34)В общем, две руки на двоих — не пропадем! — весело закончил раненный в руку.
(35)Сашка посмотрел на попутчика, вид у того какой-то ошалелый, глаза чудные, и улыбка с лица не сходит.(36) Всю дорогу слышал Сашка, как говорил тот без умолку, похохатывал, рукой здоровой размахивал, словно чокнутый какой.(37) И сейчас совсем вроде не расстроился, что в ночлеге отказали, что переть еще неведомо сколько.
(38)— Ты чего скучный такой идешь? — спросил он Сашку.
(39) — А чего радоваться-то?
(40) — Как чего?(41) Живые ведь... (42)Понимаешь, живые! (43)Из такой мясорубки — и живые!(44) Как же не радоваться?
(45)— Тяжелая у тебя рана?
(46) — Кость перебитая. (47)Месяца два, а то и три отваляюсь верняком. (48)Думаешь, мне жрать неохота?(49) Думаешь, не устал я?(50) Но все это мелочи жизни.(51) Главное, солнце вижу, небо, поля эти, деревушки.(52) И впереди жизни несколько месяцев! (53)Это же понять надо! — Он опять хохотнул чудно, а Сашка покачал головой — впрямь парень тронутый.
(54) Сам Сашка особой радости не ощущал. (55) Давила грудь разлучная тоска, да и дорога эта среди пожарищ и разора на веселье не располагала.
- Чему радовался попутчик Сашки?
-Почему же Сашка не радовался?
- Какие еще примеры из художественной литературы вы могли бы привести, где любовь к жизни помогла преодолеть трудности или даже выжить? (А. Т. Твардовский «Василий Теркин», Джек Лондон «Любовь к жизни»)
5. Анализ жизненных ситуаций. 3 мин
- Приведите пример из жизни, когда жизнелюбие помогало людям в сложных жизненных ситуациях, например, бороться с тяжелой болезнью, преодолевать трудности и другие.
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Я буду жить» Ю. Шацкая
6. Работа над построением сочинения – рассуждения 15.3. (работа в группах) 12 мин
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизнелюбие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку | |
Часть (абзац) | Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
1. Тезис | На мой взгляд, жизнелюбие - это...(или) |
2. Аргумент 1 | Обратимся к тексту В. Кондратьева, в котором говорится о... (или) В тексте В. Кондратьев поднимает проблему... |
3. Аргумент 2 | Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или) |
4. Заключение | Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или) В заключение я хочу сказать, что... |
1 группа: Напишите тезис и комментарий к нему.
2 группа: Напишите 1 аргумент на основе текста В. Кондратьева.
3 группа: Напишите 2 аргумент на основе анализа текста из книги Э.Э Шмитта «Оскар и Розовая Дама»
4 группа: Напишите 2 аргумент на основе жизненного опыта.
5 группа: Напишите вывод к сочинению. Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
(Все группы могут воспользоваться Памяткой (клише для написания сочинения), чтобы связать части текста.
Проверка работы групп (1 мин)
7. Рефлексия (2 мин)
- Обращаю ваше внимание к словам из стихотворения, которое я читала в начале урока.
- Какие бы строки из него могли стать эпиграфом нашего урока?
8. Задание на дом: (1 мин)
Написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое жизнелюбие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение и аргументы, разобранные на уроке.
Любить жизнь и помогать другим видеть её краски — это особый талант!
Радоваться жизни и вдохновлять других — умение по-настоящему жизнелюбивых людей!
Жизнелюбие — замечательное качество. Оно помогает жить интересно и радостно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Урок русского языка в 9 классе с презентацией «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»...
«Берегите в себе Человека!» (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 и важных в повседневной жизни )
Данная разработка поможет подготовить ребят к написанию сочинения 9.3 по одному из нравственных понятий, встречающихся в сборниках по подготовке к ОГЭ и важных в повседневной жизни. Обучающиеся смогут...
Конспект урока развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)
Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить ...