Главные вкладки

    Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

    Урок развития речи по подготовке

    к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_9_klass_.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

    Урок развития речи по подготовке

    к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова

    по русскому языку в 9 классе.

    Выполнила:

    Шаймарданова Фарида Шамиловна.,

    учитель русского языка и литературы

       МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

    г. Нижнекамска РТ  

    Нижнекамск

    Тема:

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова.

    Цели:

                 1.  В процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно -    

    речевой деятельности, для создания вторичного текста на основе исходного.

                    2. Обогатить словарный запас новой лексикой, учиться логично, правильно и аргументировано говорить.

                   3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к окружающей среде, чувство ответственности за своих товарищей.

    Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков.

    Словарная работа: шлюпка, деликатес, авангард, борт, корма, весло, багор, карабин, осечка.

    Средства обучения: Ожегов «Толковый словарь русского языка»

                                                   Памятка «Как готовиться к написанию сочинения-рассуждения».

                                                   Текст А. Старкова

                                                   

    Эпиграф к уроку.                                         

             Все прекрасное на земле – от солнца,

    и все хорошее – от человека.

    М. Пришвин.

    Отвечать за других – это

    значит уметь отвечать за

     самого себя.

    Д. С. Лихачев

    Ход урока.

    1. Организационный момент:              

    Учитель:

            Нам предстоит написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Такие задания предлагаются на ОГЭ. Чтобы справиться с поставленной задачей, нам необходимы следующие  умения и навыки:

    -анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

    -комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

    -выражать и аргументировать собственное мнение;

    -последовательно и логично излагать свои мысли, используя богатство языка.

    Учитель:

            Послушайте текст А.Старкова (текст на партах перед каждым учеником).

    Исходный текст.

               (1) Это случилось в море Лаптевых около какого-то острова,  а может, у материкового берега.

            (2)Шлюпка с «Красина», стоявшего на якоре, отошла, наполненная людьми, к берегу, на лежбище моржей. (3) Хотели пострелять немного, добыть моржовой печени, - это же деликатес! - клыков добыть. (4) Сделали, что хотели, решили возвращаться, а отойти не смогли. (5) Вернее, отошли метров на пятьдесят и попали в засаду. (6) Моржи, сползшие в воду во время охоты, ринулись всем стадом на шлюпку. (7) Они избрали самый удобный момент, чтобы отомстить охотникам, перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке, которую легко опрокинуть. (8) Это и задумало стадо, кем-то наверняка ведомое, потому что в его действиях явно ощущались согласованность и целеустремленность. (9) Часть из нападающих образовала плотное кольцо, сквозь которое невозможно было прорваться, а авангард  атаковал шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. (10) Моряки отстреливались, отбивались веслами, багром, но, хотя по воде уже расплылись кровавые пятна, моржей это не сдерживало, а лишь ярило, их атаки становились все активней, клыки все опасней. (11) Удар по борту, нырок по днище – и тогда конец.

            (12) Стреляли и отбивались все, кроме капитана. (13) Он сидел на корме в полной, казалось, безучастности к происходящему. (14) И это, видимо, удивляло людей, над которыми нависла беда. (15) Выстрелы смокли: кончились патроны. (16) Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил. (17) Осечка. (18) Он пальнул вторым, последним патроном. (19) И попал в моржа, находившегося довольно далеко от шлюпки и угрожавшего ей меньше других. (20) Морж пошел на дно. (21) И вдруг все стадо исчезло: все стадо ушло за ним в воду. (22) Это был вожак, вдохновитель атаки. (23) И именно его, вожака, искал и выследил капитан с кормы, помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только один раз, и прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю…                                                                                              (А.Старков)    

    3. Анализ содержания текста

    Учитель:

    Как понимаете значение слов:

    Шлюпка -  малое беспалубное мореходное судно для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде. 

    Деликатес - редкое, вкусное блюдо, лакомство

    Авангард – передовой отряд

    Борт - боковая часть чего-либо

    Корма - задняя часть корпуса корабля (судна)

    Весло - специальное приспособление в виде узкой лопаты для приведения малых судов, а в древности и больших, в движение посредством гребли

    Багор - длинный шест с металлическим острием и крюком на конце.

    Карабин - облегчённая винтовка с укороченным стволом

    Осечка - явление, при котором не происходит выстрела

    Учащиеся объясняют значение слов или работают с «Толковым словарем русского языка» Ожегова.  

    Учитель:

    - О чем этот текст? На какие размышления наводит? О чем заставил задуматься?

    Ученики:

    -Моряки постреляли моржей, добыли моржовой печени и клыков…  Но моржи, ведомые вожаком, решили отомстить людям и ринулись на шлюпку. Капитан, который не должен был допускать жестокость по отношению к  моржам. Действие капитана заставило задуматься об ответственности перед моряками и моржами…

            Руководитель должен быть дисциплинированным.  

     

    Учитель:

    - Итак, какие проблемы поставлены автором?

    Ученики:

    -Проблема ответственности капитана за судьбы подчиненных…, проблема ответственности людей за свои поступки…, проблема бережного отношения к природе…

    Учитель:

    -Какова позиция автора?

    Ученики:

    -Он осуждает капитана и моряков за истребление моржей. Об осуждении автором поступка людей говорят вводные слова «а может», «казалось», «видимо», «именно». Осуждение автором слышится в описании согласованного действия моржей.

    Учитель:

    - Что помогает увидеть авторскую позицию?

    Ученики:

    - содержание текста.

    Учитель:

    -Кто герой очерка?

    Учащиеся:

    -Капитан рыболовецкого судна «Красин», моряки, моржи…

    Учитель:

    -Каковы герои?

    Учащиеся:

    -Капитан молодой, безответственный, но может принять на себя ответственность, моряки безответственные перед природой, моржи целеустремленные…

    Учитель:

    -Что можно сказать о поступках героев?

    Учащиеся:

    -Капитан сначала пошел на поводу у моряков, разрешил охоту на моржей, а в трудную минуту смог принять на себя ответственность за жизнь подчиненных ему моряков…

            Моряки легкомысленно истребляли моржей с целью добычи моржовой печени и клыков.

            Моржи объединились, чтобы отомстить охотникам….

    Учитель:

    -Какой композиционный прием использовал автор в тексте?

    Учащиеся:

    Контраст в поведении людей и моржей: «сделали, что хотели…»,  - «ринулись всем стадом на шлюпку», «перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке» - «в действиях явно ощущалось согласованность и целеустремленность», «стреляли и отбивались» -«образовало плотное кольцо…», «атаки становились все активней, клыки все опасней».

    Учитель:

    -Обратим внимание на построение и тон повествования 23 предложения. Что в нем звучит?

    Учащиеся:

    -«…помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только один раз», «прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю…» - автор одобряет поступок капитана, но за положительной оценкой скрывается насмешка. Это ирония – способ выражения авторской позиции, один из приемов критики.

    Учитель:

    -Как «автор» называет вожака?

    Учащиеся:

    -«Предводитель, «вдохновитель») – в этих словах тоже звучит ирония по отношению к капитану и уважение по отношению к вожаку стаи – он «вдохновитель», он идет на правое дело.

    Учитель:

    -Какие еще слова помогают понять позицию автора?

    Учащиеся:

    - вводные слова: вернее, казалось, видимо.

    Учитель:

    -Обратите внимание на синтаксическое построение 15,16,17 предложений. Для чего их использует автор?

    Учащиеся:

    -((15) «Выстрелы смолкли: кончились патроны».- бессоюзное сложное предложение с причинно-следственным значением.

    -(16) «Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил» - сочинительная связь со значением последовательности действия.

    -(17) «Осечка» - назывное предложение. Такое синтаксическое построение предложений и их расположение говорит о нависшей опасности.

    Учитель:

    -Запишите в 2 колонки опорные слова, характеризующие действия людей и животных во 2 абзаце.

    Работа в тетрадях:

    моряки

    моржи

    «сделали, что хотели»

    «ринулись всем стадом»,                   «избрали самый удобный момент»

    «перестрелявшим все патроны»

    «чтобы отомстить»

    «сгрудившимся»

    «задумало стадо»

    «отстреливались, отбивались»

    «авангард атаковал»

     

    Учитель:

    -Какой прием использует автор в 10 и 12 предложениях?

    Учащиеся:

    -Автор повторяет слова «Стреляли, отбивались», «отстреливались, отбивались».

    Учитель:

    -С какой целью автор использует этот прием?

    Учащиеся:

    -«Отбивались» - глагол несовершенного вида подчеркивает, что моржи были сильнее, можно сказать, и умнее людей в данной ситуации. Автор предупреждает: нельзя необдуманно вторгаться в мир природы, зло порождает зло.

    Учитель:

    -Какова ваша личная позиция к поднятой проблеме?

    Учащиеся:

    -Автор считает, что живая природа мстит за необдуманные поступки людей, что вожаки, будь это люди или животные, не имеют право ошибиться.      

    Учитель:

    - Согласны ли вы с автором текста? Что может выступить в качестве аргумента?

    Учащиеся:

    -Я согласен с мнением автора. Автор прав, осуждая капитана и моряков, которые рисковали своей жизнью, зная повадки моржей… Капитан не должен был допускать охоту на моржей – это браконьерство. Капитан убил вожака моржей, спасая жизнь моряков, но какова судьба моржей без вожака?

    Учитель:

    -Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Согласны ли вы с высказыванием авторов?

    Учащиеся:

    -Да, действительно, «все прекрасное на земле – от солнца». Без солнца нет жизни на земле. Жизнь – это прекрасно. «А все хорошее» - от человека». Человек должен беречь эту прекрасную жизнь. А на жизнь право имеют и люди, и моржи!

    -Я согласен  с мнением Д.С.Лихачева «Отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя». Капитан должен был отвечать за жизнь не только членов своей команды, но и за жизнь обитателей моря.

    Учитель:

    -Какому стилю относится данный текст?

    Учащиеся:

    -Публицистический текст

    Учитель:

    -Докажите.

    Учащиеся:

    -Цель публицистического текста – это воздействие на читателя и слушателя, т. е в чем-либо их убедить, к чему-то призвать. В тексте автор призывает к бережному отношению к природе.

    -Для публицистического стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателя:

    1)торжественная лексика - «выстрелы смолкли», «авангард», «целеустремленность»

    2)антонимы – «решили возвращаться – попали в засаду».

    3)слова с переносным значением – «нависла беда», «пошел на дно».

    4)описательные обороты – «вдохновитель атаки», «верных предводителю».

    Учитель:

    -К какому жанру публицистического стиля отнесете текст?

    Учащиеся:

    -Это проблемный очерк, потому что…….

    «Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека», - писал М.Пришвин.

    Учитель:

    -Как начинаем вступление?

    Учащиеся:

    -Отвечает ли человек за жизнь других людей? Какова ответственность человека перед природой?

            Эти вопросы волнуют многих, и писатели-публицисты пытаются обратить внимание читателей на такие проблемы, как человек-человек, человек-природа. Этот вопрос поднимает А.Старков в своей статье «Схватка с моржами». Он повествует о судьбе моряков, добывших для себя деликатес (моржовую печень) и моржовых клыков, но не ожидавших организованной вожаком атаки моржей.

    Учитель:

    -О чем писать в основной части?

    Автор  подробно описывает согласованность и целеустремленность морских жителей, которые спасались от моряков, атакуя шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. Схватка между человеком - разумным и моржами описывается в контрасте: моряки добывают клыки, а моржи отбиваются клыками; моряки решили возвращаться, но попали в засаду моржей; моряки нападали, а моржи мстили; у моряков кончились патроны, а атаки моржей становились все активней; моряки стреляли и отбивались, а капитан сидел на корме в полной безучастности к происходящему.

            Почему?

            Я думаю, что капитан  в это время анализировал свой поступок: почему он, руководитель, допустил такую жестокость по отношению к моржам, не мог предвидеть трагический исход.  Ведь капитан, оказывается, прекрасно знал повадки морских зверей, их верность своему «предводителю», но теперь он уже не мог ничего изменить. Он хорошо помнил   и об обязанностях, и, осознав свой проступок, решил спасти  команду: все  рассчитал, отыскал вожака и прицелился в него. Очень точно, всего одним назывным предложением «Осечка», Старков показывает, как вместе с моржами мстит людям безмолвная природа. В этом коротком, но емком предложении заключается весь ужас положения моряков: удар моржей по борту, нырок под днище  - и тогда конец.

    Учитель:

    -Как заканчиваем сочинение?

    - Автор предупреждает нас, людей, что сегодня человечество должно пересмотреть свое браконьерское отношение к природе. Ведь природа нас предупреждает постоянно: землетрясения, потопы, цунами, торнадо и другие природные катаклизмы часто происходят там, где люди воюют, применяют оружие, где человек нарушает законы природы и морали.

            Все, каждый человек несет ответственность за жизнь других людей и за все живое и неживое на земле!

    5. Выводы по уроку.  

            На уроке мы научились работать над созданием вторичного текста на основе исходного. Ваша задача – написать сочинение-рассуждение, придерживаясь стиля писателя. Предложенные памятки вам помогут последовательно и логично изложить свои мысли о проблеме, затронутой автором.

            А. Старков говорит об ответственности людей за свои поступки, о бережном отношении за каждое живое существо в мире.

            Маленький принц, герой А. де Сент-Экзюпери, говорил: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Эти слова относятся к каждому из нас.

    6. Домашнее задание.

     Напишите сочинение-рассуждение по тексту А.Старкова по русскому языку.

    Примерное сочинение-рассуждение по тексту А.Старкова

    по русскому языку.

            

            «Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека», - писал М.Пришвин.

            Отвечает ли человек за жизнь других людей? Какова ответственность человека перед природой?

            Эти вопросы волнуют многих, и писатели-публицисты пытаются обратить внимание читателей на такие проблемы, как человек-человек, человек-природа. Этот вопрос поднимает А.Старков в своей статье «Схватка с моржами». Он повествует о судьбе моряков, добывших для себя деликатес (моржовую печень) и моржовых клыков, но не ожидавших организованной вожаком атаки моржей.

            Автор  подробно описывает согласованность и целеустремленность морских жителей, которые спасались от моряков, атакуя шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. Схватка между человеком - разумным и моржами описывается в контрасте: моряки добывают клыки, а моржи отбиваются клыками; моряки решили возвращаться, но попали в засаду моржей; моряки нападали, а моржи мстили; у моряков кончились патроны, а атаки моржей становились все активней; моряки стреляли и отбивались, а капитан сидел на корме в полной безучастности к происходящему.

            Почему?

            Я думаю, что капитан  в это время анализировал свой поступок: почему он, руководитель, допустил такую жестокость по отношению к моржам, не мог предвидеть трагический исход.  Ведь капитан, оказывается, прекрасно знал повадки морских зверей, их верность своему «предводителю», но теперь он уже не мог ничего изменить. Он хорошо помнил   и об обязанностях, и, осознав свой проступок, решил спасти  команду: все  рассчитал, отыскал вожака и прицелился в него. Очень точно, всего одним назывным предложением «Осечка», Старков показывает, как вместе с моржами мстит людям безмолвная природа. В этом коротком, но емком предложении заключается весь ужас положения моряков: удар моржей по борту, нырок под днище  - и тогда конец.

            Автор предупреждает нас, людей, что сегодня человечество должно пересмотреть свое браконьерское отношение к природе. Ведь природа нас предупреждает постоянно: землетрясения, потопы, цунами, торнадо и другие природные катаклизмы часто они происходят там, где люди воюют, применяют оружие, где человек нарушает законы природы и морали.

            Все, каждый человек несет ответственность за жизнь других людей и за все живое и неживое на земле!

    Памятка

    «Как писать сочинение-рассуждение».

    (Советы для учащихся и для родителей).

    1. Прочитайте текст и вдумайтесь в его тематику и проблематику: о чем идет речь и что думает об этом автор?

    2. Решите, какой тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Стиль речи, скорее всего, публицистический. Ведущим типом речи должно быть рассуждение.  

    3. Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним. В первом случае ищите доказательства или примеры из вашего жизненного опыта, пусть даже почерпнутого из книг; во втором – найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы.

    4. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? О чем говорить в основной части? Чем закончить? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности использованных в нем? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?  

    5. Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работе выпускников:

    -не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы;

    -не начинайте сочинение с местоименной фразы («В этом тексте говорится…»);

    -не сообщайте, сколько в тексте предложений и абзацев;

    -не выстраивайте цепочки ключевых слов, раскрывающих ту или иную тему. У вас нет времени для формального (структурного) анализа текста. От вас требуется совсем другое – откликнуться на проблему, затронутую в тексте, и показать, какие средства языка помогли автору сказать о ней понятно и убедительно.

                                                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

    КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

    Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

    Открытый урок  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку...

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)

    Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...

    Конспект урока развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)

    Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить ...