Юрицина Ольга Ивановна, учитель I кв. категории МБОУ СОШ № 1 Слайд 1 Тема урока: Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ. Цели урока: - развитие языковой и коммуникативной компетенций;
- совершенствование навыков работы с текстом;
- воспитание интереса к истории своей родины.
Использование на уроке образовательных технологий: информационно – коммуникативные технологии; обучение в сотрудничестве; технология развивающего обучения. Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, CD-диск с записью презентаций Power Point, раздаточный материал (тексты, составленные на основе произведений) I. Организационный момент. Актуализация. Учащиеся получают образцы заданий ЕГЭ и тексты для анализа. Слово учителя: Большинство заданий ЕГЭ являются заданиями повышенной сложности. Это часть В (требующая конструируемого ответа) и часть С (написание сочинения-рассуждения). Опираясь на образцы заданий ЕГЭ, попробуем проанализировать текст и подготовиться к написанию сочинения. Мы продолжим работу, уже знакомую вам: формулировать задания по части В, выполнять их, выявлять проблему текста и авторскую позицию.
Слайд 2. Уметь: - формулировать задания по части В и выполнять их;
- выявлять проблему и авторскую позицию.
На столе у учащихся методические пособия Н.А.Сениной и тексты по произведениям А. Солженицына, С. Довлатова, В. Шаламова. Откройте методическое пособие, сгруппируйте содержательные блоки для анализа текста. II. Анализ текста. Алгоритм выполнения заданий: - подбор состава группы (формируем 3 группы);
- создание тематических презентаций (опережающее задание для каждой группы);
- выбор лидера, представляющего презентацию;
- работа с текстом в группах и парах по части В , этап проверки (составление заданий самостоятельно каждой группой и проверка и выполнение всеми учащимися) и комментарий учителя;
- представление каждой группой презентаций;
- выявление проблемы и авторской позиции.
Слайд 3 Содержательные блоки: - Способы словообразования В1
- Типы подчинительной связи В3
- Односоставные предложения В4
- Осложненное простое предложение В5
- Сложноподчиненные предложения ( виды придаточных, виды связей придаточных частей с главной) В6
- Выразительные средства текста В8
Вам предлагается сформулировать задания части В и записать ответ. У каждой группы свой текст ( у каждого из вас по три текста). Время на выполнение- 5 минут. Проверка осуществляется следующим образом: группа №1 читает задание ( группы №2 и 3 предлагают варианты ответов). ( на проверку-10 минут). Итог: В чем польза такого вида работы? (Примерный ответ: когда мы формулируем задания, мы более внимательны к слову и к структуре текста). Группа №1 (по тексту А.Солженицына из книги «Архипелаг ГУЛАГ») Группа №2 (по тексту С.Довлатова из цикла « Невидимая газета» «Письма оттуда») Группа №3 (по тексту В. Шаламова «Детские картинки» из цикла «Колымские рассказы») Слово учителя: Мы проанализировали текст с лингвистической точки зрения, а теперь переходим к части С (написание сочинения-рассуждения). Произведения А.Солженицына, В.Шаламова и некоторых других авторов представляют огромную ценность из-за того, что их авторы -участники, очевидцы событий, жертвы государственного ГУЛАГа. Стремление осмыслить итоги грандиозного по масштабам геноцида породило уникальное явление в мировой литературе – возникновение «лагерной прозы». В 30-е годы сложился тоталитарный режим- отсутствие свободы, подавление живой мысли, лагеря, аресты, расстрелы. Знакомство с судьбой и творчеством данных авторов поможет вам правильно определить проблему и авторскую позицию (незнакомый текст часто вызывает затруднения). Слайд 4. Представление презентаций. Презентация №1. А.Солженицын. Презентация №2. В.Шаламов.
Слово учителя: В последнее время в отечественную литературу влилась масса прежде запрещенных у нас произведений писателей эмигрантов, так называемой «третьей волны». Все они уехали в 70-е годы по одной причине - преследование властей за разоблачение советского строя и идеологии. Особое место занимает С.Довлатов.
Презентация №3. С. Довлатов. Эти три имени объединяет то, что они смогли противостоять злу, были убеждены в своей правоте, верили в добро и справедливость. Символом надежды, веры в добро и справедливость было у В.Шаламова дерево стланик, мужественное, но очень чувствительное. Чтение стихотворения «Стланик» (читает ученица в музыкальном сопровождении). Слайд 5. Работа с текстом. Учитель: Прочитайте текст и определите проблему и авторскую позицию. Вспомните способы формулирования проблемы. Слайд 6. Проблема и авторская позиция (по тексту А.Солженицына). Проблема духовной стойкости(Что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в тяжелых условиях?). Авторская позиция: автор с мужеством говорит о тяжелых условиях, в которых выстояла Зоя Лещева.
Проблема и авторская позиция(по тексту В.Шаламова). Проблема губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребенка. Авторская позиция такова: тоталитарный мир лишает человека свободы физической и духовной, уничтожает в человеке личность.
Проблема и авторская позиция ( по тексту С.Довлатова). Проблема истинного благородства. Авторская позиция: автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает не благородным осуждать родину, изгнавшую его. Он уверен, что отчизну, как и мать, не выбирают. III.Проверка и подведение итогов урока. Запомни! Особенности публицистического стиля: - взаимосвязь первого и последнего абзацев;
- в первом абзаце основной вопрос (проблема);
- помочь сформулировать вопрос поможет пункт А28.
Особенности художественного стиля: - проблемный вопрос ко всему тексту;
- художественные детали (портрет, интерьер, речь, пейзаж и т.д.);
- основная мысль текста.
IV.Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по одному из предложенных текстов.
Список использованной литературы: 1)А.Г. Нарушевич Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Москва, Просвещение,2009 2)А.Г. Нарушевич Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007 3)Н.А. Сенина. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ»-2012, Легион. Ростов-на-Дону, 2011. |