Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

    Скалан Любовь Юрьевна

    Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

    Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. педагога:  Скалан Любовь Юрьевна

    Предмет: русский язык

    Класс:  11

    Тип урока: урок развития речи.

    Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

    Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения»

    Цели урока:

    Образовательная:

    подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

    Развивающая:

    развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

    Воспитательная:

    воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

    Задачи урока:

    обратить внимание на речевое оформление сочинения

    отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

    Оборудование:

    индивидуальные папки учащихся с вложенным  материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

    исходный текст (по С.И.Сивоконю);

    раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

    таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

    Тема урока

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ)

    Цель

    Формирование навыков  написания сочинения-рассуждения

    Задачи

    Повторение структуры сочинения-рассуждения.

    Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

    Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

    Развитие монологической и диалогической речи.

    Формируемые УУД

    Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

    Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

    Основные понятия

    Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

    Ресурсы

    Интерактивная доска, текст для  организации работы по написанию сочинения;  рабочий лист (черновик), художественная литература.

    Организация пространства

    Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

    Этапы урока, цель этапа, время

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

    УУД

    1. Организационный.
    2. Мотивационный

    Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

    Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

    (3 мин.)

    Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем

    Обращается к обучающимся:

    Ребята, помните ли вы стихотворения С.Я.Маршака? Как вы относитесь к творчеству детского классика?

    - Проблемный вопрос:

    Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю такие вопросы? Как может быть сформулирована тема урока?

    Подготовка   к работе на уроке.

    Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

    Самопроверка готовности к уроку

    Личностные:

    формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

     положительное отношение к школе и учебной деятельности

    II. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

    (2 мин.)

    Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание варианта С на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения(задание 25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы

    Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

    Формулируется тема урока «Проблемы зарождения и развития писательского таланта»

    Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

    Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

    Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение 

    2. Актуализация знаний.

    Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

     (3 мин.)

     

    Лексическая работа.

    1)талант-это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности;

    2)преданность- это исполненный любви и верности к кому-чему-нибудь;

    3)самопожертвование-это жертвование своими личными интересами ради других;

    4)драматизм-это крайняя напряжённость ,тяжесть положения, обстоятельств.

    Индивидуальное задание.

    Обучающиеся подобрали примеры возможных

    эпиграфов к уроку:

    «Талант есть лучшее богатство, лучшее счастье человека»

     А.Островский.

     «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы».

    М. Горький

    «Талант — это вера в себя, в свою силу»

     М. Горький

            

    Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

    Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

    Коммуникативные:

    формулирование собственного мнения

    3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

    Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. 

    (5 мин.)

    Организует работу в группах по определению проблем текста

    Помогает верно сформулировать   обозначенные проблемы.

    Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:

    что волнует автора? какова основная проблема текста?

    Информация о выполнении задания.

    1 группа определяет проблему.

    - Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема драматичной судьбы писателя.

     Позиция автора: предложение №5

    2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема зарождения и развития писательского таланта.

    Позиция автора: предложение №12

    3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему самоотверженной преданности своему делу.

    Позиция автора: предложение №31

    Определяют проблемы, поднимаемые автором.

    Корректируют ответы друг друга.

    Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

    Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

    Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

    4. Формулирование проблемы.

    Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

    Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь:  

    «Проблема зарождения и развития писательского таланта».

    Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста.

    Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

    Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

    Коммуникативные: умение выражать мысли

    5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

    Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

    (3 мин.)

    Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

    Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

    Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

    Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

    6. Определение позиции автора.

    Выражение собственного мнения.

    Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)

    Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:

    Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами.

     Определите их значение.

    Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод).

    Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения

    Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.

    Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

    Познавательные:

    постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.

    Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

    7.Аргументация проблемы.

    Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. 

    (3 мин.)

     Организует работу по нахождению аргументов.

    Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

    Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

    Называют  и сопоставляют аргументы.

    Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

    Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

    Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

    Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

    Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

    8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

    Цель: усвоение учащимися определения тезиса. 

    (4 мин.)

    Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа.

    Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

    Работают в парах. Анализируют,  сопоставляют обнаруженные аргументы.

    Используют алгоритм написания.

    Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием

    разных форм:

    -вывод-обобщение;

    -ответ на вопрос;

    -призыв к действию;

    -концовка с использованием цитаты.

    Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.

    Цель: самооценка результатов своей деятельности.

    (10 мин.)

    Организует деятельность по применению полученных знаний.

    Оказывает помощь учащимся при написании работ.

    Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным,корректируют и проверяют работы друг друга.

    Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.

    Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

    10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

    Прослушивание частей сочинения  учащихся.

    Работа над сочинением.

    Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. 

    (4мин.)

    Выявляет границы применения нового знания.

    Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

    Корректируют работы.

    Исправляют недостатки в работах.

    Коммуникативные:

    умение быть готовым корректировать свою точку зрения

    11. Рефлексия деятельности

    Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

    (1 мин.)

    Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

    Слово учителя.

    - Урок хочется завершить   словами: «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы».

    М. Горький

    Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

    Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

    Отвечают на вопросы.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

    VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

    Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту С.И.Сивоконя  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе

    Коммуникативные создание  сочинения-рассуждения по данному тексту


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

    Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

    Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

    Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

    Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

    Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

    Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....