Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе                                 ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка

Тема: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту                           (задание 9.2 ОГЭ)»

Разработала учитель русского языка и литературы Татаренкова Наталья Викторовна

Дата проведения

  15.03.2022г.

Цель

Формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).

Планируемые результаты

Предметные: формировать понятия:   рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); формировать способы     деятельности учащихся: находить    основную мысль  текста, обосновывать тезис,  подбирать аргументы, составлять план      сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; умение собирать и систематизировать материал для сочинения.

 Метапредметные:

 Познавательные УУД: формировать              умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

 Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.

 Регулятивные УУД: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей      деятельностью, принимать и сохранять учебную        задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

 Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

Тип урока

Урок развития речи.

Методы урока

Проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, лингвистическая работа с текстом.

Основное содержание

темы, термины и понятия

Рассуждение, тезис, аргумент, вывод.

Оборудование урока

Раздаточный материал (текст рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления»; памятки «Речевые клише для сочинения 9.2»); презентация; сердечки.

 Межпредметные связи

Литература, рассказ Б. Екимова  «Ночь исцеления»

https://skazki.rustih.ru/boris-ekimov-noch-isceleniya/

Ресурсы

Программа: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, С.Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2021

Учебник: Бархударов С.Г., Крючков  С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 9 класс. Акционерное общество "Издательство "Просвещение", 2021

Ход урока

№ п/ п

         Этапы организации

учебной деятельности

       Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать сегодня вас на уроке. Надеюсь, что он для вас будет полезным и интересным.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Личностные: развитие

доброжелательности,   готов-ности к сотрудничеству, ответственности.

2

Мотивация учебной деятельности,

определение

темы и        цели        

урока.

- Ребята, скоро вас ждет ответственное испытание-основной государственный экзамен по русскому языку. Из каких частей состоит экзамен? Практика показала, что при выполнении задания 9 вы выбираете вариант 9.2 для написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Почему?

- Сегодня мы проведем урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.  Запись темы в тетрадь

- Что мы должны знать, чтобы грамотно написать сочинение-рассуждение по заданию 9.2? Эти предметные результаты и будут являться целью нашего урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Письменная экзаменационная работа состоит из 3 частей. Это сжатое изложение, тест и сочинение.

Задание 9.2 выполняется на основе текста, где приводятся аргументы для доказательства авторской мысли.

Уметь обосновывать тезис, приводить аргументы из текста,

формулировать вывод.

Личностные:

формирование мотивационной основы учебной         деятельности.

Познавательные:

формирование

представлений о  структуре

сочинения-рассуждения Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.

3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждению по заданию 9.2 ОГЭ.

1. Практическое закрепление теоретических знаний.

2. Чтение рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления»

3. Вопросы по прочитанному тексту.

- Сегодня мы должны ответить на вопросы:

- Как должно быть построено сочинение-рассуждение?  

- Из каких частей?  

Запись в тетрадь плана текста-рассуждения.

Что такое тезис, аргументы, вывод?

- Как строится сочинение по заданию 9.2? Композиция сочинения-рассуждения.

- Сколько абзацев должно быть в сочинении?

- Как начать сочинение-рассуж-дение? Для того чтобы написать сочинение по всем правилам, можно и нужно использовать опорные конст-рукции, речевые клише.

Несмотря на то что сочинение-творческая работа и требует индивидуальности, опорные конструкции легче запомнить и воспроизвести в памяти (по мнению психологов). Они позволяют структурировать текст.

 - Как написать основную часть? Это опорные обороты, речевые фразы, которые смогут стать связующим мостиком от вступления к основной части.

- Как оформлять примеры в сочинении?

- О чем писать в заключении? - Такая типовая конструкция поможет просто написать работу, добавив свой материал из текста.

https://skazki.rustih.ru/boris-ekimov-noch-isceleniya/

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

- Кого бы вы назвали главным героем?  

- Почему баба Дуня нечасто  гостила у своих  родных?

- Что снится бабе Дуне? Что ее беспокоит? Потеря карточек равносильна смерти.

- Как она относилась к своим ночным снам-видениям?

- Что посоветовала  сделать  Грише мать, чтобы  бабушка не кричала?

- Как поступил Гриша?

- Как чувствовал себя Гриша после своего поступка?

- Почему мальчик плакал, успокоив бабушку?

-Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа?

- О чем говорит нам название рассказа?

- Какие слова, предложения  в тексте будут ключевыми, главными? Что бы вы использовали в качестве задания 9.2?

План текста-рассужде-ния.

1. Вступление - тезис.

(Проблема, предмет рассуждения автора)

2. Основная часть - доказательства (аргументы) +примеры.

3. Заключение - вывод.

Тезис - это краткое изложение основных мыслей. В тезисе заключается тема (проблема) рассуждения.

Сочинение должно иметь не менее 4-х абзацев: 1 абзац – тезис;

2, 3 абзацы – аргументы с примерами;

4 абзац – вывод.

Учащимся раздаются памятки «Речевые клише для написания сочинения-рассуждения по заданию 9.2».

Заключение – это вывод, итог сказанного, короткий, емкий по содержанию. Вывод не должен противоречить тезису и аргументам.  Начинать его лучше с вводных слов: итак, в заключение, следовательно, значит, таким образом и т.д.

Один ученик читает вслух рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления».

Учащиеся слушают текст, затем отвечают на вопросы учителя.

В названии идет речь об исцелении душ героев: бабушки – от войны, внука – от черствости, равнодушия.

Тема рассказа – эхо войны, незаживающая память о ней, связь поколений.

Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные:  формировать понятия:   рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.

4

Физкультминутка

- Прежде чем перейти к написанию сочинения, выполним перезагрузку для снятия напряжения, утомления.

Гриша помог своей бабушке. Это значит, что у него было чуткое, доброе сердце.

- А у вас какое сердце? Давайте послушаем его.

- Положите руку на сердце и послушайте его, как оно бьется, почувствуйте его тепло. А теперь другой рукой накройте первую, чтобы сохранить тепло.

-Давайте подарим друг другу тепло наших сердец на память. - Возьмитесь за руки. У нас получится одно большое и сильное сердце, давайте отпустим его, пусть оно летит и несет людям добро и мир, которые особенно нужны нам сейчас.

Выполняют физические упражнения за учителем

Регулятивные:

проводить физическую разгрузку в ходе работы.

5

Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)

- Переходим к заданию 9.2. Чтение его.

Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он сидел у печки и плакал… Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще. Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».

- Начинаем работу над сочинением. Записываем вступление.

Смысл фрагмента я понимаю так.

- Объясняем, почему внук Гриша переживает такое тяжелое эмоциональное состояние, душевную боль? Почему он плачет?

Гриша, внук бабы Дуни, был глубоко тронут трагедией бабушки, пережившей войну. Ему искренне жаль всех людей, чьи души искалечила война. Он не может сдержать своих чувств и горько плачет.

- Теперь переходим к основной части и подтверждаем свои мысли.

В тексте Б. Екимова можно найти примеры, подтверждающие мои мысли.

- Какие примеры служат доказательством того, что мальчику искренне тяжело, горько от услышанных ночью слов бабы Дуни о потере хлебных карточек, голодных детях и просьбе о помощи?

В предложении 34 говорится о том, как «сердце мальчика облилось жалостью и болью»  от услышанных слов бабы Дуни о потере карточек, голодных детях и просьбе о помощи. Внук попытался ласково успокоить бабушку, и она снова заснула.

- В каких предложениях автор с помощью метафоры описывает внутреннее состояние Гриши? Что происходит в его душе, сердце?

В предложениях 61-63 автор описывает душевное и физическое состояние Гриши:  «Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться». Мальчик пережил страдания бабушки, он стал чувствовать чужую боль. Это исцелилась, очистилась его душа.

- Какой вывод можно сделать отсюда? Как будем писать заключение? С какого вводного слова начнем? Каким стал Гриша, пережив ночь исцеления?

Таким образом, в душе героя происходят перемены. Совершив благородный поступок и избавив бабушку от страшных снов утешением и заботой, он сам становится мудрее, добрее, человечнее.

Читают задание 9.2.

Записывают в тетрадь сочинение-рассуждение.

Познавательные: формировать способы     деятельности учащихся: находить    основную мысль  текста, обосновывать тезис,  подбирать аргументы, составлять план      сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; умение собирать и систематизировать материал для сочинения; формировать              умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

 Коммуникативные: формировать   речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.

 Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей      деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

 Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.

6

Домашнее задание

- Так много говорили сегодня о нравственных человеческих ценностях. У каждого человека есть сердце, которое рождает сочувствие и сострадание. Мне хочется, чтобы вы дома написали сочинение по заданию 9.3 на морально-этическую тему: «Что такое сострадание» по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления».

Слушают комментарий, записывают домашнее задание.

Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения.

7.

Рефлексия

Подведение итогов урока, оценивание результатов деятельности.

- Были ли у вас какие-нибудь трудности сегодня на уроке?

 - Была ли эта работа полезна для вас?

- Поможет ли она вам при написании сочинения-рассуждения?

Если понравился урок, то поднимите красное сердечко, если уйдете равнодушными с урока, то поднимите серое сердечко.

Спасибо за урок!

Самостоятельно оценивают результаты своей деятельности

Познавательные:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения ком-муникативных задач;

оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализиро-

вать и осмысливать  

свои достижения,  осущест-влять самоконтроль; совме-

стно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что   нужно усвоить;



Предварительный просмотр:

Борис Екимов. Рассказ «НОЧЬ  ИСЦЕЛЕНИЯ»

Сын и дочь свили гнездо  в городе и наезжали редко. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою  вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

  Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала  во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях…Изредка приедут, только улягутся и  заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной  тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон  у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое:  «Простите Христа ради! Простите!!»

Водили ее к врачам.  Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, да и к ней, в родительский  дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще. Баба Дуня радовалась.

       И нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел невидя, в суете и заботах. Смеркалось. Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:

       – Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.

              – Бабаня, я ничего не слышу. Сплю мертвым сном.

              Уснули быстро, и баба Дуня, и внук.

       Но среди ночи Гриша проснулся от крика:

       – Спасите, люди добрые! Когда он наконец разобрал где оно и что, то понял: Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое  бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась:

       – Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые

       Гриша не выдержал, он поднялся и прошел в бабушкину комнату.

       – Бабаня! Бабаня! – Проснись…

       – Гриша, ты? Разбудила. Прости, Христа ради.

       – Бабаня, да ты не на тот бок легла. На сердце.

       – На сердце, на сердце… – послушно согласилась баба Дуня.

       – Так ты не на сердце ложись, ложись на правый.

       – Лягу, лягу…

       Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша лег в постель, но долго не мог заснуть.

   А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать  спросила:

       – Спать тебе баба Дуня дает? Он как начнет с вечера голосить,  так  ты и крикни:          «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.

       Внуку стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой.  А тут еще эти ночи в слезах. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее  оно приходит снова и снова. Но как помочь? Как помочь ей? Как мать советовала? Вполне может и быть. Приказать, крикнуть – и перестанет.

       Вечером он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Одну чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.  И пришла ночь. Баба Дуня скоро уснула, похрапывая. Но едва из ее комнаты послышалось еще невнятное бормотание, Гриша встал и прошел в комнату бабушки.

- Карточки… Где? … В синем платочке…Потеряла… И слезы, слезы подкатывали.

     - Потеряла… Нету …нету карточек.

       Сердце мальчика облилось жалостью и болью. И забыв обдуманное, он опустился на колени  и стал убеждать, мягко, ласково:

       – Вот ваши карточки, ваши, в синем платочке, да? Это ваши, вы обронили.  А я поднял. Вот видите, возьмите.– Все целые, берите…

       – Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Я их обронила. Спаси Христа ради, добрый  человек…

       По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

       – Не надо плакать. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите          детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. – И спите спокойно.  Спите.

       Баба Дуня смолкла, потом снова заговорила:

– К мужу в госпиталь  пробираюсь. Пустите переночевать. Документ есть!

       Гриша понял, что надо брать документ.

- Давайте ваш документ.  Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.

       – Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.

       – Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

       – Никакого пола. Вот кровать. Ложитесь на бочок и спите, спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.

       Баба Дуня послушно повернулась на правый бок и заснула. Теперь уже до  утра. Гриша встал, потушил в кухне свет и лег в постель, предвкушая, как завтра он расскажет бабушке  и как они вместе… Но тут обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить.  Ни слова, ни  даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет  за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.



Предварительный просмотр:

Клише для сочинения 9.2

Вступление (формулирование тезиса)

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

В этом отрывке автор хочет сказать нам о том…

Этим отрывком автор хочет нам показать…

Текст заканчивается словами:«…». Полагаю, речь идёт о том, что…

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так:…

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Этот отрывок отражает идею текста, которая заключается в следующем…

Смысл данного фрагмента я понимаю так:…

Я считаю, что… Текст (фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над…

Основная часть (аргументация)

Примером может стать аргумент из текста, в котором…

Обратимся к тексту (фамилия автора в род. п.)… 

Предложение … подтверждает мысль о том, что…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (предложению из текста).

В предложении … автор говорит о том, что…

Предложение … подтверждает мысль о том, что…

Эту мысль подтверждает предложение…

В тексте (фамилия автора) проиллюстрировать тезис можно следующим примером из текста (на примерах из текста).

В тексте (фамилия автора в род. п.) можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис).

Подтвердить данный аргумент можно примером из… предложения текста. в род. п.) сказано:…

Автор говорит (подчёркивает, обращает / акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к… и др.)… 

Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста.

Заключение (вывод)

Итак, в заключение…

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Подводя итог, хочется сказать…

Делая выводы… Делая выводы из выбранных нами доказательств…

Исходя из сказанного…

Таким образом, мы пришли к выводу…

 Надеюсь, что я смог(-ла) объяснить значение отрывка из текста…

Текст (фамилия автора в род. п.) помог понять…

Композиция сочинения по заданию 9.2.

1. Толкование высказывания.

2. Первый пример из текста.

3. Второй  пример  из  текста.

4. Вывод.

Типовая конструкция написания сочинения-рассуждения по заданию 9.2

  1. Смысл  данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)….

Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

  1. Во-первых,  в предложении …. Автор говорит: «…»  

Это значит, что…

  1. Во-вторых, в предложении ….

Автор пишет (замечает, утверждает): «….».                                  Это свидетельствует о том, что….

  1. Таким образом, ….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 9 классе 15.03.2022г.

Слайд 2

Тема: Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2)

Слайд 3

Цель: научиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в рамках подготовки к ОГЭ (задание 9.2): уметь обосновывать тезис, приводить аргументы из текста, формулировать вывод.

Слайд 4

Как должно быть построено сочинение-рассуждение? План текста-рассуждения Вступление - тезис. (Проблема, предмет рассуждения автора) 2. Основная часть - доказательства (аргументы) +примеры. 3. Заключение - вывод. ! Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Слайд 5

Тезис («тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение») - э то краткое изложение основных мыслей. В тезисе заключается тема (проблема) рассуждения . Что такое тезис?

Слайд 6

Аргумент развернутое доказательство, подтверждающее тезис. Что такое аргумент?

Слайд 7

Вывод итог, заключение, к которому приходит автор текста, сочинения. Что означает вывод?

Слайд 8

Композиция сочинения по заданию 9.2. 1. Толкование высказывания. 2. Первый пример из текста. 3. Второй пример из текста. 4. Вывод. Как строится сочинение по заданию 9.2?

Слайд 9

Сколько абзацев должно быть в сочинении? Абзацное членение Абзацное членение текста - это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4-х абзацев: 1 абзац – тезис 2, 3 абзацы – аргументы с примерами 4 абзац – вывод Основная часть может состоять из двух абзацев. Новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль , например, новый аргумент.

Слайд 10

Как начать сочинение-рассуждение? Вступление (формулирование тезиса) Опорные конструкции, речевые клише Я понимаю смысл предложенного фрагмента текста так… Попробуем разобраться в смысле этого высказывания… Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом… Смысл финала текста говорит нам о том, что… Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:… В этом отрывке автор хочет сказать нам о том… Этим отрывком автор хочет нам показать… Текст заканчивается словами:«…». Полагаю, речь идёт о том, что… Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что… В этом фрагменте автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка / фрагмента я понимаю так:… В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… По моему мнению, в этом отрывке показано… Этот отрывок отражает идею текста, которая заключается в следующем… Текст (фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над…

Слайд 11

Основная часть (аргументация) Примером может стать аргумент из текста, в котором … Обратимся к тексту (фамилия автора в род. п.) … Предложение … подтверждает мысль о том, что … Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (предложению из текста)…. В предложении … автор говорит о том, что … Предложение … подтверждает мысль о том, что … Проиллюстрировать тезис можно следующим примером из текста … В тексте ( фамилия автора в род. п.) можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис)… Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста. Автор говорит ( подчёркивает, обращает / акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на … , возвращается к … и др.) … Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста…. Как написать основную часть?

Слайд 12

Как оформлять примеры в сочинении? 1. Цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не все предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 2. Указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3. Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише .

Слайд 13

О чем писать в заключении? Заключение (вывод) Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объему основную часть сочинения. Задача заключения – подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть коротким , но ёмким по содержанию, логически связан с предыдущим изложением, не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак, в заключение… Следовательно… Значит… Таким образом, мы пришли к выводу…. Подводя итог вышесказанному… Делая выводы из вышеизложенных доказательств…

Слайд 14

Типовая конструкция написания сочинения-рассуждения по заданию 9.2 Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)…. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Во-первых, в предложении …. Автор говорит: «…» Это значит, что… Во-вторых, в предложении …. Автор пишет (замечает, утверждает): «….». Это свидетельствует о том, что…. Таким образом, ….

Слайд 15

Борис Екимов Рассказ «Ночь исцеления»

Слайд 16

родился в 1938 г. Борис Екимов –русский писатель

Слайд 17

Трудные ночи бабушки Дуни «… с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне…. … Как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»

Слайд 18

Одиночество «…И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, да и к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету…»

Слайд 19

Внучек Гриша «…Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще…»

Слайд 20

«…с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел невидя, в суете и заботах…» Радость бабушки. Баба Дуня и внук Гриша

Слайд 21

Внутренняя драма героини. Страшное потрясение «… Карточки… Где карточки?… В синем платочке… Люди добрые!...»

Слайд 22

Помощь-великая сила добра «…Внуку стало думаться о бабушке. Она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно приходит снова и снова. Но как помочь? Как помочь ей? …»

Слайд 23

«Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: -Вот ваши карточки, бабаня. В синем платочке, да?... Ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – Все целые, берите…» Исцеление души…

Слайд 24

Психологическое состояние внука Гриши «…Он сидел у печки и ПЛАКАЛ . Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что СЕРДЦЕ БОЛЕЛО и НЫЛО, ЖАЛЕЯ бабушку Дуню и кого-то ещё…Он не спал… И он ПЛАКАЛ, вытирая слёзы кулаком…»

Слайд 25

ВНУК ГРИША «отчётливо понял: НИ СЛОВА,НИ ДАЖЕ НАМЁКА. ЭТО должно остаться и умереть в нём. НУЖНО ДЕЛАТЬ и МОЛЧАТЬ!» И придёт ИСЦЕЛЕНИЕ!

Слайд 26

- Какое впечатление произвел на вас рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления»? Кого бы вы назвали главным героем? Почему баба Дуня нечасто гостила у своих родных? Что снится бабе Дуне? Что ее беспокоит? Как она относилась к своим ночным снам-видениям? Что посоветовала сделать Грише мать, чтобы бабушка не кричала? Как поступил Гриша? Как чувствовал себя Гриша после своего поступка? Почему мальчик плакал, успокоив бабушку? Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа? О чем говорит нам название рассказа? В названии рассказа идет речь об исцелении душ героев. Тема рассказа – эхо войны, незаживающая память о ней, связь поколений.

Слайд 28

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он сидел у печки и плакал… Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще. Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать». - Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Слайд 29

Домашнее задание : Написать сочинение «Что такое сострадание» (по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)

Слайд 30

Рефлексия понравилось равнодушны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...