Алгоритм создания сочинения-рассуждения (ЕГЭ по русскому языку)
консультация по русскому языку (11 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Пошаговые советы для создания сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над созданием сочинения (ЕГЭ)

  1. После прочтения текста ответьте на вопрос:  Какие чувства он вызывает у вас?
  2. Определите тему (о чем этот текст?). Обратите внимание на название, если оно есть. Помните: название — ключ к пониманию текста. В названии может быть отражена проблематика текста или заявлена его идея. Своего названия исходному тексту давать не надо!!!
  3. Попытайтесь про себя пересказать текст. (Во время пересказа вы автоматически будете выделять важную для формулировки проблемы  информацию)

Проблема -  это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Это отражение противоречия, спорного нравственного, социального …вопроса. Например, ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

В формулировке должно быть заявлено противоречие между желаемым (идеальным) и действительным!!!

  1. Начало сочинения может быть лирическим.

Речевые клише: возможное лирическое начало сочинения!!!

  • Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
  • Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
  • Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Это не формулировка проблемы, а лишь вступление к вашему сочинению, настраивающее на восприятие вашего текста.

  1. Попробуйте сформулировать проблему. (К1)

Способы речевого оформления проблемы

  • Назывное предложение или ряд назывных предложений
  • Риторический вопрос
  • Цепочка вопросительных предложений
  • Вопросно-ответное единство

Например, по проблеме, заявленной в примере.

Назывное предложение: ИНТЕРНЕТ. ВРЕМЯ,  ПРОВЕДЕННОЕ У ЭКРАНА КОМПЬЮТЕРА. НЕПРОВЕРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ.  (дальше выходим на формулировку проблемы) ВСЕ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ РИСКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕГАТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ПОДРОСТКОВ.

  1. ДАЛЕЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ!!! (свое понимание сути проблемы!!!) (К2)

Комментировать – объяснять, пояснять.   Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей, своей точки зрения  по поводу сформулированной проблемы текста.

Помните, в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста.Новые требования по данному критерию уточняют ваши действия: НУЖНО ПРИВЕСТИ ДВА ПРИМЕРА ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИХ ПРОБЛЕМУ (важные для понимания проблемы исходного текста)

Примерные вопросы, ответив на которые вы можете правильно выстроить комментарий:

  • К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)
  • Насколько она злободневна?
  • Что делает её злободневной?
  • Каковы истоки проблемы?
  • Традиционна ли эта проблема или нова?
  • Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

Речевые клише:

  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна, т.к. ….(объясните, почему)
  • Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме… (какой, КАК, для чего?).

ПОМНИТЕ! ВАМ НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ, КАК АВТОР РАСКРЫВАЕТ ПРОБЛЕМУ, ЧЕРЕЗ КАКИЕ СИТУАЦИИ, КАКИЕ ГЕРОИ ПОМОГАЮТ В ЭТОМ, КАКИЕ МЫСЛИ ВЫРАЖАЕТ!!!

Клише:

  • Для того чтобы раскрыть данную проблему, автор обращает наше внимание на …(судьбу героя, случай из жизни…)
  1. Определите авторскую позицию. (К3) Помните, если проблема – это вопрос, который волнует автора, то авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для этого нужно:

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
  • Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Речевые клише:

  • Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
  • Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Выразите свое понимание. Не ограничивайтесь высказываниями типа «нравится — не нравится» или «согласен — не согласен». Объясните, почему разделяете позицию автора!!!

Например: Автор прав, утверждая, что…

  1. Аргументация личной позиции (К4)

Аргументация состоит из ТЕЗИСА, СОБСТВЕННО АРГУМЕНТА, ВЫВОДА. То есть это мини-сочинение в сочинении.

Помните, после согласия(несогласия) с позицией автора необходимо высказать свое мнение по этому поводу, привести пример из книг, сделать вывод.

Для грамотной аргументации ищите дополнительные доказательства или примеры из литературы или вашего жизненного опыта в защиту высказанной позиции; если вы не согласны с авторской позицией, то найдите контрарryменты и подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы. Не бойтесь быть откровенными:

Рассмотрим пример: проблема «отцов и детей»

К сожалению, родители не всегда являются примером для своих детей. (ЭТО СВОЕ МНЕНИЕ – ТЕЗИС) Вспомним примеры из классических произведений. Так , Фамусов из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» считает себя глубоко нравственным человеком, заботливым, хорошим отцом, но в действительности он   лицемерный и деспотичный человек, который не может быть образцом для подражания. Может, поэтому у Софии, его дочери, сформировался такой же крутой и властный характер. (ЭТО УЖЕ АРГУМЕНТ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ) Поэтому родители должны осознавать свое влияние и свою ответственность за воспитание детей, тогда и проблема уйдет в прошлое. (ЭТО ВЫВОД)

Помните!!! АРГУМЕНТОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ДВА!!! (ОДИН ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГОЙ ИЗ ЖИЗНИ.МОЖНО ДВА  АРГУМЕНТА ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ)

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СОЧИНЕНИИ

Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ:

  • Прочитав данный текст, я впервые серьёзно задумался о том, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что этот  текст ещё раз заставляет нас, читателей, задуматься о том…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»

Цель работы  данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по...

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА « Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку в выпускном классе».

Концептуальная идея: технология проектирования образовательной деятельности, способствующей формированию умений школьников создавать творческие работы на основе анализа и интерпретации авторского текс...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

Композиция сочинения-рассуждения, 11 класс. Урок русского языка

Вид урока: урок закрепления изученного материала и выработки практических умений и навыков.Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний. Формы работы слово учителя, приём мозговой атак...

"Написание сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку с помощью шаблона"

Электронный образовательный ресурс создан с целью подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения с помощью шаблона. Шаблон поможет учащимся справиться с заданием 25 ЕГЭ по русскому языку, со...