Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Фаламеева Елена Владимировна

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г. Мастер-класс подготовила: у читель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Золотая Долина Фаламеева Е.В.

Слайд 2

Тексты публицистического стиля Назначение публицистического стиля влиять на общественное мнение, формировать его Тема текста О чем текст? Проблема текста Что волнует автора? какая проблема находится в центре внимания автора? Способы формулировки проблемы Если проблема сформулирована в виде утвердительного предложения, используем конструкции типа «В данном тексте поднимается проблема (чего?) + существительное в родительном падеже»; если проблема сформулирована в виде вопроса, то «В тексте автор поднимает вопрос…, задумывается над вопросом…, ставит вопрос… и т.д.».

Слайд 3

Позиция автора Так как важнейшей функцией публицистического стиля является воздействующая функция, то публицист не только сообщает о каких-либо фактах социальной, культурной, духовной, экономической жизни, но и дает им интерпретацию, чётко выражая это в эмоционально-экспрессивной стилистической форме, что является его позицией . В тексте публицистического стиля авторская позиция – это выражение определенного чувства (негодования, осуждения или, наоборот, восхищения, одобрения) и призыв к каким-либо действиям, поэтому, определяя её, задаемся вопросами: как автор видит суть проблемы? как относится к поднимаемой проблеме (оценивает описываемую ситуацию)? как отвечает на поставленный вопрос?

Слайд 4

Комментарий проблемы П ри анализе исходного текста ищем ответы на вопросы: Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы, как читатель, отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным? Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

Слайд 5

Языковые приемы публицистического стиля Языковые приемы служат средством композиционного оформления части «комментарий проблемы». Например, цитирование помогает автору убедить читателя в …; вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемому; ряды однородных членов создают выразительною смысловую соотнесённость; градация “усиливает” впечатление и т.д.

Слайд 6

В ажно научить выпускников видеть в анализируемом тексте особенности публицистического стиля и через них осмысливать содержание!

Слайд 7

Алгоритм работы по выявлению проблемы 1. Перед прочтением текста ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок. 2. Внимательно прочитайте текст, выделите в нем ключевые слова: потренируйте способность медленно, вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки. 3. Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…). 4. Запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … к людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой). 5. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который пережил потерю близких?). 6. Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.

Слайд 8

Инструкция к сочинению

Слайд 9

Композиция сочинения

Слайд 10

Прием «Эксперт» Оцените формулировку проблемы (1 балл/0 баллов)

Слайд 11

Оцените формулировку проблемы 1. Проблема воспитания сострадания (Нужно ли воспитывать в человеке способность к сочувствию ?) 2. Проблема способности человека к сочувствию (Как влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой способности? Нужна ли человеку способность к состраданию ?) 3. Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку (Какая связь существует между сочувствием и содействием?)

Слайд 12

Что такое комментарий? КОММЕНТАРИЙ – это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста. Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Слайд 13

Элементы комментария Комментарий состоит из 5 элементов 1. Довод-утверждение + пример-иллюстрация (исходный текст) 2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 3. Довод-утверждение + второй пример-иллюстрация (исходный текст). 4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Слайд 14

Прием «Расцветим комментарий» Пример-иллюстрация Пояснение Смысловая связь

Слайд 15

Пример работы

Слайд 16

Работа с обучающимися «группы риска» «Волшебные ножницы» ( нужно разрезать лист с комментарием на пять элементов: элемент 1 - пример-иллюстрация 1, элемент 2 - пояснение, элемент 3 - пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5 – смысловая связь), «Умная пятёрка» (после написания комментария расставить цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение + пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь).

Слайд 17

Понять структуру прием «Эксперт» (предлагаю ученикам оценить по критериям работу другого ученика) приём «Поспорим с экспертом» (проверить работу эксперта и согласиться//не согласиться с выставленными баллами).

Слайд 18

Позиция автора Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора» Читая повторно текст, найдите ключевые слова, фразы, помогающие выявить авторскую позицию. (Выясняем, что их несколько: в 5, 7-8, 28-29 предложениях.) Получается следующее: 1. С острадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе. 2. Ч еловек , не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него. 3. С очувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.

Слайд 19

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести аргумент «за» «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против» «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести аргумент «против»

Слайд 20

Заключение Должно быть написано по той проблеме, которую выбрал ученик. Итак, важно научить выпускников видеть в анализируемом тексте особенности публицистического стиля и через них осмысливать содержание.

Слайд 21

Тексты художественного стиля Отличаются тексты прежде всего проблематикой, если в публицистическом тексте поднимаются социально-нравственные проблемы, то в художественном тексте внимание автора обращено к внутреннему миру человека.

Слайд 22

Главный признак художественного стиля А втор текста, изображая, выражает свое отношение к происходящему, но не дает прямую оценку; используя разные художественные приемы, предоставляет читателю возможность увидеть картину, чтобы читатель мог задуматься над нравственными и философскими проблемами.

Слайд 23

Проблема текста П роблема в художественном тексте «скрыта», и, чтобы ее понять, надо проанализировать ситуацию, описанную автором. Герои: герои текста – рассказчик и бойцы. Информация о героях: они солдаты, идет война, чувствуется усталость героев от войны. Их тянет домой, к земле. Поступки, что происходит : рассказчик вспоминает о смерти бойца. Деталь - дымящийся окурок, прилипший к губам убитого, навсегда врезался в память рассказчика. Отсюда делаем вывод – еще недавно была жизнь, теперь – смерть. Мысли, оценка : герой задумывается о ценности человеческой жизни. Так обучающиеся выходят на одну из проблем текста – осознание ценности человеческой жизни.

Слайд 24

Позиция автора Авторская позиция в тексте художественного стиля – это отношение автора к персонажу, который является носителем идеи (проблемы). Р ассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора , но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь …, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.

Слайд 25

Комментарий к проблеме Если текст сюжетный, то необходимо передать суть сюжета. Далее можно ответить на вопросы: От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)? Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей). Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?



Предварительный просмотр:

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Каждый учитель - филолог, готовящий учеников к ЕГЭ по русскому языку, сталкивается с проблемой: как научить ребят писать сочинение – рассуждение по исходному тексту.

Выполняя задание части С, выпускники должны продемонстрировать уровень коммуникативной компетентности – прежде всего способность понимать текст, а также способность выражать собственную позицию.  Однако анализ ответов выпускников позволяет  сделать неутешительный вывод: уровень готовности старшеклассников к выполнению части С не только невысок, но имеет тенденцию к снижению. Здесь, конечно, можно найти множество причин. Одна из них -    недостаточное внимание при подготовке к сочинению   к стилю исходного текста  и одинаковый подход к анализу текстов стилистически  разных.   Ведь зависимость между стилем  текста и качеством сочинения по нему                                                                                                                очевидна. Мы должны признать необходимость разных методик при подготовке к сочинениям по текстам разного стиля.

Стиль  исходного текста, его содержание  (тема, предмет обсуждения) и структура – вот факторы, которые определяют успешность сочинения выпускника. Умение находить,  вычленять, определять  эти элементы проверяется в материалах ЕГЭ. В соответствии с этим и  нужно выстраивать систему работы: от простого к сложному.

Подготовку к сочинению целесообразно разделить на два этапа: первый этап – работа над сочинением по публицистическому тексту, второй– работа над сочинением по художественному. Это позволит обучающимся сформировать более четкие представления о работе над текстами разных стилей речи. Ведь не секрет, что многие учащиеся переносят умения работать с публицистическим текстом на текст художественный, что приводит к ряду ошибок, например, смешение автора и героя, выделение в авторскую позицию слов героя и т.п.

В материалах ЕГЭ по русскому языку  для написания сочинения-рассуждения учащимся предлагается большое количество текстов публицистического стиля. В связи с этим  необходимо научить учащихся осмысливать  содержание текстов данного стиля, видеть их специфику,  выделять  языковые особенности  текстов этого стиля.

Знание основного назначения публицистического стиля – влиять на общественное мнение, формировать его - позволяет  учащимся безошибочно определить проблему исходного текста. Необходимо показать учащимся четкое различие понятий тема – проблема. Научить разграничивать эти понятия поможет работа по схеме: о чем? (задаем вопрос после чтения исходного текста, выясняя тему текста), что об этом нам хотел рассказать автор? (выясняем проблематику текста), что волнует автора? какая проблема находится в центре внимания автора? (ищем основную проблему текста). Особое внимание следует обратить на  способы формулировки проблемы. Например, если проблема сформулирована в виде утвердительного предложения, используем конструкции  типа «В данном тексте поднимается проблема (чего?) + существительное в родительном падеже»; если проблема сформулирована в виде вопроса, то «В тексте автор поднимает вопрос…, задумывается над вопросом…, ставит вопрос… и т.д.». 

Так как важнейшей функцией публицистического стиля является воздействующая функция, то  публицист не только сообщает о каких-либо фактах социальной, культурной, духовной, экономической жизни, но и дает им интерпретацию, чётко выражая это  в эмоционально-экспрессивной стилистической форме, что является его позицией.  Надо помнить, что в тексте публицистического стиля  авторская позиция – это выражение определенного чувства (негодования, осуждения или, наоборот, восхищения, одобрения) и призыв к каким-либо действиям, поэтому,  определяя её, задаемся вопросами:  как автор видит суть проблемы?  как относится к поднимаемой проблеме (оценивает описываемую ситуацию)?  как отвечает на поставленный вопрос? Сформулировать авторскую позицию помогут  глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., краткие причастия: убежден, уверен и т.д.; можно  использовать вводные слова и предложения со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д.;

Работая над частью «комментарий проблемы», при анализе исходного текста ищем ответы на вопросы: что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы,  как читатель,  отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?  Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения? Следует обратить внимание на  языковые приемы публицистического стиля, которые могут послужить средством композиционного оформления  части «комментарий проблемы». Например, цитирование помогает автору убедить читателя в …; вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемому; ряды однородных членов создают выразительною смысловую соотнесённость; градация  “усиливает” впечатление и т.д. 

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует использовать публицистические тексты разных конструкций. Начинать лучше  с текстов, раскрывающих хорошо знакомую проблему, выраженную в тексте недвусмысленно. Затем необходимо поработать над текстами,  в которых есть вопросительные предложения. Вопросы, задаваемые публицистом в тексте, нередко ставят выпускников  в тупик – неумение отличить вопрос проблемный (задающий проблему текста) от вопроса риторического (помогающего  развернуть мысль, вести диалог с читателем) нередко приводит к фактической ошибке. Сложными для понимания  являются тексты, в которых на проблемный вопрос дается несколько ответов, зачастую противоречащих друг другу. Здесь следует обратить внимание учащихся на внутренний диалог, который ведет автор текста, и именно в нем искать авторскую точку зрения. Т.В. Обласова в статье «Предэкзаменационная подготовка  к сочинению на ЕГЭ» при формулировке проблемы в данном советует использовать следующие конструкции: в тексте приводятся две точки зрения на…; при  формулировки авторской позиции: приведенный(ые) автором пример(ы) доказывает, что…; приведя пример (чего?), автор доказал, что…; пример, приведенный автором, убедительно доказывает (убеждает), что… и т.д.

Итак, важно научить выпускников видеть в анализируемом тексте особенности публицистического стиля и  через них осмысливать содержание.

Итак, с чего начинать работу с текстом? Напоминаю алгоритм работы по выявлению проблемы.

  1. Перед прочтением текста ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок.
  2. Внимательно прочитайте текст, выделите в нем   ключевые слова: потренируйте способность медленно, вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки.
  3. Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…).
  4. Запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … к людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой).
  5. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который пережил потерю близких?).
  6. Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.

! Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос,  то позиция автора – это ответ.

Ребята читают текст про себя, обдумывают его, формулируют и записывают получившееся предложение-утверждение, затем на его основе формулируют проблемный вопрос и записывают его на листочках. (3-5 мин.)

Давайте и мы прочитаем текст Львова Сергея Львовича (5 мин.)

  (1) Сострадание – активный помощник. (2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. 8 (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. (14) Равнодушным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется! (18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием

     (28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Л.Львов*)

 *Львов Сергей Львович (1922-1981) - прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Через пять минут после прочтения текста листочки собираю, и ребятам предлагаю роль эксперта (прием «Эксперт»). (Конечно, не все справляются с этой работой быстро.) Их формулировки разбавляю своими заготовками.  За правильно определенную проблему текста можно получить заветный 1 балл.

Проблемы текста

Позиция автора

1. Проблема воспитания сострадания (Нужно ли воспитывать в человеке способность к сочувствию?)

1. Талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.

2. Проблема способности человека к сочувствию (Как влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой способности? Нужна ли человеку способность к состраданию?)

2. Человек, который никогда никому не сострадал, оказывается не защищённым от собственных бед и может остаться в одиночестве.

3. Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку (Какая связь существует между сочувствием и содействием?)

3. Человек, обладающий способностью к сочувствию, сумеет понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие станет содействием.

Давайте и мы оценим формулировку проблем по тексту Львова

ОЦЕНИТЕ ФОРМУЛИРОВКУ ПРОБЛЕМЫ

(1 БАЛЛ /0 БАЛЛОВ)

 Проблема воспитания сострадания

 Проблема способности человека к сочувствию

Что такое сострадание? Какова его роль в жизни человека?  Над этой проблемой заставляет задуматься  С. Львов.

Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку

Как влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой способности?

С. Львов поднимает проблему милосердия и доброты.

Оценивая, ребята еще и еще раз обращаются к тексту, аргументируют, почему дали или не дали балл.

 Следующий этап – это работа над комментарием к сформулированной проблеме исходного текста.

Что такое комментарий? КОММЕНТАРИЙ – это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста.

Обращаю внимание на важность соблюдения логики комментирования.

Ведь комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Заостряем внимание учащихся на том, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.

И опять обращаемся к формулировке  задания 27:

https://sochineniena5.ru/wp-content/uploads/2023/06/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-2024-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8.jpg

        

 У каждого учащегося есть сведенная в таблицу подсказка.

ЕГЭ сочинение.  Комментарий состоит из 5 элементов 
1. Довод-утверждение + пример-иллюстрация (исходный текст). 
2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 
3. Довод-утверждение + второй пример-иллюстрация (исходный текст). 
4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 
5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями. 


Каждая группа пишет комментарии только по своей выбранной проблеме.

  • Актуальность проблемы, которую вы сформулировали
  • Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)
  • К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)
  • Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)
  • Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме (слайд 6)

(прием «Эксперт»)

Каждая группа зачитывает по «рабочим листам» комментарии по выбранным проблемам. Корректировка текстов: что упущено? А что лишнее? Что можно изложить в более обобщенном виде?

Пример комментария

Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, С.Львов безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям старого врача. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется к нему бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).

Бескомпромиссность рассуждений автора оправдана его твердой нравственной позицией. Эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания «жестоко мстят за себя», считает публицист.
Используя парцелляцию (24-27 предложения), оценочную лексику (жалким, беспомощным), оригинальную метафору (радиоприемник – человеческая душа), известный прозаик привлекает внимание нас, читателей, к проблеме человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя. По мнению С.Львова, сострадание должно быть активным.

Разбирая на уроках сложные тексты, обучающимся «группы риска» я предлагаю работу  с использованием приемов

  • «Волшебные ножницы» (нужно разрезать лист с комментарием на пять элементов: элемент 1 - пример-иллюстрация 1, элемент 2 - пояснение, элемент 3 - пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5  – смысловая связь),        
  • «Умная пятёрка» (после написания комментария расставить цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение +пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь).

          А чтобы учащимся легко было понять, почувствовать структуру комментария, применяю одни из самых полюбившихся им приемов «Эксперт» (предлагаю ученикам оценить по критериям работу другого ученика)  или приём «Поспорим с экспертом» (проверить работу эксперта и согласиться//не согласиться с выставленными баллами). В итоге ребята, обосновав свое мнение, с удовольствием причисляют себя то ли к группе экспертов-«мамочек», то ли к группе экспертов-«волков»( формулировка А.Г.Нарушевича). 

          Давайте и мы с вами постараемся оценить фрагменты сочинений по прочитанному уже тексту.

Позиция автора


Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора»

Читая повторно текст, найдите ключевые слова, фразы, помогающие выявить авторскую позицию. (Выясняем, что их несколько: в 5, 7-8, 28-29 предложениях.)

Учимся обобщать: работаем в группах. Каждая группа выделяет позицию автора по своей проблеме.

Получается следующее:

1 группа: сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе.

2 группа: человек, не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него.

3 группа: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

  •  «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за»
  • «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против»
  • «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против»

Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.

Примеры аргументов, приведенных учащимися:

  1. одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.

Заключение

Должно быть написано по той проблеме, которую выбрал ученик.

Итак, важно научить выпускников видеть в анализируемом тексте особенности публицистического стиля и  через них осмысливать содержание.

Сочинение по художественному тексту

Учащиеся старших классов имеют большой опыт работы с художественными произведениями, несмотря на это, тексты художественного стиля, предложенные на ЕГЭ, вызывают при анализе особые трудности. Самые распространенные ошибки – неправильно определена проблема текста, выявлена авторская позиция, а в основе комментария – пересказанный или переписанный текст. Связано это в первую очередь с неумением ребенка соотнести понятие «идея  произведения»  (используемого на уроке литературы) и проблема, авторская позиция (необходимые при написании сочинения), при работе над комментарием проблемы учащиеся затрудняются  ввести в пересказ языковые средства (например, автор обращает наше внимание;  в тексте речь идет; автор, давая характеристику герою, уделяет особое внимание и т.п.), помогающие обозначить дистанцию между автором и героем, грамматически трансформировать пересказываемый текст. Приводит к ошибкам и сама работа с текстом художественного стиля, если она основана на тех же приемах, что и работа с публицистическим текстом. Поэтому подготовку к написанию сочинения по текстам художественного стиля целесообразно начинать с определения   различий этого стиля речи и публицистического.

Отличаются тексты прежде всего проблематикой, если в публицистическом тексте поднимаются  социально-нравственные проблемы, то в художественном тексте внимание автора  обращено к внутреннему  миру человека. Следует обратить внимание учащихся на главный признак  художественного стиля - автор текста, изображая, выражает свое отношение к происходящему, но не дает прямую оценку;  используя разные художественные приемы, предоставляет читателю возможность увидеть картину, чтобы читатель мог задуматься над нравственными и философскими проблемами.

Значит, проблема в художественном тексте «скрыта», и,  чтобы ее понять, надо проанализировать ситуацию, описанную автором. Для этого можно воспользоваться схемой, предложенной в пособии Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»: герои – информация о героях – поступки героев,  что происходит -  как раскрываются герои, мысли и оценка автора. Осмысление текста по заданному плану поможет определить и проблему текста, и авторскую позицию. Примером такой работы может быть анализ отрывка из текста В. Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованный в книге И.П. Цыбулько  «Отличник. ЕГЭ. Русский язык».[4,с.94]

Герои:  герои текста – рассказчик и бойцы.

Информация о героях: они солдаты, идет война,  чувствуется усталость героев от войны. Их тянет домой, к земле.

Поступки, что происходит: рассказчик вспоминает о смерти бойца. Деталь - дымящийся окурок, прилипший к губам убитого, навсегда врезался в память рассказчика. Отсюда делаем вывод – еще недавно была жизнь, теперь – смерть.

Мысли, оценка:  герой задумывается о ценности человеческой жизни.

Так обучающиеся выходят на одну из проблем текста – осознание ценности человеческой жизни.

Авторская позиция в тексте художественного стиля – это отношение автора к персонажу, который является носителем идеи (проблемы). Поэтому определяем ее, работая над характеристиками героев, анализируя их поведение, ситуации, в которые попадают они, выделяя художественные средства выразительности. (В тексте В.Некрасова – на войне осознается ценность человеческой жизни.)  Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь …, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.

Комментарий к проблеме, поднятой в тексте художественного стиля, тоже требует другого подхода. Если текст сюжетный, то необходимо передать суть сюжета.  Далее можно ответить на вопросы:

  • От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
  • Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
  • Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
  • Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

Таким образом, на этапе восприятия и понимания исходного текста художественного стиля необходимо  изменить не только  последовательность действий, но и подход к анализу текста.

Текст публицистического стиля

  (1) Сострадание – активный помощник. (2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. 8 (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. (14) Равнодушным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется! (18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием

     (28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Л.Львов*)

 *Львов Сергей Львович (1922-1981) - прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Текст художественного стиля

(1)Недавно ночью шли мимо солдаты. (2)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (3)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (4)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (5)Я подошёл. (6)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. (7)Мигали огоньками цигарок. (8)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:

(9)- Нет, Вась... (10)Ты уж не говори. (11)Лучше нашей нигде не сыщешь. (12)Ей-Богу... (13)Как масло земля - жирная, настоящая. –
(14)Он даже причмокнул как-то по-особенному. - (15)А хлеб взойдёт - с головой закроет...

(16)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

(17)Я так и не увидел того, кто это сказал. (18)Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» (19)Все зашевелились, загремели котелками. (20)И пошли. (21)Пошли медленным, тяжёлым шагом. (22)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

(23)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

(24)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (25)И не только запоминаются. (26)Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся символом.

(27)И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то... (28)Я даже не знаю, как это назвать. (29)Толстой называл это «скрытой теплотой.

(30)Я помню одного убитого бойца. (31)Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. (32)Маленький, еще дымившийся окурок.(33) И это было страшнее всего, что я видел на войне. (34)Страшнее разрушительных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. (35)Раскинуты руки и окурок на губе. (36)Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания.(37) Сейчас – смерть.

(38)А вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной
как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то… (39)Я даже не знаю, как это назвать.  (40) Толстой назвал это скрытой теплотой патриотизма. (41)Возможно, это самое правильное определение.
(По В. Некрасову)


Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) - прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"

Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Анализ текста и написание сочинения-рассуждения

Рабочая программа элективного курса, 11 класс...

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве...

Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

Эффективные приемы работы с текстом при написании сочинения-рассуждения

Аннотация. Статья рассматривает основные приемы работы с текстовым материалом, которые помогут написать сочинение-рассуждение. Данные рекомендации помогут учителям и ученикам в написании эссе и сочине...