« Анализ текста» (подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в 9 классе)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Открытый урок в 9 классе  проведён 2 марта 2018 года. На уроке обсуждалась тема человечности на примере текста "Человеческий коридор" А. И. Приставкина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_teme.docx24.88 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx28.85 КБ
Файл k_uroku_02.03.pptx94.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  по теме « Анализ текста»

(подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку)

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как милосердие, отзывчивость, человечность. Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, формирование культуры ведения беседы.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительный этап урока - рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие метапредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы Интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся.

Просмотр отрывка из видеоролика (момент, когда люди сообща наклоняют вагон электрички). https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcloud.mail.ru%2Fpublic%2FKFc1%2FDb1SvnfPe&cc_key 

Вопросы по просмотренному эпизоду: что увидели? Какая тема? Почему удалось помочь женщине?  и т.п. Дети должны прийти к формулировке понятия взаимопомощи.

Постановка цели урока. Задачи.

На каждом уроке необходимо выполнить несколько задач: воспитательную, образовательную, развивающую. Что должны будем с вами развить, в чём себя воспитывать и в каких областях образовывать? (ответы детей)

(физминутка для глаз после просмотра фильма)

Слово учителя:

В июле 2018 года будет 10 лет, как не стало Анатолия Игнатьевича Приставкина. (слайд 1) Это был советский и российский писатель, советник президента по помилованию, общественный деятель. Этот человек прожил трудную жизнь: сиротское голодное военное детство, нелёгкое становление личности. Прошёл путь от рабочего до советника президента, писал стихи, рассказы, повести.  

 К писательскому ремеслу Приставкина подтолкнул случай... Детей почти месяц везли в вагонах товарняка, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята не могли пробиться через эту толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И произошло чудо: они прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору, – дети не видели лиц, просто чувствовали, что защищены, что их никто не раздавит. Эта тема легла в основу первого рассказа Анатолия Приставкина – «Человеческий коридор». Позже будет написан целый сборник рассказов под названием  «Военное детство».  

Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом «Человеческий коридор". Как вы думаете, с какой целью мы анализируем тексты? (ответы детей)

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Работа с текстом в малых группах.

Чтение про себя, проработка партитуры, затем выразительно вслух.

(стилистика, тип речи: повествование с элементами описания – фронтальный опрос)  

Далее каждая группа готовит ответ на поставленный вопрос (5 вопросов на 5 групп)

1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился рассказчику?

  Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

 2. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью?

  Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима.

3.Что произошло , когда закричал Николай Петрович  голосом чахоточного человека ?

  Люди вдруг зашевелились, подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу.

4. Что представляет собой человеческий коридор?

  Человеческий коридор- это стена больших и верных людей.

5.Что происходило в единственном ресторане на вокзале, когда его осаждала толпа беженцев?

 Там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 

тема (милосердие, человеколюбие), идея (нужно помогать)

Какие авторские приёмы помогают нам прочувствовать тему и идею? (использование выразит. средств: метафоры, эпитеты, экспрессия, особая пунктуация)

Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. …просто стена больших и верных людей.

«ухало» - пропадало, кричало, падало

Орфографическая работа (работа с толковым и орфографическим  словарями):  милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно. На доске разбор слов по составу и определение значения приставки СО-.

Человечность – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием.

 

III. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Слово учителя:

Когда мы разобрались с содержанием, поработаем над сочинением в формате ОГЭ (15.3)

В чём особенность такого сочинения? (рассуждение) Сколько баллов мы зарабатываем на тексте? (9) На другом тексте, но с похожей тематикой вы дома отрабатывали вступительную часть и подбирали аргументы. (проверка д/з)

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

 Запись тезиса и комментария к нему

Подбор аргументов из текста (уставшие голодные люди пропустили детей)

Подбор аргументов из жизни (литература, кино, история )

Вывод

Работа в командах (по рядам).

Первая группа должна написать тезис (формулировка определения  «человечность»  и его комментарий),

Вторая команда -  первый аргумент, за которым обращается к тексту.

Третья команда второй аргумент (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей, сведения из СМИ).

В течение отведенного времени каждая команда работает над созданием текста сочинения-рассуждения и читает составленные тексты, затем все вместе формулируют вывод.

Домашнее задание: написать сочинение 15.3 по разобранному тексту или построить связное рассуждение на тему: Как выразительные средства помогают лучше понять содержание рассказа «Человеческий коридор» (подготовка к соч. 15.1).

 

На следующем уроке мы подробно разберём методы работы с сочинением 15.1.

Рефлексия:

В начале  урока мы ставили себе цель и задачи. Справились ли мы с ними?

Научились работать над сочинением? (цель достигнута)

Расширили свой кругозор? (узнали о писателе, о разных людях, проявляющих милосердие)

Развили свой словарный запас? (подбирали синонимы, вводили их в речь)

Какое качество в себе воспитывали? (человеколюбие)

Что было трудным?

Что было особенно полезным?

Что удивило, порадовало, опечалило?

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР

1)Это было в сорок первом году. 2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. 3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. 4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. 5)Была ночь.

6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.

7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. 8)Но скоро мы увидели и другое. 9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. 10)Там, как нам казалось, шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало.

11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. 12)Здесь начиналась очередь.

13)Мы стояли и смотрели на окна. 14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. 15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. 16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. 17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. 18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

19)А люди вдруг зашевелились. 20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. 21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. 22)Человеческий коридор...

23)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. 24)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.

25)И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. 26)И яркий свет вдали. 27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)-русский писатель, общественный деятель. Широкую известность А. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…»(1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Собеседование с классом:

1)- ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Как вы понимаете значение слова. Дайте определение.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что это милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.

Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы - примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста А. Приставкина

2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л.Толстого «Чем люди живы», М.Шолохова« Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни)

Собеседование с классом.

3.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание – это основа нашей жизни.

 

Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. 15.3

Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляю по р не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.

Во-первых, в тексте А. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из детского дома, уступив им свою очередь за едой. Такой поступок вызывает восхищение, уважение и, безусловно, является проявлением благодарности.

Во-вторых, на уроках литературы мы читали и обсуждали рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в котором говорится о солдате, побывавшем в немецком плену и потерявшем на войне всю свою семью. Но Андрей Соколов не ожесточился сердцем и усыновил чужого мальчика. Такой поступок является ярким примером человечности и великодушия.

 

милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие,  бескорыстие, гуманность

Схема построения сочинения-рассуждения (композиция):  

 

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

 Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

 

 Используемые ресурсы:

https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia-v-ramkakh-podghotovki-k-oge-po-russkomu-iazyku-zadaniie-15-3-8-klass.html

https://infourok.ru/rabota-s-tekstom-chelovecheskiy-koridor-1789397.html

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/08/04/urok-konferentsiya-po-knige-a-pristavkina-nochevala-tuchka



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

Урока русского языка в 9 классе  по теме « Анализ текста»

(подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку)

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как милосердие, отзывчивость, человечность. Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, формирование культуры ведения беседы.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительный этап урока - рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие метапредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы Интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме.

 Используемые технологии:

информационно-коммуникационные технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

    интерактивные технологии

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный приём СИ-ФИНК-УАНДЭ   (See-Think-Wonder) – мыслительный прием, в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на вопрос  с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого:

  1. Что ты видишь?   
  2.  Что ты об этом думаешь? 
  3. Что тебе хотелось бы узнать? 

А какой вывод мы можем сделать по увиденному  и какую тему мы планируем  сегодня изучить на уроке? Ваши размышления и предположения, ребята?

  Опрос по формуле: я знал…, я узнал…, я хочу узнать…, анализ текста, составление текста сочинения.

Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Одними из важнейших навыков современного ученика должны стать умение работать в команде, умение грамотно формулировать свои мысли, способность к критическому осмыслению полученной информации.  Именно эти навыки я стараюсь  привить ученикам своего класса. На уроке русского языка по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» я старалась акцентировать основное внимание на организации групповой работы, на развитии у учащихся критического мышления при работе с текстом, умении учеников анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы. При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема, цель и задачи были сформулированы  обучающимися самостоятельно.          

 Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам при подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

На мой взгляд, выбранная  структура урока  является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

Начать урок мне хотелось не стандартно: с объявления темы раздела и урока. Я решила позволить сделать это самим ученикам под моим руководством. Для этого я использовала фрагменты  видео по теме взаимопомощи и бескорыстия. Считаю, что  использование начале урока фрагмента фильма способствует повышению у учащихся мотивации к учению, позволяет формировать у детей некоторые важные компетенции, например, умение вычленять необходимую информацию, навыки анализа, сравнения и абстрагирования, т.е. совершения практически всех мыслительных операций.

После просмотра фильма было организовано его обсуждение. Для анализа отрывка использовала  мыслительный приём, в котором ученики в течение двух минут  индивидуально отвечают на следующие вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого:

  1. Что ты видишь?
  2. Что ты об этом думаешь?
  3. О чём заставляет задуматься увиденное?

Использование данного приёма способствовало, во-первых, углублению учеников в изучение темы урока, во-вторых, установлению взаимосвязи между просмотренным фрагментом и темой урока, в-третьих,  помог мне подвести учащихся к самостоятельному формулированию  цели и темы урока.

После того как учащиеся определили тему урока, их внимание было обращено к творчеству А. И. Приставкина. Был прочитан текст «Человеческий коридор» и была организована работа  в малых группах. Каждой группе был задан вопрос по тексту.

Участники каждой команды должны были высказать свои мысли по заданной теме.  

Использование таких заданий способствует формированию у учащихся умения работать в команде, слушать мнение членов команды, развитию наблюдательности и коммуникативных способностей.

Далее был организован опрос по ПОПС-формуле. Структура данной формулы содержит в себе 4 важных компонента: позиция, обоснование, примеры, следствие.

Ученики самостоятельно отвечали на вопрос: «Что такое человечность?». Ответ на данный вопрос, ученик должен был выстроить по ПОПС-формуле. Так как, я не первый раз использую на своих уроках данный вид опроса, ученики  справились с заданием и дали обоснованные примерами-аргументами исчерпывающие ответы на вопросы.

Считаю, что опрос по ПОПС-формуле формирует у учащихся умения грамотно, логично выстраивать свои суждения, приводить аргументы в подтверждение собственного мнения, делать выводы, подтверждающие высказанную позицию. Именно такие мыслительные процессы необходимы при написании сочинения-рассуждения. ПОПС-формулу можно использовать не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы,  географии, истории, так как структура данного опроса способствует развитию устной речи учащихся.

Учащиеся вышли  на понятия: милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно. А отсюда на человекчность.

Человечность – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а любовью и состраданием.

После актуализации знаний о композиции сочинения-рассуждения, используя материал урока, учащиеся приступили к написанию сочинения.

Первая группа должна была написать тезис (формулировка определения  словосочетания «сила воли»  и его комментарий),

Вторая команда -  первый аргумент, за которым обращается к тексту.

Третья команда второй аргумент (примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей, сведения из СМИ).

В течение отведенного времени каждая команда работала над созданием текста сочинения-рассуждения и прочитала составленные тексты, затем все вместе сформулировали вывод.

Работа в команде позволила слабым ученикам работать с сильными учениками, учиться у них навыкам создания текста, подбора аргументов, подтверждающих их точку зрения.

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы не формулировались мною, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью вопросов к уроку проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.

Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления. Работали со словарями, выразительными средствами, пунктуацией.

На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий:

Технологии развития критического мышления (метод опроса по ПОПС-формуле  развивает у учащихся умение грамотно излагать свою точку зрения, собранность, внимание к деталям);

информационные технологии (фрагмент фильма, презентация для релаксации) – делают процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, повышает у учащихся мотивацию к учению;

групповые технологии – позволяют организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивают ответственность за совместные действия; 

здоровьесберегающие технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, релаксация, гимнастика для снятия зрительной нагрузки после просмотра фрагмента фильма. Изучаемый  материал подавался поэтапно, от простого к сложному.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, просмотр видеоматериала, чтение, диалог,  письмо.

Применение на уроке печатного текста позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.

Характер тренировочных упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся,  имеющих средний уровень развития по премету.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из двух предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий.

В ходе всего урока происходили активизация и развитие  самостоятельности, развитие навыков и способностей критического  мышления (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), развитие навыков индивидуальной и групповой работы, воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).

Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.

Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталось с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.

Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала  обучающихся, давала необходимые пояснения, старалась  так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.

На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» «Вы хорошо поработали», «Я совершенно с вами согласна», что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.

На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.

Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931 - 2008) — советский и российский писатель, общественный деятель.

Слайд 2

Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Человечность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка. Человечность — есть высшая добродетель , высшее достоинство человека потому что без нее человек есть только животное (В. Г. Белинский)

Слайд 4

…жестокость порождает жестокость. И против этого нет ничего, кроме милосердия. Ну, нет ничего! …. А. И. Приставкин (из интервью для канала «Культура» 2003 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.

Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....

"Опорный конспект для сочинения-рассуждения ГИА по русскому языку"

Материал предназначен в помощь учащимся, которым предстоит сдавать ГИА.Рассматривается поэтапное выполнение задания 15 (написание сочинения-рассуждения)...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Алгоритм создания сочинения-рассуждения (ЕГЭ по русскому языку)

Пошаговые советы для создания сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ)...

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...