Готовимся к ЕГЭ по русскому языку 2025 г . Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Методические рекомендации по ходу урока по подготовке сочинения по тексту В.А.Каверина. Клише по структуре сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку 2025 г . Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ

Цели урока:  

  1. подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; создать условия для работы над исходным художественным текстом; повторить композицию сочинения-рассуждения; повторить алгоритмы работы по поиску позиции автора по заявленной проблеме текста; определить цель написания текста и тренироваться применять алгоритмы в написании элементов сочинения;
  2. совершенствовать навыки анализа текста, уметь отмечать изобразительно-выразительные средства, которыми автор характеризует героев, их поступки, мысли, речь; совершенствовать умение связно излагать свои мысли;
  3. воспитывать внимательное, бережное отношение к слову, тексту;
  4. научить формировать собственную позицию в корреляции с авторской позицией.

Оборудование: исходный текст; памятки-рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; заготовки таблицы.

Ход урока

  1. Постановка цели урока.C:\Users\79628\Downloads\Притча о бабочке.jpg

От собственной позиции к позиции автора прийти можно исходя из цели написания текста. Приглашаю вас в мир волшебного слова! Будем погружаться в его тайны.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?

План сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой позиции автора по проблеме, поднятой  в тексте.

2. Комментарий к сформулированной позиции автора по проблеме исходного текста.

3. 1-й аргумент к позиции автора, комментарий.

4. 2-й аргумент к позиции автора, комментарий.

5. Анализ связки

4. Собственное мнение по проблеме с обоснованием.

5. Заключение.

- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”

1. О чём текст? Определите тему.

2. Какой вопрос рассматривает автор? Найдите отношение автора к проблеме.

3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную позицию автора текста.

4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.

5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как  автор  относится к  поставленным вопросам (проблемам)?

- Читаем текст (Диалог с текстом, направленное чтение), подчеркивая важную информацию для понимания позиции автора по заявленной проблеме. Во время чтения отмечайте ваши наблюдения, первое впечатление.

- Итак, начинаем работу над текстом.

План работы

Рабочие материалы 

1. Вступление.

Определи стиль

- Каков стиль данного текста? (Художественный)

- Каковы его основные признаки?

- Как мы работаем с художественным текстом? Чем отличается работа от такой же с публицистическим текстом?

- В каком тексте позицию автора по отношению к  проблеме определить сложнее?

- Работа по памятке «Алгоритм выявления проблемы художественного текста»

  • Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев
  • Какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках?
  • Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества? (долг, честь)
  • Сформулируйте позицию автора текста по поставленной проблеме, используя данные ключевые слова

- Вспомните, каковы бывают «Средства выражения позиции автора» (на что обращать внимание в тексте)

Определи тему

- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (проблему)

- О чем же идет речь в тексте? (О том, как безнадежный больной Власов стал поправляться благодаря письмам от «любимой» девушки.)

Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев

  • Каким мы видим Власова в начале текста?
  • Что возвращает его к жизни?
  • Почему Власов не хотел бы, чтобы подругой автора письма оказалась Луша?
  • Как герой ожидал новых писем? Почему?
  • Прислушался ли он к советам насчет здоровья?
  • Какими чувствами вместо скуки теперь наполнена душа Власова?
  • В чем заключается «загадка природы»?
  • Почему герой догадался, что письма от Луши?

Назовите изобразительно-выразительные средства, которыми автор характеризует Лушу, героя, его мысли. (Тропы: эпитеты, метафоры, сравнения; лексические: фразеологизмы, синонимы, антонимы; синтаксические средства:  восклицательные предложения, ряды однородных членов; приемы и фигуры речи: риторические вопросы, парцелляция)

Определите идею (в парах)

- Попробуйте определить идею (основную мысль) текста.  

- Работа над памяткой «От проблемы художественного текста к позиции автора»:

- выявите позицию автора;

- запишите ее в виде законченного предложения;

- определите, взаимосвязаны ли позиция автора и проблема;

- запишите позицию автора после проблемы текста;

- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать?

  1. Заставить читателей задуматься о том, что такое сила любви и как любовь может заставить человека бороться за свою жизнь.
  2. Заставить читателей задуматься о том, почему важно проявлять заботу о людях и как это пробуждает их интерес к жизни.
  3. Заставить читателей задуматься о том, что бывает ложь во спасение и как это иногда помогает людям.
  4. Заставить читателей задуматься о том, что такое внешняя и внутренняя красота человека и убедить в том, что внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой и широкой душой.

- Теперь мы можем приступить к формулировке позиции автора. Определите позицию автора.

- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

Что такое позиция автора (это отношение автора к заявленной проблеме)

  1. Что такое сила любви?
  2. Почему важно проявлять заботу о людях?
  3. Бывает ли ложь во спасение и как она иногда помогает людям?
  4. Что такое внешняя и внутренняя красота человека?

- К какой категории можно отнести эти проблемы? (Нравственной, морально-этической.)

- Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, важная.)

- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

  1. В форме лирического размышления.
  2. В форме риторического вопроса, созвучного проблеме данного текста.
  3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.
  4. В форме диалога с воображаемым собеседником о позиции автора по проблеме данного текста. И др.

- Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 2-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.

Мир, в котором живёт человек, очень хрупкий. Особенно это видно на войне. Если с человеком случается беда, очень важно, чтобы рядом был кто-то неравнодушный, тот, кто проявит заботу..., сумеет полюбить... и этим не только поддержать... , но и спасти жизнь....

...- один из писателей, который является тонким психологом, врачевателем душ. Его волнуют нравственные проблемы, в том числе и проблема ... . 

Автор текста ... не случайно обратился к теме ... . Проблема, которую он поднимает, ... . Она интересует и меня не только как читателя, но и как человека, понимающего силу...    , важность....  , значение...  .

... - вот название, которое я бы дал(а) предложенному тексту. В нем .... (ФИО автора), говоря о ..., ... поднимает ...(какую?) проблему ...

- Прочитайте, что у вас получилось.

Возможные варианты вступлений:

 II. Комментарий.

Рассмотрите композицию

- Вспомните еще раз композицию вашего сочинения?

- Если проблема – это вопрос, что такое комментарий? (Это то, как проблема живет в тексте, конкретные примеры)

- Где дается ответ на вопрос проблемы? (В авторской позиции)

- Как строится комментарий?

- Насколько актуальна проблема текста? (Проблема ценности любви, заботы о человеке актуальна во все времена. Иногда, чтобы вернуть человека к жизни, пробудить в нем желание жить, можно прибегнуть и ко лжи. Во все времена люди задумывались о вопросе, что есть истинная красота...)

- Кто из писателей, публицистов обращался к ней? (Л.Н. Толстой, Ф.М. Дос-тоевский, А.И. Солженицын, М. Горький, Н. Заболоцкий, Д. Лихачев. Их, как и В.А. Каверина, воодушевляла великая сила любви, желание помочь, отогреть своим душевным теплом другого человека. Им было важно исследовать человека, пути помощи, которую люди иногда не желают получать в открытую, и тогда может быть оправдана хитрость или ложь во спасение.)

- Как автор заостряет внимание читателя на этой проблеме? (Он переживает за героя, рассказывая историю спасения человека любовью и заботой, письмами, рассуждая о случае о «чуде и загадке природы».)

2. Составьте комментарий (устно).

- Сколько должно быть примеров?

Ваша задача:

  • эмоционально воздействовать на читателя;
  • заставить читателя задуматься о проблеме;
  • пытаться найти причины изображаемых явлений.

- Обратите внимание на таблицу-клише, которой вы воспользуетесь для составления комментария. Как озаглавить колонки?

  • примеры-иллюстрации
  • пояснения к примерам

- Клише и штампы – это не одно и то же. Штампы обезличивают речь. Использование клише – важная часть подготовки: написанные по одинаковым клише сочинения могут быть очень разными и очень хорошими. Клише дают возможность соответствовать всем требованиям.

По следам ошибок:

  • Как избежать пересказа?
  • Что такое частичное цитирование?
  • Как правильно связать 2 примера?
  • Где может быть связь?

Работа в группах по вариантам

  1. Что такое сила любви? / Почему важно проявлять заботу о людях?
  2. Бывает ли ложь во спасение и как она иногда помогает людям?
  3. Что такое внешняя и внутренняя красота человека?

Распределение обязанностей, совместное обсуждение:

  1. П+П1
  2. П+П2
  3. СП3

3. Позиция автора. Определите позицию автора

- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

- В каких словах звучит основная мысль автора? («сила чУдных писем», «чудо и загадка природы», «просто Луша»  и «Лушенька», )

- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

  • риторическое восклицание (15, 31) делает текст эмоциональным;
  • вопросно-ответная форма изложения помогает определить основную идею текста (31-34, 40-42);
  • риторические вопросы заставляют лишний раз задуматься о проблеме поднятой автором (16, 33, 34, 40);
  • лексические повторы придают тексту особую значимость и торжественный пафос (26-28, 19/38).

- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

 По мнению автора, ...

Автор убеждён в том, что...

Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...

Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...

Слова автора “...” отражают основную идею. Автор призывает нас к ...

В своих рассуждениях о ... автор убедителен и доказателен. По его мнению, “...”

Автор убеждает читателя в том, что...

Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

4. Отражение собственной позиции

Определите собственную позицию, обоснуйте ее.

- Что такое обоснование? (Аргумент,  довод,  основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли)

- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

 Я полностью согласна с автором...

Проблема, поднятая автором, актуальна. Мне, как и автору, представляется важным убеждение в том, что...

Как и автор, я убежден(а) в том, что...

Безусловно, нельзя не признать правоту автора...

Нельзя не согласиться с автором...

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...

5. Заключение.

- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

  • Вывод-впечатление.
  • Ответ на вопрос.
  • Призыв к действию.
  • Концовка с использованием цитаты.

Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? - Напишите заключение.

Возможные варианты:

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами:

Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.

Л.Н. Толстой

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Ф.М. Достоевский

Любовь исцеляет людей: и тех, кто дарует любовь, и тех, кто принимает этот дар.

К.А. Меннингер

Резервное задание (само/взаимопроверка).

Орфографическая работа:

Госп..таль, читали (в, ф)слух, (без)сомнений забыл (обо)мне, пропал (без)вести, т..инстве..ые и (не)обыкнове..ые, встречался (не)однажды, послушался (на)счет здоров..я, ел (по)немног(у,о), нужно (не)отступать, ску..но без топ..та и хох..та, без разговора о том(,) о сём, пошёл на коми(с, сс)ию, ч..до и зага..ка пр..роды.

Госпиталь, читали вслух, без сомнений забыл обо мне, пропал без вести, таинственные и необыкновенные, встречался не однажды, послушался насчет здоровья, ел понемногу, нужно не отступать, скучно без топота и хохота, без разговора о том и о сём, пошёл на комиссию, чудо и загадка природы.

(1)Его соседи по госпиталю получали письма и читали их вслух, а Власову никто не писал, и ему было так скучно, что он даже удивлялся, что может быть на свете такая скука.

(2)С каждым днём ему становилось всё хуже. (З)Бледный, с заострившимся носом, он лежал, отвернувшись к стене, и ему было всё равно, о чём говорят, волнуются, спорят соседи.

(4)И вдруг он получил письмо. (5)Это был обыкновенный лист бумаги, сложенный треугольником, и на обороте, как полагается, полный адрес с именем, отчеством и фамилией.  

(6)«Мне захотелось написать тебе, милый Федя, — так начиналось это письмо, — хотя ты, без сомнений, давно забыл обо мне, поскольку мы в жизни встретились только однажды. (7)Но, узнав, что ты ранен, я надеюсь, что ты не слишком строго осудишь меня за это письмо...» (8)А кончалось письмо на полуфразе: «Во всяком случае, знай, что я о тебе думаю, и даже чаще, чем...»

(9)Он читал письмо целый день, перебрал всех знакомых девушек и прежде всего, понятно, вспомнил о той, с которой он дружил до войны. (10)Но это была не она, хотя бы потому, что с ней он встречался не однажды.

(11)Прошло несколько дней, и он получил второе письмо.

(12)«Мне известно всё от одной подруги, которая видит тебя каждый день, — писала незнакомка. — (13)И она сказала мне, что от тебя самого зависит твоё здоровье». (14)Дальше шли советы, большей частью медицинского свойства, а потом стихи, очень хорошие, об одной девушке, ждущей бойца, который пропал без вести.  

(15)Это было поразительно! (16)Но кто же видит его каждый день? (17)В тридцатой палате дежурили две сестры — Мария Пантелеймоновна и Луша. (18)Мария Пантелеймоновна была рыжая, длинная, в очках, немного похожая на швабру палкой вниз, особенно когда она ругала кого-нибудь после обхода. (19)Луша была, наоборот, маленькая, толстая, смешливая, целый день носилась по госпиталю в развевающемся халате, и то здесь, то там слышались её топот и хохот. (20)Но Власову было бы даже немного жаль, если бы этой подругой оказалась она. (21)Письма были таинственные, необыкновенные, а Луша — просто Луша.

(22)С волнением, с душевной тревогой он стал ожидать новых писем, а главное, послушался насчёт своего здоровья. (23)Прежде он мало ел, а теперь стал понемногу есть, с вечера постарался уснуть — и ничего, получилось.

(24)Пришло третье письмо: как по книге, эта девушка-незнакомка прочитала всё, что творилось в его душе, всё, о чём он мечтал и что казалось ему потерянным навсегда, невозвратно. (25)Всё ещё впереди — вот что она хотела сказать! (26)Нужно жить, потому что всё впереди. (27)Нужно сделать всё, чтобы снова стоять на боевом корабле в этот торжественный час. (28)И нужно не отступать перед тоской, перед смертью, о которой кричат по ночам галки в саду, нужно не отступать, как он не отступал на фронте...   

(29)Точно что-то перевернулось в его душе, когда он прочитал это письмо. (30)И доктор, который прежде всё хмурился, осматривая его, был теперь совершенно доволен.

—(31)Кто его знает! — сказал он как-то, смеясь. — (32)Ведь ты же умирал, Власов. (33)В чём дело, а? (34)3агадка природы?

(35)Но вдруг перестали приходить эти чудные письма. (36)А вместе с письмами пропала и Луша. (37)Он спросил у одной сиделки, где она, почему не приходит, и сиделка сказала, что Луша сильно захворала воспалением лёгких, к ней даже ездил главный врач, и боялись, что она умрёт, но опасность миновала.

(38)В госпитале стало скучно без Луши, без её топота и хохота, без её разговора о том и о сём, от которого почему-то становилось легче на сердце...

(39)Луша явилась, побледневшая и похудевшая, но, кажется, ещё более весёлая, чем прежде. (40)И на площадке, куда ребята выходили курить, Власов просто схватил её за рукав и спросил негромко:

—Так это ты, Лушенька?.. 

(41)Через неделю Власов пошёл на комиссию, и доктора, осматривая его, снова сказали, что он является чудом и загадкой природы. (42)Разгадка была простая, но он, понятно, не стал её объяснять. (43)Возможно, что для подобного лечения в медицине ещё не было места.

                                                                                   (По В. А. Каверину*)
* Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».

        

        ПАМЯТКА

Внимание! Проанализировать смысловую связь  - это значит определить, связаны по смыслу приведённые примеры-иллюстрации, выяснить ЗНАЧЕНИЕ этой связи для понимания ПОЗИЦИИ АВТОРА.

Вступление

А) Определение такого понятия (таких нравственных ценностей ), как (героизм,  любовь, природа), всегда рождают в нас самые (тёплые, светлые, мрачные), чувства и заставляют (восторгаться, печалиться, страдать, восхищаться (чем?) и хранить эти впечатления в течение всей жизни.

5) Размышление о (смысле жизни, любви, всегда рождает в нас необыкновенные чувства и заставляет задуматься об этом понятии, потому что...)

В) Каждый человек, хотя бы раз в жизни задумывался о (смысле жизни). Нельзя отрицать важную роль этого понятия в  современном мире.

К1. Определить позицию автора текста по проблеме

А) (Имя и фамилия автора) предлагает нам задуматься о проблеме (ценности, понимания, влияния + чего?) - (воспитания, образования, патриотизма, чести, смысла жизни, экологии, сохранения родного языка, интеллигентности, формирования личности, добра и зла, жизни и смерти, влияния любви (красоты) природы на человека, употребление, исчезновение, соблюдения, над значением, отражения, осмысления, значимости, определения сущности. (Проблема+ вспом. слово+сущ. в родительном падеже)

Б) Этот вопрос волнует и автора статьи – ФИО. Позиция автора не высказывается прямо, она складывается из мыслей героя, эпитетов.

К2. Аргументация (примеры-иллюстрации из текста + комментарий )

Писатель заставляет читателя задуматься  о…

По мнению автора, ...

Докажу мои суждения примерами-иллюстрациями из текста ...

Автор (показывает, вспоминает, рассуждает о том , как...(1 ПРИМЕР)

Поступок героя свидетельствует о том, что...(СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ к первому примеру)

Связка между абзацами - это краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, а затем формулировка новой мысли. (Указана смысловая связь, но не проанализирована)

А)(ДЛЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ) Герой , находясь в госпитале, не видит смысла жить дальше. Врач надеется на чудо (краткое содержание предыдущего абзаца), но мы, к сожалению (к счастью...),видим, что чудо не происходит (новая мысль) (ДЛЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ) образов автор обращается еще к одному примеру-иллюстрации, где герой получает письмо … Солдат удивлён, пытается вычислить, кто «незнакомка».

Б) (ДЛЯ СРАВНЕНИЯ) Легко заметить, что человек живёт радостью общения с близкими… (краткая мысль предыдущего абзаца). К счастью (к сожалению), медсестричка заметила, что солдату никто не пишет (новая мысль). (СРАВНЕНИЕ) (Для сравнения (сопоставления образов) автор обращается еще к одному примеру и показывет (подчёркивает).

В) (ДЛЯ ДОПОЛНЕНИЯ) Автор приводит пример-иллюстрацию, который, дополняя первый, убеждает нас, что общение с близкими помогает выжить… (краткое содержание предыдущего абзаца), сильный человек теряет смысл жизни, если нет чувств, эмоций…(новая мысль). (ДОПОЛНЕНИЕ) (Для усиления своей позиции автор показывает, как)

Примером, подтверждающим эту мысль, может стать фрагмент из текста. Он показывает (утверждает) (2 ПРИМЕР)

-Эти события (эта ситуация) помогают(ет) понять (ПОЯСНЕНИЕ ко ВТОРОМУ примеру)

АНАЛИЗ СВЯЗКИ (ПОЯСНЕНИЕ К СВЯЗКЕ): (проанализирована смысловая связь)

А) Автор , противопоставляя примеры в  тексте, помогает понять (отразить)

Изменения, произошедшие в душе(героя) рассказчика и убеждают нас:

(Автор противопоставляет приведённые примеры, чтобы показать различие между..)

(Противопоставляя примеры , автор помогает осознать двойственность сложившейся ситуации.)

…….

КЗ. Отражение собственной позиции по отношению к авторской.

Писатель выражает  активную жизненную позицию, утверждая, что…

 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Я разделяю (или не разделяю точку зрения писателя) и не могу с ним не согласиться. (Почему вы соглашаетесь)

Я согласен(а) с автором, потому что считаю: (на войне тяжело, но люди выдержали все ужасы этой войны, они сражались за Родину.  Например, в романе Александра Александровича Фадеева «Молодая гвардия» девушки и юноши, рискуя жизнью, поддерживая друг друга,  совершали подвиг. Взаимоотношения молодогвардейцев нельзя назвать простыми…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ(ВЫВОД)

 Отрывок из произведения В.А.Каверина ещё раз заставил меня убедиться: (К3) - другими словами то же самое




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Данный буклет является сборником разных материалов и может быть использован в качестве раздаточного материала для подготовки к экзамену по русскому языку....

Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...