Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Иванова Татьяна Ивановна

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9". Продолжительность - примерно 20 минут. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9.

Цель мастер-класса:

  • Познакомить коллег с некоторыми приемами работы над сочинением в формате задания 9.3 ГИА-9 по русскому языку

                                                   ...И нередко случается, что мама уходит навсегда,

                                 так и не дождавшись вашего внимания.

                                                   И больно вам от того, что так много вы не успели

                                                ей сказать, так много не успели сделать для неё,

                                               не успели отблагодарить за подаренную жизнь.

Леонид С.Сухоруков

План:

  1. Разделить учителей на 2 группы, используя вырезанные из бумаги синие и зеленые детские ладошки.
  2. На столах:
  1. Тексты рассказа – 6 штук
  2. Задание из КИМа – 6 штук
  3. Структура сочинения – 6 штук
  4. Ладошки 2-х цветов – 6 штук
  5. Смайлики

Грустный – «Я ничего не знаю, что собой представляет экзамен по русскому языку».

Описание: http://u.kanobu.ru/images/2011/01/28/fd43559f-50b3-4ebb-89fc-7962cc0c2406.gif.thumbnail.jpg

Равнодушный – «Я слышала, но мало что понимаю».

Описание: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTIDSEvcLTtob3zpvEWsODQcl9hxDAv6k8BOfUfYOa0R9CLOcg1

Весёлый – «Я всё знаю».

Описание: http://cs608931.vk.me/v608931049/15377/JABW89sD03U.jpg

  1. На И/а доске – презентация

Ход мастер-класса.

  1. Вступительное слово.

- Добрый день, уважаемые коллеги.

- Сегодня мы окунёмся в детство. Детство… Чудесная пора: друзья, прогулки, беззаботность. Детство… Тяжелая пора: школа, ремень, уроки; не успел оглянуться – вот она, государственная итоговая аттестация.

-А знаете ли вы, что проверяется на экзамене по русскому языку? Посмотрите на доску и выберите смайлик, который соответствует вашим компетенциям.

(СЛАЙД 1)

-Что же у нас получилось? (не все выбрали 3-й смайлик)

-Что нужно для того, чтобы успешно сдать ГИА?

(СЛАЙД 2)

Послушайте: давным-давно юноша, увидевший однажды на небе яркую луну, был поражен ее неповторимой красотой. Лунное сияние приводило его в несказанный восторг. Юноша влюбился в луну и захотел быть ближе к ней. Тогда он взобрался на самую высокую гору, построил небольшой дом и каждый вечер, сидя на пороге, любовался луной. И вот однажды юноша увидел лунную дорожку, которая пролегала через все небо к порогу его дома. Он смело шагнул на нее и пошел к луне. Дойдя до середины, юноша остановился, посмотрел вниз, засомневался и…

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ: ЧТО ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ?

 Да, он упал в глубокую пропасть и разбился.

Сомнения и неуверенность часто лишь мешают нам, а преодолев их, мы можем пройти даже по лунной дороге. Смело делаем шаг вперед! А я вам помогу.

(СЛАЙД 3)

- КИМ состоит из 3 частей: 1-я ч. - изложение, 2 ч. – 7 заданий с кратким ответом и 3-я ч. – сочинение.

-Как вы думаете, какая часть самая сложная?

- Итак, тема мастер-класса… (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9).

 (СЛАЙД 4)

- Чему мы будем учиться? Определите цели урока.

- Почувствовали уже себя детьми?

- А с чем у вас ассоциируется детство?

-Вот о маме мы и будем писать сочинение.

А сделать я это хочу на одном из моих любимых рассказов К.Г.Паустовского - «Телеграмма»

(СЛАЙД 5)

-Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше передают суть рассказа.

  1. Прочитайте рассказ, он дан в сокращенном виде.

(Учителя читают текст вслух. У каждого – листочки с текстом)

1)Катерина Петровна доживала свой век в доме, построенном ее отцом — известным художником. 2)Глаза ее видят плохо, некоторые висящие на стенах картины ей уже трудно разглядеть.

3)Октябрь выдался на редкость ненастный и холодный. 4)Трудно старухе вставать по утрам, все чаще задумывается она о том, что станет с домом, когда она умрет. 5)Часто вспоминает старуха свою дочь, которая не только не приезжает ее навестить, но и не пишет. 5)Вот разве что раз в два-три месяца пришлет денежный перевод с припиской в две- три скупых строчки: занятА, мол.

6)Длинный, мучительный, как бессонница, октябрь так вымотал старуху, что она написала дочери письмо: «Зиму эту я не переживу. Вся жизнь, кажется, не была такой длинной, как одна эта осень». 7)Письмо она поручает бросить в почтовый ящик соседской девочке Манюшке, которая помогает ей по хозяйству.

8)Дочь Настя работает секретарем в Союзе художников. 9)Письмо она кладет в сумочку, не распечатав. 10)И рада — жива мать, ничего с ней не случилось, и недовольна — в каждом письме ей чудится укор.

11)Настя читает письмо от матери. 12)Нужно бы поехать, но... 13)Тряска, неудобства в пути, неизбежные слезы старухи и скука деревенской жизни...

14)Настя с головой уходит в организацию выставки молодого самолюбивого скульптора Тимофеева. 15)Выставка получилась очень удачной, было много горячих речей, благодарили Настю. 17)На этой выставке ей вручили телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

18)«Какой Тихон? Какая Катя? Наверное, ошибка...» — думает Настя, но вдруг разбирает обратный адрес — Заборье.

19)Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. 20)Настя вспомнила дом: тепло, необыкновенно уютно.  21)Неожиданно Настя поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка. 22)"Поздно! Маму я уже не увижу", — промолвила она про себя и вспомнила, что за последний год впервые произнесла это детское милое слово — "мама". 23)Она вскочила, стремительно пошла против снега, хлеставшего в лицо. 24)"Что ж это, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — 25)Мама! 26)Как же это могло так случиться? 27)Ведь никого же у меня в жизни нет. 28)Нет и не будет роднее. 29)Нельзя не успеть, нельзя, чтобы она не увидела меня, нельзя, чтобы не простила".

30)Она спешит на вокзал. 31)Билетов уже нет. 32)Настя готова разрыдаться. 33)Кассирша, услышав: «У меня мама...», находит для нее билет.

34)Катерина Петровна умерла, не дождавшись дочери.

35)В Заборье Настя появилась на второй день после похорон. 36)Темные комья земли на могиле и холодная комната матери, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно, — вот что она застала.

37)Уезжала Настя крАдучись. 38)Ей казалось, что никто, кроме Катерины Ивановны, не мог снять с нее непоправимой вины.

- Потрясающий рассказ, не правда ли?

-Что вас особенно взволновало?

-Вот как раз об отношении к родителям и будет наше сочинение.

- А теперь прочитайте задание 9.3

(СЛАЙД 6)

 Как Вы понимаете значение выражения ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

-Перед вами структура сочинения

(СЛАЙД 7)

-Как вы понимаете выражение «любовь к родителям? Запишите.

(СЛАЙД 8)

(На слайде слова-помощники: Что такое любовь к родителям? Я думаю, это…)

- Дальше нужно ответить на вопрос, заявленный в задании. Советую начать с частиц А, ЖЕ, И, которые «привяжут» это предложение к предыдущему. Напишите вопрос и ответ на него. Прочитайте, что у вас получилось. Это нужно делать после каждого абзаца, чтобы быть уверенным, что ты не отошел в сторону от темы.(Зачитывают получившиеся фрагменты)

- Именно этот тезис мы и должны доказать 2-мя примерами: 1 – из текста, 2 – на основе жизненного опыта.

- Итак, формируем 2-й абзац.

(СЛАЙД 9)

(На слайде слова-помощники: Обратимся к тексту К. Паустовского.)

- Скажите, о каком отношении идет речь в рассказе «Телеграмма»?

 (СЛАЙД 10)

 (На слайде слова-помощники: Автор рассказывает… историю о…. Писателя…. поведение… (Почему?)…).

- Вы написали 2-й абзац.

-Переходим к 3-му абзацу: аргумент на основе жизненного опыта. Вы должны доказать примером (случаем из жизни, рассуждением, прочитанной литературой), что вы разбираетесь в предложенной теме. (СЛАЙД 11)

(На слайде слова-помощники: Прочитав предложенный для анализа текст, я задумалась(-лся): а как я отношусь к своим родителям?)

-Думаю, каждому из вас есть что ответить на вопрос. Но это слишком щепетильная тема для взрослых, поэтому мы пропустим сейчас этот фрагмент и перейдем к выводу – 4-му абзацу.

- Что такое вывод в такого рода сочинениях? Это то, какой урок вы вынесли из прочитанного и написанного, это основная мысль сочинения. Для этого еще раз перечитайте Вами сотворенное. Поделитесь мыслями, что бы вы написали в выводе?

- Мне кажется, как нельзя лучше в качестве вывода подойдут слова эпиграфа.

 (СЛАЙД 12)

(На слайде: В заключение хочется сказать: каждый человек должен дарить внимание и любовь маме, чтобы потом не было больно от того, что так много не успели ей сказать, так много не успели сделать для неё, не успели отблагодарить за подаренную жизнь).

- Написав сочинение, перечитайте и убедитесь, что в нем не менее 70 слов.

- Ну что, взрослые девятиклассники, сложно было? Возьмите тот смайлик, который сейчас соответствует не столько Вашему настроению, сколько степени Вашего понимания.

  1. Рефлексия.

            - И последнее.

-В начале урока вы взяли детские ладошки. Представьте, что это ладошки наших учеников. Накройте их своей рукой. Что вы чувствуете? Вот это тепло, понимание  должны чувствовать наши дети в период подготовки к ГИА.

-Спасибо за работу в нашем мастер-классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я ничего не знаю, что собой представляет экзамен по русскому языку Я слышала, но мало что понимаю Я всё знаю

Слайд 4

Структура КИМов : 1 часть – изложение; 2 часть – 7 заданий с кратким ответом; 3 часть – сочинение.

Слайд 5

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9 Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 С. Александров-Гай Иванова Т.И.

Слайд 7

..И нередко случается, что мама уходит навсегда , так и не дождавшись Вашего внимания. И больно Вам от того, что так много Вы не успели ей сказать, так много не успели сделать для неё, не успели отблагодарить за подаренную жизнь. Леонид С.Сухоруков

Слайд 8

Как Вы понимаете значение выражения ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Слайд 9

Структура сочинения. Вступление (определение и тезис – ответ на вопрос ). Первый аргумент из текста . Второй аргумент на основе жизненного опыта . 4. Вывод

Слайд 10

Что такое любовь к родителям? Я думаю, это… А, ЖЕ, И Обратимся к тексту К. Паустовского . Автор рассказывает… историю о…. Писателя…. поведение… (Почему ?)… Прочитав предложенный для анализа текст, я задумалась(- лся ): а как я отношусь к своим родителям ? В заключение хочется сказать: …

Слайд 11

В заключение хочется сказать: каждый человек должен дарить внимание и любовь маме, чтобы потом не было больно от того, что так много не успели ей сказать, так много не успели сделать для неё, не успели отблагодарить за подаренную жизнь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)

Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материало...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...

Различные подходы к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ 9.2., 9.3. по тексту Д.С.Лихачева

АННОТАЦИЯ УРОКААвтор урока: Янгирова Алина Леонидовна, учитель русского языка и литературыГород: ЗлатоустОбразовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средн...

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....