Главные вкладки

    11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

    Захаренко Валентина Васильевна

    Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 11_klass_tehnol._karta_uroka.docx43 КБ
    Файл 11_klass_tehnol._karta_uroka.docx43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. педагога:  Захаренко Валентина Васильевна

    Предмет: русский язык

    Класс:  11

    Тип урока: урок развития речи.

    Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

    Используемая технология: системно-деятельностный подход в обучении

    Тема урока: «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»

    Цели урока:

    Образовательная:

    подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

    Развивающая:

    развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

    Воспитательная:

    воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

    Задачи урока:

    обратить внимание на речевое оформление сочинения

    отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

    Оборудование:

    индивидуальные папки учащихся с вложенным  материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

    исходный текст (по С.И.Сивоконю);

    раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

    таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

    Тема урока

    «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»

    Цель

    Формирование навыков  написания сочинения-рассуждения

    Задачи

    Повторение структуры сочинения-рассуждения.

    Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

    Помощь обучающимся в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

    Развитие монологической и диалогической речи.

    Формируемые УУД

    Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

    Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

    Основные понятия

    Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

    Ресурсы

    Интерактивная доска, текст для  организации работы по написанию сочинения;  рабочий лист (черновик), художественная литература.

    Организация пространства

    Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

    Этапы урока, цель этапа, время

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

    УУД

    1. Организационный.
    2. Мотивационный

    Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

    Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

    (6 мин.)

    Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем

    Обращается к обучающимся:

    -А знаете ли вы, сколько дней, месяцев осталось до экзамена по русскому языку?.. А я вам скажу…Это много или мало?..  Но мы их используем с максимальной пользой!

    На доске перед вами слова с пропущенными орфограммами (Аргу_енты, ко_ентарий, п_зиц_я…). Ваша задача: записать их в тетрадь, вставить буквы.

    Проблемный вопрос:

    -Как вы считаете, почему именно эти слова стали основой словарной работы? -Как может быть сформулирована тема урока?

    Подготовка   к работе на уроке.

    Отвечают.

    Записывают слова, проводят взаимопроверку. В случае затруднений – задают вопросы учителю.

    Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

    Самопроверка готовности к уроку

    Личностные:

    формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

     положительное отношение к школе и учебной деятельности

    II. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

    (2 мин.)

    Организует работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

    -Определите для себя, какие задачи надо решить на уроке?

    -Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание 25 на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения (задание 25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы (проблема, комментарий…)

    Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

    Формулируется тема урока «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»

    ЗАДАЧИ:

    Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

    Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

    Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение 

    2. Актуализация знаний.

    Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

     (3 мин.)

    -Вспомните, какова структура сочинения-рассуждения? (проблема, комментарий…)

    Повторение основных понятий, необходимых для выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения:

    -Что такое проблема? (комментарий…)

    Индивидуальное задание.

    Обучающиеся подобрали примеры возможных

    эпиграфов к уроку:

    «Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его». Роллан Р.

    «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.» Карлейль Т.

    «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках» Тургенев И.

    «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка — шум самый дорогой».
    Теофиль Готье

    «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души».
    Максим Горький

    «Музыка - это немая молитва души». Л.Н.Толстой

    Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

    Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

    Коммуникативные:

    формулирование собственного мнения

    3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

    Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. 

    (5 мин.)

    Организует работу в парах и группах по определению проблем текста

    Помогает верно сформулировать   обозначенные проблемы.

    Учащиеся читают текст, анализируют его, отвечают на вопросы:

    -Что волнует автора? Какова основная проблема текста?

    Информация о выполнении задания.

    1 группа определяет проблему.

    - Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема воздействия музыки на человека.

    Проблема явственно проявляется в предложениях 38-41

    2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема взаимосвязи отношения к музыке и другим людям (т.е. как человек относится к музыке, так он относится к другим людям). Предложение 42.

    3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему ценности выдающихся музыкальных произведений (предложение 20)

    Определяют проблемы, поднимаемые автором.

    Корректируют ответы друг друга.

    Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

    Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

    Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

    4. Формулирование проблемы.

    Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

    Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь:  

    проблема воздействия музыки на человека.

    Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. Аргументируют выбор.

    Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

    Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

    Коммуникативные: умение выражать мысли

    5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

    Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

    (3 мин.)

    Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

    Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

    Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

    Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

    6. Определение позиции автора.

    Выражение собственного мнения.

    Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)

    Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:

    Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами.

     Определите их значение.

    Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод).

    Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения

    Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.

    Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

    Познавательные:

    постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.

    Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

    7.Аргументация проблемы.

    Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. 

    (3 мин.)

     Организует работу по нахождению аргументов.

    Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

    Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

    Называют  и сопоставляют аргументы.

    Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

    Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

    Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

    Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

    Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

    8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

    Цель: усвоение учащимися определения тезиса. 

    (4 мин.)

    Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итоги анализа.

    Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

    Работают в парах. Анализируют,  сопоставляют обнаруженные аргументы.

    Используют алгоритм написания.

    Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием

    разных форм:

    -вывод-обобщение;

    -ответ на вопрос;

    -призыв к действию;

    -концовка с использованием цитаты.

    Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    9.Самостоятельная работа по написанию комментария к проблеме текста. Цель: самооценка результатов своей деятельности.

    (10 мин.)

    Организует деятельность по применению полученных знаний.

    Оказывает помощь учащимся при написании работ.

    Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным,  проверяют и  КОРРЕКТИРУЮТ работу в группах

    корректируют и проверяют работы друг друга.

    Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.

    Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

    10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

    Прослушивание частей сочинения  учащихся.

    Работа над сочинением.

    Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. 

    (4мин.)

    Выявляет границы применения нового знания.

    Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

    Корректируют работы.

    Исправляют недостатки в работах.

    Коммуникативные:

    умение быть готовым корректировать свою точку зрения

    11. Рефлексия деятельности

    Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

    (1 мин.)

    Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

    Слово учителя.

    -Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

    Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

    Отвечают на вопросы.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

    VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

    Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту К.Г.Паустовского  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе

    Коммуникативные создание  сочинения-рассуждения по данному тексту

    Приложение: текст для сочинения-рассуждения.

      (1)Весь день я провел в поисках пристанища в мертвом городе. (2)Только ближе к ночи я сумел найти его на Садовой улице, в школе для детей водников. (3)Мне разрешили ночевать в пустом холодном классе. (4)В семь часов утра я должен был уходить и не возвращаться до вечера, пока в школе не кончались занятия.

       (5)Долгие часы я просиживал на Графской пристани, греясь под неопределенным солнцем января. (6)Изредка я заходил на базар с отчаянной надеждой купить немного хлеба, но на базаре торговали розовыми цейлонскими раковинами, пепельницами, солдатским бельем. (7)Все хотели хлеба, спрашивали хлеб, но ни одна живая душа его не имела и не продавала. (8)Толкотня на базаре была совершенно бесцельной.

       (9)Дом, где находилась школа, принадлежал адмиральше Коланс. (10)Эта  решительная, высокая и хромая старуха, ходившая с кочергой вместо палки, спаслась от выселения тем, что отдала под школу свой особняк. (11)Сама она жила с сыном – бывшим мичманом – в расположенном во дворе флигеле.

       (12)Ко мне адмиральша благоволила, потому что считала меня моряком, скрывающим своё звание.

       (13)Потом ко мне в комнату поселили начальника Скадовского порта Денисова, бывшего матроса с крейсера «Алмаз».

       (14)Он приносил под шинелью куски ломкого известкового хлеба и угощал меня. (15)Хлеб мы резали громадным сапожным ножом.

        (16)Денисов был в бою под Чонгаром и брал у Врангеля Севастополь.

       (17)Однажды вечером он привел в школу высокого юношу в пенсне, накормил его хлебом и заставил играть на окоченевшем рояле.

       (18)Пылала коптилка. (19)Юноша  долго сидел, подложив руки под себя, чтобы согреть их, потом подошел к роялю. (20)В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, мелодия Чайковского.

       (21)Адмиральша пришла и слушала, стоя в дверях с кочергой, прямая и грозная, как богиня возмездия.

       (22)Когда юноша ушел, Денисов, укладываясь спать на составленных партах, рассказал историю знакомства с этим пианистом.

       (23)Отряд Денисова первым вошел в Севастополь. (24)На Морской улице из окна трехэтажного дома в бойцов денисовского отряда было сделано несколько выстрелов из винтовки.

       (25)Бойцы ворвались в квартиру. (26)Они никого там не нашли, кроме хилого юноши в пенсне. (27)Он сидел за роялем и собирал ноты. (28)Его сочли за переодетого офицера и схватили.

       -(29)Ты стрелял, собака?

       (30)Юноша отрицательно покачал головой.

       -(31)Покажи руки! – крикнул Денисов.

    (32)На руках не было никаких следов от затвора.

       -(33)Я музыкант – сказал юноша. – (34)Я музыкант из кино.

       -(35)Раз музыкант, так пусть играет, - потребовали бойцы. – (36)Играй, а не сумеешь – отправим в расход!

       (37)Юноша заиграл.

       -(38)У меня душа перевернулась, -рассказывал Денисов. – (39)Видать, человек за жизнь свою старался. (40)Одним словом, сели мы, кто куда, закурили и слушали. (41)Такая печаль взяла за сердце - прямо руками – будто мать нас провожает, плачет, и идем мы добывать своей кровью свое счастье.

          (42)Закончил он, а Васька Тихонов говорит: «Нет никакой возможности, чтобы этот человек стрелял. (43)Айда, искать, ребята!» (44)Перерыли мы весь дом и на чердаке нашли какого-то фрукта, который в нас и стрелял. (45)С тех пор, как попаду в Севастополь, всегда музыканта найду и то денег ему дам, то хлеба. (46)Очень я этого человека оберегаю.   (По К.Г.Паустовскому)

                                                                                             



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. педагога:  Захаренко Валентина Васильевна

    Предмет: русский язык

    Класс:  11

    Тип урока: урок развития речи.

    Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

    Используемая технология: системно-деятельностный подход в обучении

    Тема урока: «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»

    Цели урока:

    Образовательная:

    подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

    Развивающая:

    развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

    Воспитательная:

    воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

    Задачи урока:

    обратить внимание на речевое оформление сочинения

    отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

    Оборудование:

    индивидуальные папки учащихся с вложенным  материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

    исходный текст (по С.И.Сивоконю);

    раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

    таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

    Тема урока

    «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»

    Цель

    Формирование навыков  написания сочинения-рассуждения

    Задачи

    Повторение структуры сочинения-рассуждения.

    Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

    Помощь обучающимся в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

    Развитие монологической и диалогической речи.

    Формируемые УУД

    Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

    Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

    Основные понятия

    Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

    Ресурсы

    Интерактивная доска, текст для  организации работы по написанию сочинения;  рабочий лист (черновик), художественная литература.

    Организация пространства

    Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

    Этапы урока, цель этапа, время

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

    УУД

    1. Организационный.
    2. Мотивационный

    Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

    Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

    (6 мин.)

    Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем

    Обращается к обучающимся:

    -А знаете ли вы, сколько дней, месяцев осталось до экзамена по русскому языку?.. А я вам скажу…Это много или мало?..  Но мы их используем с максимальной пользой!

    На доске перед вами слова с пропущенными орфограммами (Аргу_енты, ко_ентарий, п_зиц_я…). Ваша задача: записать их в тетрадь, вставить буквы.

    Проблемный вопрос:

    -Как вы считаете, почему именно эти слова стали основой словарной работы? -Как может быть сформулирована тема урока?

    Подготовка   к работе на уроке.

    Отвечают.

    Записывают слова, проводят взаимопроверку. В случае затруднений – задают вопросы учителю.

    Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

    Самопроверка готовности к уроку

    Личностные:

    формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

     положительное отношение к школе и учебной деятельности

    II. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

    (2 мин.)

    Организует работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

    -Определите для себя, какие задачи надо решить на уроке?

    -Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание 25 на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения (задание 25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы (проблема, комментарий…)

    Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

    Формулируется тема урока «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ»

    ЗАДАЧИ:

    Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

    Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

    Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение 

    2. Актуализация знаний.

    Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

     (3 мин.)

    -Вспомните, какова структура сочинения-рассуждения? (проблема, комментарий…)

    Повторение основных понятий, необходимых для выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения:

    -Что такое проблема? (комментарий…)

    Индивидуальное задание.

    Обучающиеся подобрали примеры возможных

    эпиграфов к уроку:

    «Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его». Роллан Р.

    «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.» Карлейль Т.

    «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках» Тургенев И.

    «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка — шум самый дорогой».
    Теофиль Готье

    «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души».
    Максим Горький

    «Музыка - это немая молитва души». Л.Н.Толстой

    Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

    Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

    Коммуникативные:

    формулирование собственного мнения

    3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

    Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. 

    (5 мин.)

    Организует работу в парах и группах по определению проблем текста

    Помогает верно сформулировать   обозначенные проблемы.

    Учащиеся читают текст, анализируют его, отвечают на вопросы:

    -Что волнует автора? Какова основная проблема текста?

    Информация о выполнении задания.

    1 группа определяет проблему.

    - Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема воздействия музыки на человека.

    Проблема явственно проявляется в предложениях 38-41

    2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема взаимосвязи отношения к музыке и другим людям (т.е. как человек относится к музыке, так он относится к другим людям). Предложение 42.

    3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему ценности выдающихся музыкальных произведений (предложение 20)

    Определяют проблемы, поднимаемые автором.

    Корректируют ответы друг друга.

    Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

    Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

    Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

    4. Формулирование проблемы.

    Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

    Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь:  

    проблема воздействия музыки на человека.

    Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. Аргументируют выбор.

    Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

    Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

    Коммуникативные: умение выражать мысли

    5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

    Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

    (3 мин.)

    Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

    Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

    Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

    Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

    6. Определение позиции автора.

    Выражение собственного мнения.

    Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)

    Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:

    Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами.

     Определите их значение.

    Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод).

    Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения

    Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.

    Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

    Познавательные:

    постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.

    Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

    7.Аргументация проблемы.

    Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. 

    (3 мин.)

     Организует работу по нахождению аргументов.

    Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

    Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

    Называют  и сопоставляют аргументы.

    Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

    Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

    Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

    Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

    Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

    8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

    Цель: усвоение учащимися определения тезиса. 

    (4 мин.)

    Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итоги анализа.

    Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

    Работают в парах. Анализируют,  сопоставляют обнаруженные аргументы.

    Используют алгоритм написания.

    Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием

    разных форм:

    -вывод-обобщение;

    -ответ на вопрос;

    -призыв к действию;

    -концовка с использованием цитаты.

    Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    9.Самостоятельная работа по написанию комментария к проблеме текста. Цель: самооценка результатов своей деятельности.

    (10 мин.)

    Организует деятельность по применению полученных знаний.

    Оказывает помощь учащимся при написании работ.

    Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным,  проверяют и  КОРРЕКТИРУЮТ работу в группах

    корректируют и проверяют работы друг друга.

    Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.

    Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

    10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

    Прослушивание частей сочинения  учащихся.

    Работа над сочинением.

    Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. 

    (4мин.)

    Выявляет границы применения нового знания.

    Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

    Корректируют работы.

    Исправляют недостатки в работах.

    Коммуникативные:

    умение быть готовым корректировать свою точку зрения

    11. Рефлексия деятельности

    Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

    (1 мин.)

    Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

    Слово учителя.

    -Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

    Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

    Отвечают на вопросы.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

    VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

    Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту К.Г.Паустовского  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе

    Коммуникативные создание  сочинения-рассуждения по данному тексту

    Приложение: текст для сочинения-рассуждения.

      (1)Весь день я провел в поисках пристанища в мертвом городе. (2)Только ближе к ночи я сумел найти его на Садовой улице, в школе для детей водников. (3)Мне разрешили ночевать в пустом холодном классе. (4)В семь часов утра я должен был уходить и не возвращаться до вечера, пока в школе не кончались занятия.

       (5)Долгие часы я просиживал на Графской пристани, греясь под неопределенным солнцем января. (6)Изредка я заходил на базар с отчаянной надеждой купить немного хлеба, но на базаре торговали розовыми цейлонскими раковинами, пепельницами, солдатским бельем. (7)Все хотели хлеба, спрашивали хлеб, но ни одна живая душа его не имела и не продавала. (8)Толкотня на базаре была совершенно бесцельной.

       (9)Дом, где находилась школа, принадлежал адмиральше Коланс. (10)Эта  решительная, высокая и хромая старуха, ходившая с кочергой вместо палки, спаслась от выселения тем, что отдала под школу свой особняк. (11)Сама она жила с сыном – бывшим мичманом – в расположенном во дворе флигеле.

       (12)Ко мне адмиральша благоволила, потому что считала меня моряком, скрывающим своё звание.

       (13)Потом ко мне в комнату поселили начальника Скадовского порта Денисова, бывшего матроса с крейсера «Алмаз».

       (14)Он приносил под шинелью куски ломкого известкового хлеба и угощал меня. (15)Хлеб мы резали громадным сапожным ножом.

        (16)Денисов был в бою под Чонгаром и брал у Врангеля Севастополь.

       (17)Однажды вечером он привел в школу высокого юношу в пенсне, накормил его хлебом и заставил играть на окоченевшем рояле.

       (18)Пылала коптилка. (19)Юноша  долго сидел, подложив руки под себя, чтобы согреть их, потом подошел к роялю. (20)В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, мелодия Чайковского.

       (21)Адмиральша пришла и слушала, стоя в дверях с кочергой, прямая и грозная, как богиня возмездия.

       (22)Когда юноша ушел, Денисов, укладываясь спать на составленных партах, рассказал историю знакомства с этим пианистом.

       (23)Отряд Денисова первым вошел в Севастополь. (24)На Морской улице из окна трехэтажного дома в бойцов денисовского отряда было сделано несколько выстрелов из винтовки.

       (25)Бойцы ворвались в квартиру. (26)Они никого там не нашли, кроме хилого юноши в пенсне. (27)Он сидел за роялем и собирал ноты. (28)Его сочли за переодетого офицера и схватили.

       -(29)Ты стрелял, собака?

       (30)Юноша отрицательно покачал головой.

       -(31)Покажи руки! – крикнул Денисов.

    (32)На руках не было никаких следов от затвора.

       -(33)Я музыкант – сказал юноша. – (34)Я музыкант из кино.

       -(35)Раз музыкант, так пусть играет, - потребовали бойцы. – (36)Играй, а не сумеешь – отправим в расход!

       (37)Юноша заиграл.

       -(38)У меня душа перевернулась, -рассказывал Денисов. – (39)Видать, человек за жизнь свою старался. (40)Одним словом, сели мы, кто куда, закурили и слушали. (41)Такая печаль взяла за сердце - прямо руками – будто мать нас провожает, плачет, и идем мы добывать своей кровью свое счастье.

          (42)Закончил он, а Васька Тихонов говорит: «Нет никакой возможности, чтобы этот человек стрелял. (43)Айда, искать, ребята!» (44)Перерыли мы весь дом и на чердаке нашли какого-то фрукта, который в нас и стрелял. (45)С тех пор, как попаду в Севастополь, всегда музыканта найду и то денег ему дам, то хлеба. (46)Очень я этого человека оберегаю.   (По К.Г.Паустовскому)

                                                                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

    Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

    Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

    Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

    Технологическая карта урока "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе".

    Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса...

    Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ».

    Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ»....

    Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.

    Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовк...