Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"
презентация к уроку по русскому языку (10,11 класс) по теме

Шишкина Алена Викторовна

Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, отрабатываются приемы написания различных частей сочинения-рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10.rar1.1 МБ

Подписи к слайдам:

Цели: совершенствовать умения речеведческого анализа текста (определять тему и основную мысль, тип и стиль текста);подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена, формируя умения, необходимые для написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту: -формулировать и комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста; -аргументированно высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме; - логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении;воспитывать патриотические чувства (на материале текста);совершенствовать речевую, орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Писатель-публицист ХХ века, тонкий лирик, влюбленный в свою землю (родом из села Алепино Владимирской области). В.Солоухин – один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, руководил движением за восстановление храма Христа Спасителя. Одним из первых писатель выступил с призывом восстановить Оптину пустынь (ныне монастырь восстановлен). В этом, тогда еще недостроенном храме, В. Солоухин и был отпет в 1997 году перед его последним путешествием в родную землю. Чувством любви к Родине и болью за её судьбу проникнуты его повести «Владимирские проселки», «Камешки на ладони», «Солёное озеро», «Капля росы».
Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997)
Куда (н..)вёл бы путь (н..)бли..кийК какому б дальнему огнюЯ в сер..це образ м..теринский,Я образ Родины хр..ню.В.А. Солоухин
Куда ни вёл бы путь неблизкий,К какому б дальнему огню,Я в сердце образ материнский,Я образ Родины храню.В.А. Солоухин
«Погружение в текст»
Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня… Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев. И вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная. А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так, чтобы только отдельные блики солнца процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не навеет светлых чувств. Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки. А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия. В.А. Солоухин «Владимирские проселки»
И. Левитан . Большая вода.
И. И.Шишкин. Рожь.
В. Поленов. Ранний снег.

ТЕКСТ
ТЕМА
ИДЕЯ(основная мысль)
ПРОБЛЕМА
ТИП ТЕКСТА
СТИЛЬ РЕЧИ
«Погружение в текст»
Критерии содержания сочинения – рассуждения
формулировка проблемы исходного текста;комментарий к сформулированной проблеме исходного текста;отражение позиции автора исходного текста;аргументация собственного мнения по одной из сформулированных проблем (2 -3 аргумента);смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения;точность и выразительность речи;грамотность.
«Создаем текст»
План сочинения – рассуждения по исходному тексту
Вступление.Основная часть: -формулировка проблемы исходного текста; -комментарий к сформулированной проблеме исходного текста; -отражение позиции автора исходного текста; -аргументация собственного мнения по одной из сформулированных проблем (2 -3 аргумента);Заключение.
Способы формулирования проблемы
1) использование клише
Автор обращается к …(философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме…(воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности…) и …(вскрывает противоречия между …, показывает, обращает внимание читателя на…, выражает сожаление по поводу того, что…)
Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Д. Гранин.
2) риторические вопросы
3) именительный темы
Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.С.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…
Комментирование проблемы с опорой на анализ исходного текста
Комментарий – разъяснительные, пояснительные примечания к тексту. Комментировать – дать комментарии, пояснения к чему-н.Комментируя проблему текста, не пересказывайте полностью текст;Не цитируйте большой фрагмент текста и не включайте в сочинение большое количество цитат;Нельзя комментировать несформулированную проблему. Нужно раскрыть лишь ту, которая обозначена в сочинении;Подумайте при анализе текста о том, а) насколько актуально то, о чем пишет автор; б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.
Клише для формулирования позиции автора исходного текста
Автор призывает к …, так как убежден, что «…(цитата)…». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор).Автор убежден в том, что…Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что…К теме… автор относится неоднозначно…По мнению автора, нужно…Свою позицию автор обосновывает…Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами)…Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как…
Клише для формулирования собственного отношения к проблеме
Невозможно не согласиться с точкой зрения (мнением, позицией) автора. Мне понятна ирония (тревога) автора… Невольно задумываешься о том, что.. Я разделяю мнение (точку зрения) автора. Позиция (точка зрения) автора показалась мне интересной (глубокой, убедительной). Можно согласиться с автором в том, что…
Аргументация собственного мнения
-пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;- примеры из личной жизни и жизни окружающих;-примеры из художественной литературы, кинофильмов.
Но там, где каждый шорох что-то значит,Все услыхать и разгадать сумей.От нас природа тайн своих не прячет, Но учит быть внимательнее к ней.Н. Рыленков
Степи голые, немые, Все же вам и песнь, и честь!Все вы – матушка Россия,Какова она ни есть.П.А. Вяземский
Магнолия в белом уборе склоняла туманное тело,И синее-синее море у берега бешено пело.Но в яростном блеске природы мне снились московские рощи,Где синее небо бледнее, растенья скромнее и проще…Н. Заболоцкий
Моделирование заключения
1.Прием «отклик»Схема приема:1) Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят. «Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать (чувствовать)… «Когда я прочитал этот текст, то подумало том, что…»2) Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста «Прочитав умное, искреннее и такое эмоциональное размышление Ф.Искандера, я вновь испытала знакомое мне желание взять с полки те книги, которые уже стали моими настоящими друзьями, ….»
Моделирование заключения
2. Прием «цитата»1) Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста;2) Комментируем ее и делаем переход к исходному тексту. «Живи как живешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы»,- писал К.Батюшков. Мне кажется, что это высказывание точно отражает главную мысль текста, действительно, важнейшей чертой подлинной поэзии является искренность. И вся жизнь Блока была непрерывным творчеством, одним большим, очень искренним и необычайно красивым стихотворением.3. Прием «ниточка»(в качестве цитаты используется одно из предложений исходного текста) «Пока жива мать и тебе есть кому сказать это нежное слово «мама», ты молод, силен и неутомим»,- так заканчивается текст А.Рябко. Мне кажется, что именно в этих словах выражена главная мысль текста...
Памятка «Советы при выполнении задания «С» ЕГЭ».
Внимательно прочитайте текст.Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?»Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?»В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык(языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора.Определите, какой жанр, тип, стиль речи вы изберете для вашего сочинения.Дайте свою оценку прочитанного. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним.В первом случае ищите дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного опыта, информацию, почерпнутую из книг. Во втором случае найдите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы.Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения: - С чего начать сочинение? - О чем писать в основной части работы? -Чем закончить сочинение(вывод)?Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок:- не превращайте сочинение а изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация;- не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи:»в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…»- не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.
Рефлексия
Что вам понравилось на уроке? Что вызвало критические замечания? Чему вы учились сегодня на уроке? Где пригодятся вам эти умения? Какое впечатление оставил урок? О чем заставил задуматься?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.

Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....

Анализ текста и написание сочинения-рассуждения

Рабочая программа элективного курса, 11 класс...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...

Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....