Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Юрицина Ольга Ивановна

Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_novyy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Юрицина Ольга Ивановна, учитель

I кв. категории МБОУ СОШ № 1

Слайд 1 

Тема урока: Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.

Цели урока:

  • развитие языковой и коммуникативной компетенций;
  • совершенствование навыков работы с текстом;
  • воспитание интереса к истории своей родины.

        Использование на уроке образовательных технологий: информационно – коммуникативные технологии; обучение в сотрудничестве;  технология развивающего обучения.

          Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, CD-диск с записью  презентаций Power Point, раздаточный материал (тексты, составленные на основе произведений)

I. Организационный момент. Актуализация.

Учащиеся получают образцы заданий ЕГЭ и тексты для анализа.

Слово учителя:

Большинство заданий ЕГЭ являются заданиями повышенной сложности.

Это часть В (требующая конструируемого ответа) и часть С (написание сочинения-рассуждения).

Опираясь на образцы заданий ЕГЭ, попробуем проанализировать текст и подготовиться к написанию сочинения.

Мы продолжим работу, уже знакомую вам: формулировать задания по части В, выполнять их, выявлять проблему текста и авторскую позицию.

Слайд 2.

Уметь:

  • формулировать задания по части В и выполнять их;
  • выявлять проблему и авторскую позицию.

На столе у учащихся методические пособия Н.А.Сениной и тексты по произведениям               А. Солженицына, С. Довлатова, В. Шаламова.

Откройте методическое пособие, сгруппируйте содержательные блоки для анализа текста.

II. Анализ текста.

Алгоритм выполнения заданий:

  • подбор состава группы (формируем 3 группы);
  • создание тематических презентаций (опережающее задание для каждой группы);
  • выбор лидера, представляющего презентацию;
  • работа с текстом  в группах и парах по части В , этап проверки (составление заданий самостоятельно каждой группой и проверка и выполнение всеми учащимися) и  комментарий учителя;
  • представление каждой группой презентаций;
  • выявление проблемы и авторской позиции.

Слайд 3

Содержательные блоки:

  • Способы словообразования В1
  • Типы подчинительной связи В3
  • Односоставные предложения В4
  • Осложненное простое предложение В5
  • Сложноподчиненные предложения ( виды придаточных, виды связей придаточных частей с главной) В6
  • Выразительные средства текста В8

Вам предлагается сформулировать задания части В и записать ответ. У каждой группы свой текст ( у каждого из вас по три текста). Время на выполнение- 5 минут. Проверка осуществляется следующим образом: группа №1 читает задание ( группы №2 и 3 предлагают варианты ответов). ( на проверку-10 минут).

Итог: В чем польза такого вида работы?   (Примерный ответ: когда мы формулируем задания, мы более внимательны к слову и к структуре текста).

Группа №1 (по тексту А.Солженицына из книги «Архипелаг ГУЛАГ»)

Группа №2 (по тексту С.Довлатова из цикла « Невидимая газета» «Письма оттуда»)

Группа №3 (по тексту В. Шаламова «Детские картинки» из цикла «Колымские рассказы»)

Слово учителя:

Мы проанализировали текст с лингвистической точки зрения, а теперь переходим к части С       (написание сочинения-рассуждения).

Произведения А.Солженицына, В.Шаламова и некоторых других авторов представляют огромную ценность из-за того, что их авторы -участники, очевидцы событий, жертвы государственного ГУЛАГа.

Стремление осмыслить итоги грандиозного по масштабам геноцида породило уникальное явление в мировой литературе – возникновение «лагерной прозы».

В 30-е годы сложился тоталитарный режим- отсутствие свободы, подавление живой мысли, лагеря, аресты, расстрелы. Знакомство с судьбой и творчеством данных авторов поможет вам правильно определить проблему и авторскую позицию (незнакомый текст часто вызывает затруднения).

Слайд 4.

Представление презентаций.

Презентация №1. А.Солженицын.

Презентация №2. В.Шаламов.

 

Слово учителя:

В последнее время в отечественную литературу влилась масса прежде запрещенных у нас произведений писателей эмигрантов, так называемой «третьей волны».

Все они уехали в 70-е годы по одной причине - преследование властей за разоблачение советского строя и идеологии. Особое место занимает С.Довлатов.

Презентация №3. С. Довлатов.

Эти три имени объединяет то, что они смогли противостоять злу, были убеждены в своей правоте, верили в добро и справедливость. Символом надежды, веры в добро и справедливость было у В.Шаламова дерево стланик, мужественное, но очень чувствительное.

Чтение стихотворения «Стланик» (читает ученица в музыкальном сопровождении).

Слайд 5.

Работа с текстом.

Учитель:

Прочитайте текст и определите проблему и авторскую позицию. Вспомните способы формулирования проблемы.

Слайд 6.

Проблема и авторская позиция (по тексту А.Солженицына).

Проблема духовной стойкости(Что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в тяжелых условиях?).

Авторская позиция: автор с мужеством говорит о тяжелых условиях, в которых выстояла Зоя Лещева.

Проблема и авторская позиция(по тексту В.Шаламова).

Проблема губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребенка.

Авторская позиция такова: тоталитарный мир лишает человека свободы физической и духовной, уничтожает в человеке личность.

Проблема и авторская позиция ( по тексту С.Довлатова).

Проблема истинного благородства.

Авторская позиция: автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает не благородным осуждать родину, изгнавшую его. Он уверен, что отчизну, как и мать, не выбирают.  

III.Проверка и подведение итогов урока.

Запомни!

Особенности публицистического стиля:

  • взаимосвязь первого и последнего абзацев;
  • в первом абзаце основной вопрос (проблема);
  • помочь сформулировать вопрос поможет пункт А28.

Особенности художественного стиля:

  • проблемный вопрос ко всему тексту;
  • художественные детали (портрет, интерьер, речь, пейзаж и т.д.);
  • основная мысль текста.

IV.Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по одному из предложенных текстов.

Список использованной литературы:

1)А.Г. Нарушевич Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Москва, Просвещение,2009

2)А.Г. Нарушевич Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007

3)Н.А. Сенина. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ»-2012, Легион. Ростов-на-Дону, 2011.