Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Рябчикова Ольга Васильевна

Цели урока:

Образовательная:

подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

Развивающая:

развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._sochinenie-rassuzhdenie.docx43.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога:  Рябчикова Ольга Васильевна

Предмет: русский язык

Класс:  11

Тип урока: урок развития речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Используемая технология: системно-деятельностный подход в обучении

Тема урока: «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:

Образовательная:

подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

Развивающая:

развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

Задачи урока:

обратить внимание на речевое оформление сочинения

отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

Оборудование:

индивидуальные папки учащихся с вложенным  материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

исходный текст (по С. Довлатову);

раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

Тема урока

«Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цель

Формирование навыков  написания сочинения-рассуждения

Задачи

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучающимся в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Ресурсы

Интерактивная доска, текст для  организации работы по написанию сочинения;  рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

  1. Организационный.
  2. Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

(6 мин.)

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем

Обращается к обучающимся:

-А знаете ли вы, сколько дней, месяцев осталось до экзамена по русскому языку?.. А я вам скажу…Это много или мало?..  Но мы их используем с максимальной пользой!

На доске перед вами слова с пропущенными орфограммами (Аргу_енты, ко_ентарий, п_зиц_я…). Ваша задача: записать их в тетрадь, вставить буквы.

Проблемный вопрос:

-Как вы считаете, почему именно эти слова стали основой словарной работы? -Как может быть сформулирована тема урока?

Подготовка   к работе на уроке.

Отвечают.

Записывают слова, проводят взаимопроверку. В случае затруднений – задают вопросы учителю.

Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 положительное отношение к школе и учебной деятельности

II. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

(2 мин.)

Организует работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

-Определите для себя, какие задачи надо решить на уроке?

-Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы (проблема, комментарий…)

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

Формулируется тема урока «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения по исходному тексту»

ЗАДАЧИ:

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение 

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

 (3 мин.)

-Вспомните, какова структура сочинения-рассуждения? (проблема, комментарий…)

Повторение основных понятий, необходимых для выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения:

-Что такое проблема? (комментарий…)

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения

3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. 

(5 мин.)

В Новом Завете Иисус сказал фразу:  «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

-Как вы понимаете это высказывание?

- Можно ли утверждать, что хамство также оскверняет человека? Почему?

Давайте прочтем определения, кто такой хам.

-как формулирует  С Довлатов это понятие?

(Грубый, наглый. Нахальный человек, чувствующий свою безнаказанность)

Чем порождается хамство?

(желанием выплеснуть свои негативные эмоции, ритмом жизни, суетой, безнаказанностью)

-Хамство как правило многолико. Что это может быть?

(Словесное оскорбление, нецензурная брань, оскорбительные жесты и мимика, едкая ирония).

Что обычно старается задеть хам?

(Внешность, национальность, умственные способности, возраст, достоинство, честь)

Зачем он это делает. Ради чего?

(Показать свое превосходство, обычно мнимое. Получить эмоциональное удовлетворение от нашей реакции униженного человека)

 Каковы по мнению автора, отличительные черты хамства?

(Убивает наповал, опрокидывает навзничь, побуждает лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом, оно непобедимо, с ним невозможно бороться, перед ним можно только отступить)

Организует работу в парах и группах по определению проблем текста

Помогает верно сформулировать   обозначенные проблемы.

Учащиеся ищут в словарях значение слова хам. Записывают.

С.И. Ожегов: Грубый, наглый человек.

Читают текст, анализируют его, отвечают на вопросы:

-Что волнует автора? Какова основная проблема текста?

Информация о выполнении задания.

1 группа определяет проблему.

- Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема - Можно ли дать определение хамству. Которому мы не в состоянии противостоять? Над этим вопросом рассуждает Довлатов в своей статье…

2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема - живучести и неискоренимости такого отвратительного явления. Как хамство, которое сложно поддается точному определению.)

Определяют проблемы, поднимаемые автором.

Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

4. Формулирование проблемы.

Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь.  

Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. Аргументируют выбор.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

(3 мин.)

Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

6. Определение позиции автора.

Выражение собственного мнения.

Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)

Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:

Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами.

 Определите их значение.

Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод).

Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения

Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.

Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные:

постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

7.Аргументация проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. 

(3 мин.)

 Организует работу по нахождению аргументов.

Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

Называют  и сопоставляют аргументы.

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса. 

(4 мин.)

Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итоги анализа.

Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

Работают в парах. Анализируют,  сопоставляют обнаруженные аргументы.

Используют алгоритм написания.

Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием

разных форм:

-вывод-обобщение;

-ответ на вопрос;

-призыв к действию;

-концовка с использованием цитаты.

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

9.Самостоятельная работа по написанию комментария к проблеме текста. Цель: самооценка результатов своей деятельности.

(10 мин.)

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, проверяют и корректируют работу в группах.

Корректируют и проверяют работы друг друга.

Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.

Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание частей сочинения  учащихся.

Работа над сочинением.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. 

(4мин.)

Выявляет границы применения нового знания.

Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

Корректируют работы.

Исправляют недостатки в работах.

Коммуникативные:

умение быть готовым корректировать свою точку зрения

11. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

(1 мин.)

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Слово учителя.

-Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту С. Довлатова  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе

Коммуникативные создание  сочинения-рассуждения по данному тексту

Приложение: текст для сочинения-рассуждения.

Сергей Довлатов

Это непереводимое слово "хамство"

Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им "своими словами" суть непереводимых русских понятий "интеллигенция", "пошлость", "мещанство" и "хамство". Говорят, с "интеллигенцией", "пошлостью" и "мещанством" он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово "хамство", так и не смог.

Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы - это слова с одинаковым значением, а слова "наглость", "грубость" и "нахальство", которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от "хамства" по своему значению отличаются.

Наглость - это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство - это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее - форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме резко, крикливо и претенциозно.

Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: "Тебе, дед, в могилу давно пора!" А старик отвечает: "Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!" Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. То есть - имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.

С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом - умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство - это всегда "сверху вниз", это всегда "от сильного - слабому", потому что хамство - это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство - это неравенство.

                                                               (По С. Довлатову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...