Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Бакина Галина Сергеевна
Материал, который предложен учащимся на факультативе, дает возможность отработать правильное построение сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, углубить знание в изучениии трех видов рассуждений (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление), повторить тему "Эпитет. Роль эпитетов, их разновидности". Занятие помогает учащимся в работе с текстом, в развитии коммуникативной функции учащихся. Одновременно осуществляется проверка знаний и подготовка учащихся к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

  1. Проверка домашней работы. Сборник под редакцией Н.А. Сениной издательство «Легион» - 2015г., тест 11 С2. Прочитать работу, проанализировать.

Учитель.  Данные работы построены по схеме: (схема №1)

Тезис – рассуждение о смысле высказывания – пример явления 1, его роль – пример явления 2, его роль – вывод.

А как еще можно построить сочинение? (схема №2)

Небольшое вступление (пояснение к тезису) – пример явления 1, его роль – пример явления 2, его роль – тезис.

  1. Напомню, что существует три вида рассуждений. (Презентация)

1 слайд

Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

  • вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
  • союзы: так что, поскольку, так как, если;
  • речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…

2 слайд

Рассуждение-объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нем нет необходимости доказывать истинность и ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно. Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:

  • слова-организаторы логических связей: потому что, вот почему;
  • слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…
  • вводные слова: например, таким образом.

3 слайд

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления являются:

  • вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, очевидно;
  • речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить.
  1. Учитель. Для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему больше нам подойдет рассуждение-доказательство.  Отработаем сегодня схему построения №2.  Познакомимся с текстом из теста №12, стр.267.

После прочтения текста ответим на вопрос: «О чем этот текст?»

Нам предложено написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение».

Вопрос: Как вы понимаете эти слова?

Учитель. Вспомним, что такое эпитет? (Эпитет – образное определение предмета или действия. Эпитеты бывают изобразительные и выразительные. Изобразительные эпитеты – красочные, указывают на существенные стороны изображаемого. Эпитеты могут быть выражены  прилагательными, причастиями, существительными-приложениями, наречиями, метафорически определяющими глаголами).

4. Вопрос: Какие эпитеты вы видите в тексте и какова их роль? (Находим эпитеты, указываем номер предложения и роль этих эпитетов. Обратим внимание на эпитет, выраженный наречием.)

5. Воспользуемся трафаретом и напишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Трафарет

   Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Помимо этого, эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо признаки предметов, уточнять, создавать и передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку.

   Докажем, что Яковлев Ю.Я. использовал в своем произведении эпитеты, чтобы раскрыть свое мироощущение.

-----------------------------------------------------------------------  -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   Следовательно, высказывание Д.Э. Розенталя о том, что «изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение», верно.

6. Прочитаем работы (2-3).

7.Домашнее задание. Тест №13, С2. Выдана написанная работа учителем. Проанализировать, исправить ошибки в построении сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных реч...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...