Главные вкладки

    Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему:
    Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

    Прохоренко Галина Васильевна

    Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждения. Формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся.Формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства.Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл открытый урок26.81 КБ

    Предварительный просмотр:

            Подготовка к ЕГЭ (Часть С)        

    План-конспект урока русского языка в 10 классе

    Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ)

    Тема «Учимся понимать исходный текст»

    Тип урока: урок формирования умений и навыков

    Цели урока:

    образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  домашнего сочинения;

     развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

    воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства.

    Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал

    Ход урока.

    (слайд 1) 1.Оргмомент. (Слайд1)

    2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса

    Ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения  было сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

    3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока. (Слайд2)

    Еще в начале века русский ученый  К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: «Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду».

    К чему вас должна побудить сегодняшняя работа? Давайте вспомним задание части С? (Слайд3)

    Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является  правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. Перед вами рабочие листы. Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст».

     4. Формулирование цели урока. (Слайд4)

    Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию). 

    -Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя публициста Михаила Беляту. (Слайд5)

    5.Чтение текста (Слайд6)

    (1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг... (З)Люди, высыпавшие на улицы Москвы, музыка, счастливые и растерянные лица... (4)Невероятно... немыслимо... не верится...

    (5)Человек в космосе! (6)Наш! (7)Майор Гагарин! (8)Ракета «Восток»!

     (Э)Пилотируемый космический корабль! (Ю)Фантастика! (11)Здорово! (12)Здорово! (13)Здо-о-орово! (14)Ура-а-а!

     (15)Столица, покинувшая школы и учреждения, цеха заводов и университетские аудитории, отменившая театральные спектакли и киносеансы, буйствовала в пароксизме стихийных эмоций. (16)Может быть, впервые за все её восемь веков, по-настоящему искренних и чистых. (17)Даже радость школяра по поводу неожиданно отменённых уроков меркла по сравнению с этим праздником, ворвавшимся в миллионы сердец.

     (18)А потом, через несколько дней, он прилетел в Москву. (19)Прямой репортаж из «Внуково». (20)Новенький телевизор «Старт», купленный словно специально для такого случая. (21)Тес-ный кружок соседей у мерцающего чёрно-белыми картинками экрана. (22)Вот он идёт по ковровой дорожке... (23)Улыбается... (24)«А ведь симпатичный парень!» — соглашаются соседи в один голос... (25)Вот развязался шнурок... (26)Все ахают и замирают — упадёт, не упадёт... (27)Вот он докладывает Первому секретарю ЦК КПСС Хрущёву...

     (28)Конечно, многого в одиннадцать лет не понять. (29)Но ведь уже прочитаны «Аэлита», и «Туманность Андромеды», и «Война миров», а потому эмоциональный шок от реального полёта человека в космическое пространство осознаваем. (30)И память хранит даже не столько зрительные образы, сколько ощущения: радость, восторг, праздник.

     (31)Сейчас уже привыкли. (32)Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали выветриваться из памяти имена космонавтов, а очередной полёт на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. (ЗЗ)Да и немудрено — более 500 человек побывали там, если верить статистике. (34)Разве можно вспомнить всех! (35)Но первых помнят. (36)И погибших тоже помнят.

     (37)Юрий Гагарин испытывал страх перед полётом, в кабине корабля, при возвращении на Землю? (38)Разумеется, тогда, в 1961-м, мне и в голову не могли прийти подобные вопросы. (39)Самым естественным образом для мальчишки, росшего в СССР, я считал, что Юрий Гагарин был счастлив и до, и во время, и после. (40)И, конечно же, горд. (41)Причём не как-нибудь по-особенному, а исключительно законной гордостью. (42)Что же, отрочество имеет свои привилегии, в том числе и возможность быть безнаказанно глупым.

     (43)Теперь-то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему было страшно. (44)Очень. (45)Ведь летел в непознанное, в чёрную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем шансов вернуться. (46)Вряд ли это утешало или вселяло уверенность: «поддержкамиллионов», «вера в мощь советской науки», «руководящая роль партии»... (47)Безусловно, были и поддержка, и вера в науку, и руководство партии. (48)Но смерть, как и рождение, — акт интимный, совершаемый в одиночестве, даже если вокруг стоят объятые горем родственники. (49)Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не умереть принимается человеком без оглядки на «поддержку миллионов».

     (50)Именно в принятии такого решения и заключается величие этого улыбчивого и теперь уже вечно молодого русского парня. (51)Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху. (52)И мы теперь небрежно пропускаем информацию об очередном полёте в космос, забываем имена других космонавтов, рассматривая всё это как события рядовые и обыденные. (53)Наверное, так и должно быть.                                                                                                                                                            

                                                                                                                                  (По М. Беляту)

    6. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

    1. Повторение теоретических знаний о тексте(Слайд7), (Слайд8)

    -Перед тем, как разбираться в прочитанном, определите стиль текста. (Публицистический. Сообщение фактов, активное  воздействие  на чувства  человека, актуальность проблематики).

    -Мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста

    (Слайд9

    -Заметьте, один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит                      информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

    -Давайте снова обратимся к тексту. (Слайд10)

    Итак, какие слова являются ключевыми? Подчеркните в тексте.

    1 абзац - (…очередной полёт на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. Разве можно вспомнить всех!  Но первых помнят. И погибших тоже».

    2 абзац – «Теперь-то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему было страшно. Очень. Ведь летел в непознанное, в чёрную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем шансов вернуться.»

    3 абзац – «Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не умереть принимается человеком без оглядки на «поддержку миллионов».

    Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху».

    - О чем же этот текст? (Слайд11) (текст – Первых и погибших космонавтов помнят и сейчас. Подвиг Ю.А.Гагарина состоит в том, что он преодолел страх перед неизведанным и осознанно рисковал жизнью без оглядки на «поддержку миллионов»). 

    2.Формулировка проблемы

    -Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения (Слайд12). (На доске расположены карточки, которые учащиеся выстраивают в определенной схеме, вспоминая структуру сочинения-рассуждения). 

    Ещё раз посмотрите на план работы над сочинением.

    -Теперь нам необходимо отобрать информацию для написания сочинения и первый наш шаг(Слайд13) «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».

    -Для начала давайте вспомним, что такое проблема? (Слайд14)Справка: (вопрос, который     требует изучения, над которым размышляет автор текста, даёт ответы). 

    Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Как воспринимается окружающий мир и его герои в отрочестве и во взрослой жизни?»)

    -Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. (Слайд15). Чтение.

    (Как воспринимается окружающий мир и его герои в отрочестве и во взрослой жизни?

    (Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист М.Белят). В  тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема величия подвига первого космонавта Ю.А.Гагарина).

    (В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает проблему величия подвига первого космонавта Ю.А.Гагарина).

     (Слайд16).

    -Вот мы и сделали  один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 балл по К1.

    3.Составление комментария проблемы. (Слайд17).

    -Давайте вспомним, что такое комментарий? Показать ее актуальность проблемы; объяснить интерес автора к проблеме. (Слайд18).

    Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

    -К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная и т. д.)

    -Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ  и телевидении).

    -Почему эта проблема привлекла внимание автора?

    -Кого особенно интересует эта проблема? 

    - На каком материале автор рассматривает проблему? 

    -Для чего он это делает? Запишите ответ в рабочий лист.

     (Слайд19).

    -Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –

    4. Формулировка авторской позиции

    (Слайд20).-Давайте вспомним, что такое позиция автора?

    . (Слайд21). Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Справка «Как может быть выражена авторская позиция».  Типовые конструкции (Слайд22).Запишите ответ в рабочий лист. 

    (Слайд23)

    -Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили своё мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл.

    5. Аргументация собственного мнения.

    (Слайд24)

    - Аргументация собственного мнения -это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения. (Слайд25).

    -Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским? Справка. (Слайд26,27).

    - Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты) . (Слайд28).

    - После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

            Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

            Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи, например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Кубы, Венгрии, Франции, Индии и других стран.

    Получается и так, что в XX веке воля Вселенной выразилась в том, что женщина наравне с мужчиной вырвалась на просторы Космоса. Героиня Космоса, первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Валентина Терешкова – первый в Российской армии женщина-генерал ВВС. Она кандидат технических наук.   Основоположник космонавтики К.Э.Циолковский писал: «Верю в блестящее будущее человечества, верю, что человечество не только наследует Землю, но и преобразует мир планет».

    7.Поведение итого урока

    Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .

    8.Заключительное слово

    Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, умеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.

    9. Д/з: написать сочинение-рассуждение

    Используемые материалы:

    В.В. Львов, Ю.Н .Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. ФИПИ. Издательство «Экзамен». Москва.3013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения части С

    Подготовка к ЕГЭ, написание сочинения части С. В ходе урока повторяется план написания сочинения, стили речи...

    Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...

    План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

    Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

    Конспект урока русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

    Анализ публицистической философской статьи, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода статьи, закрепление понятие о мифе, сказке, притче. Роль выразительных средств языка в ...

    Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"

    Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных реч...

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

    КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

    Урок русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения по заданию 15.3

    Урок русского языка в 9 классе Тема: " Подготовка к сочинению - рассуждению задание 15.3. по теме "ДОБРОТА" (по материалам открытого банка заданий ФИПИ) с презентацией и раздаточным материалом. ...