Этапы урока, цель этапа, время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
УУД |
- Организационный.
- Мотивационный
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём: вступительное слово учителя (3 мин.) | Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем Обращается к обучающимся: Ребята, помните ли вы стихотворения С.Я.Маршака? Как вы относитесь к творчеству детского классика? - Проблемный вопрос: Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю такие вопросы? Как может быть сформулирована тема урока?
| Подготовка к работе на уроке.
Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока | Самопроверка готовности к уроку | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (2 мин.) |
Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание варианта С на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения(задание 25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы |
Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
|
Формулируется тема урока «Проблемы зарождения и развития писательского таланта»
|
Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида . Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение
|
2. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания». (3 мин.) |
| Лексическая работа. 1)талант-это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности; 2)преданность- это исполненный любви и верности к кому-чему-нибудь; 3)самопожертвование-это жертвование своими личными интересами ради других; 4)драматизм-это крайняя напряжённость ,тяжесть положения, обстоятельств. Индивидуальное задание. Обучающиеся подобрали примеры возможных эпиграфов к уроку: «Талант есть лучшее богатство, лучшее счастье человека» А.Островский. «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы». М. Горький «Талант — это вера в себя, в свою силу» М. Горький
|
| Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения
|
3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом. Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. (5 мин.) |
Организует работу в группах по определению проблем текста
Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы. | Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:
что волнует автора? какова основная проблема текста? Информация о выполнении задания. 1 группа определяет проблему.
- Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема драматичной судьбы писателя. Позиция автора: предложение №5 |
2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема зарождения и развития писательского таланта. Позиция автора: предложение №12 3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему самоотверженной преданности своему делу. Позиция автора: предложение №31 |
| Определяют проблемы, поднимаемые автором.
Корректируют ответы друг друга. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.
Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.
Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.
|
4. Формулирование проблемы. Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.) |
| Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь: «Проблема зарождения и развития писательского таланта». | Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма. Коммуникативные: умение выражать мысли |
5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы. Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. (3 мин.) | Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте. Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы) | Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста. | Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
6. Определение позиции автора. Выражение собственного мнения. Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.) | Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора: Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами. Определите их значение. | Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод). Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения | Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод. | Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
7.Аргументация проблемы.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. (3 мин.) | Организует работу по нахождению аргументов. Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым). Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца. | Называют и сопоставляют аргументы. Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.
| Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного жизненного опыта, другой – из художественной литературы. | Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование. Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, |
8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением. Цель: усвоение учащимися определения тезиса. (4 мин.) | Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа. Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.
| Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы. Используют алгоритм написания. | Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием разных форм: -вывод-обобщение; -ответ на вопрос; -призыв к действию; -концовка с использованием цитаты. | Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
|
9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения. Цель: самооценка результатов своей деятельности. (10 мин.) | Организует деятельность по применению полученных знаний. Оказывает помощь учащимся при написании работ. | Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным,корректируют и проверяют работы друг друга. | Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами. | Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения. |
10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов Прослушивание частей сочинения учащихся. Работа над сочинением. Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. (4мин.) | Выявляет границы применения нового знания. Корректирует и комментирует все выступления обучающихся. | Корректируют работы. | Исправляют недостатки в работах. | Коммуникативные: умение быть готовым корректировать свою точку зрения |
11. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. (1 мин.) | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. Слово учителя. | - Урок хочется завершить словами: «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы». М. Горький Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать? |
| Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. Отвечают на вопросы.
|
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
VIII. Домашнее задание. (1 мин.) | Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту С.И.Сивоконя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе
|
|
| Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту |