«Берегите в себе Человека!» (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 и важных в повседневной жизни )
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Старчикова Светлана Владимировна

Данная разработка поможет подготовить ребят к написанию сочинения 9.3 по одному из нравственных понятий, встречающихся в сборниках по подготовке к ОГЭ и важных в повседневной жизни. Обучающиеся смогут задуматься о таком качестве , как человечность , и поразмышляют о том, как можно его воспитывать в себе и как можно проявлять человечность в жихни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_v_sebe_cheloveka.docx100.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Берегите в себе Человека!»

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

(выполнение задания 15.3 части 3)).

Цель урока: 

выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы;

- духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

 3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие мета-предметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

План  урока.

Ӏ. Организационный момент. (Запись даты, темы урока в тетрадь).   Эмоциональный настрой. Проблемная ситуация.

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая  работа. Расширение словарного запаса учащихся.

        Задание: определить лексическое значение слова:

- человечность – человечный.

Составление схемы работы.

III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.

IV. Рефлексия.

V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность».

Ход урока.

Эпиграф на доске  (запись в тетради):

«Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».

Тема урока: Что такое человечность?(записывается позже)

Слайд 2.

Ӏ. Проблемная ситуация. Эмоциональный настрой.

1) Притча. (аудиозапись)

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи. Полоски с пословицами на доске.

-  Ребята, как вы поняли эту сказку, каков ее смысл?

-  Какие пословицы отражают смысл данной сказки? (возможно, на доске или на слайде)

-  Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобы подтвердить что в жизни бывает именно так.

- В вашем классе живет доброта, взаимовыручка?

- Ребята, как вы думаете о чем сегодня пойдет речь? (о доброте и человечности).

Тема урока - «Что такое человечность»

2) И.Митина . «Стихотворение о Человеке»

Тот в жизни многого добьётся,

Кто над другими не смеётся,

Кто средь привычной суеты

Заметит солнце и цветы.

Кто руку помощи подаст,

Родных и близких не предаст,

Кто в непростом, жестоком веке

Сумел остаться Человеком!

ӀӀ. Собеседование с классом:

  1. Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии,  как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.

- Как вы понимаете значение этого слова?  Подберем синонимы и антонимы к нему и составим группы (на доске и в тетрадях).

Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.

Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Слайд 3.

- Можно подобрать высказывания о человечности:

  • Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.

- Георгий Александров -

  • Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.

- Конфуций -

  • Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

- Василий Сухомлинский -

Слайд 4.

Обратимся к  словарю:

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь

Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечность, гуманизм, доброта, отзывчивость. Словарь русских синонимов

Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.

Слайд 5.

- А как может проявляться человечность в повседневной жизни?

Проявления человечности в повседневной жизни:

  • Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.
  • Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
  • Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.
  • Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.
  • Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.

  Отбор материала к сочинению.

1. Запишем вступление к сочинению (определение):

Человечность - это нравственное качество, которое предполагает   милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.

2. Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-5 предложений, содержащих Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, когда нужно проявлять человечность? Что может послужить причиной  проявления  бесчеловечности?

Работа над схемой сочинения - рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

Вопрос  классу:

- Какова схема построения сочинения-рассуждения?

Памятка № 1.

1 часть.  Вступление. Определение предложенного в задании слова + комментарий.

2 часть.  Первый пример – аргумент из текста + комментарий.

3 часть.  Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.  

Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!

4 часть.  Вывод (органически связанный с 1 частью).

! Не забывайте о связках между  частями, №№ предложений из текста!

ӀӀӀ.  Отбор материала к сочинению. Анализ текста.

  Готовясь  к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о  человечности в разных ее проявлениях.          

    Для анализа мы возьмём текст Бориса Васильева – русского писателя, участника ВОв.

  1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)

Текст КИМ

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39) Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40) Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49) Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)

2. Вопросы классу:

- Какова тема этого текста?  

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»

- Какова основная мысль текста? Запишем.  (всегда нужно оставаться человеком…)

3. Работа  в группах.

1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.

2-й аргумент– вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы).

- Зачитать аргументы по группам.

4.Слово учителя:   вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Памятка № 2.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни.  Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, попавшим в страшную беду.

Свое мнения я могу подтвердить примером  из  произведения… …(автора)
В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что...

Слово учителя: подводя итог нашему разговору о человечности, послушаем еще однузамечательную притчу.http://www.modelsculpt.org/attachments/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B5%D1%86-jpg.48154/

   V. Рефлексия.

  1. – Что Вы вынесли из урока?

-  Что было для вас сложным?

     2. Давайте составим правила человечности:

     - быть альтруистами;

     - бороться с эгоизмом;

     - делиться теплом;

     - нести ответственность за слова, поступки, за других людей;

     - будем испытывать стыд при виде того, что кажется аморальным;

     - совесть и нравственность -  мера человечности.          

    Домашнее задание:    написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое          человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.