Композиция сочинения-рассуждения, 11 класс. Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Вид урока: урок закрепления изученного материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

 

Формы работы слово учителя, приём мозговой атаки

 анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, работа в парах, рефлексия.

Технология: развитие критического мышления, прием фишбоун.

 

Цель урока: повторение  композиции  сочинения – рассуждения, структуризация изученного по теме.

Задачи урока:

  • повторить теорию  написания сочинения-рассуждения путем  самовосстановления  учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем;
  • проанализировать  готовое сочинение - рассуждение, используя критерии оценивания.

 

Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; понимание учащимися необходимости целенаправленной творческой подготовки к сдаче ЕГЭ.

 

Приобретут: умение  различать отдельные композиционные части сочинения по заданному  тексту;  навыки работы с критериями оценивания.

Закрепят: навыки написания сочинения-рассуждения.

 

Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.

 

Предполагаемый результат - повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в задании С в полном соответствии с критериями оценки,  подготовка творческих работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Композиция сочинения-рассуждения

Тема нашего  урока актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту.  Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий момент. А Сократу - первому из трех выдающихся мыслителей Древней Греции – принадлежат слова:  «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более, что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, эксперт, проверяющий ваше сочинение  увидел  в вас  человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью. Сформулируйте тему урока.

Тема нашего «Композиция сочинения – рассуждения и его речевое оформление»

Работать будем на шаблонах, а материал, который Вы соберете в течение урока, пригодится вам для написания сочинения. Структурировать материал нам поможет вот такая схема (приём фишбоун)

Вспомните   композицию сочинения-рассуждения: вступление, проблема, комментарий проблемы, позиция автора сочинения, собственная позиция, 1 аргумент, 2 аргумент, вывод.

-Какие элементы сочинения можно объединить в один абзац (вступление+ проблема), можно позиция автора сочинения и 1 аргумент

КРИТЕРИИ: откройте  критерии оценивания сочинения. Какие критерии соотносятся с композицией сочинения (К1,К2,К3,К4). Обращаю Ваше внимание, что это первый Блок в системе оценивания.                                                                                                                                                                                                          

-Мы знаем, что для каждого элемента сочинения  есть свое типовое клише. Работаем по таблице №1(Приложение1). Задание в таблице: даны клише, самостоятельно укажите номер критерия и расшифруйте его и количество баллов за этот критерий.  Параллельно заполняем схему на доске

Работа у доски: заполните первое «ребро»  верхняя часть название критерия, нижняя-шаблон.

Вывод1: Максимальное количество баллов за критерии 1-4 (8 баллов).

Какой критерий оценивает речевое оформление сочинения? (К5-речевая связность, последовательность изложения мысли, абзацное членение)+2 балла

Задание№1 расположите  фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Выделите ключевые слова, по которым Вы будете ориентироваться. Работа в парах.(3 минуты) (Приложение2)

Зачитываем сочинение: Г, Ж, Е, А, Д, Б, В.        

Вторая часть урока

Обратимся к критериям оценивания: просматриваем 6,7,8,11

Обращаю Ваше внимание, что Критерии К9, К10  непосредственно связаны с речевым оформлением сочинения и его композицией. Композицию мы вспомнили, обратимся к критериям К9,К10, К12.

-Рассмотрим типичные ошибки, которые встречаются в сочинении: грамматические, речевые, логические, фактические.

Слайд 1    Грамматическая ошибка – нарушением норм образования слов и  их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. В каких заданиях мы исправляем грамматические ошибки (6,7). Критерий К9

Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления. Критерий К10

Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики  изложения мысли. Критерий К5.

Фактическая ошибка – это искажение информации  о событиях, лицах, упоминаемых в тексте сочинения. Критерий К12

Примеры ошибок на слайде

Вывод:  максимальное количество баллов за критерии К9,К10,К12 (5 баллов)

-Посмотрите на начало нашей схемы,  что должно быть в  качестве вывода (24 балла)

Давайте  перевоплотимся в экспертов и оценим сочинение  ученика в соответствии с критериями. (Приложение3)

Домашнее задание: используя собранный материал, написать сочинение

Приложение1

Тема:

Композиция сочинения-рассуждения:

Таблица №1

Содержание критерия

Клише

Баллы

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему….

В центре внимания автора проблема…

В тексте (имя и фамилия автора в  род.п) поднимается проблема….

Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…

Проблема раскрывается автором на  примере..

В качестве примера автор приводит….

Автор заставляет читателя задуматься над тем…

Автор считает, что…..

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу….

Автор убеждает нас в том, что…

Я  разделяю точку зрения автора..

Нельзя не согласиться  с мнением автора о том..

Я согласен с автором…

В качестве аргумента можно привести…

Достаточно привести такой пример…

Подтверждением сказанному может служить такой (случай, пример, эпизод произведения)….

Приведу ещё один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы…

Таким образом…

Следовательно,….

Обобщая сказанное можно сделать вывод…

Итого

Что проверяет эксперт: наличие всех композиционных частей сочинения, а также связность  изложения мысли. Эксперт определяет количество аргументов, а также соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Приложение2

Расположите фрагменты сочинения таким образом,  чтобы получился связный текст.

А. Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён в том, что межнациональные войны – это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.

Б.  Кроме того, проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями – это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду. Все народы – братья, а братоубийству нет и не может быть прощения.

В.   В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга. Ведь «колокол звонит по каждому из нас»!

Г. Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте культуролог и литературовед Юрий Лотман.

Д. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на Кавказе, преследование евреев… Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта на Украине. К несчастью, время не учит людей.

Е. Позиция автора сочинения предельна ясна: Юрий Лотман возмущён «клиническим безумием ненависти»,  которое заставляет людей убивать друг друга. Автор предупреждает, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар.  «Спрятаться не удастся никому из нас», - пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.

Ж. Автор не случайно обращается  к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей  актуальности. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Все люди имеют равные  права, и сущность человека определяется не цветом  его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести  до читателей автор.

Ответ:

Вступление, формулировка проблемы_________________

Комментарий______________

Позиция автора____________

Позиция автора сочинения____________

Аргумент №1_________________

Аргумент №2________________

Заключение________________

Приложение 3

Сочинение

Комментарий эксперта

Баллы

  Что же такое красота  - дар или проклятие? Каждый человек  хоты бы раз в жизни задумывался о том, чего ему не достаёт. И ответ  И ответ напрашивается  таким: больше всего   красоты Как это ни парадоксально, но такова человеческая природа: искать те или иные причины, почему у одних всё получается лучше чем у других.

   Размышляет над проблемой  красоты и педагог-психолог Людмила Владимировна Перовская. По её мнению, красивые люди с детства избалованны вниманием, они привыкли легко добиваться своего, чаще всего им сходят с рук чёрствость и эгоизм. В силу этого такие люди не могут     понимать и чувствовать другого человека.  Потому в мужья и жёны  часто выбирают не красавцев и красавиц, а добрых и чутких  людей. Отсюда и мнение о том, что красивые люди часто бывают несчастными и одинокими.

  Таким образом, автор приводит нас к следующему выводу: чтобы красота не стала проклятием, она должна подкрепляться добрыми делами.

  Я полностью согласна с  автором: в человеке важнее всего мировоззрение, мысли, чувства, отношение к другим людям.

   В недавно прочитанном мною произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» рассказывается о судьбе молодого человека, который был невероятно красив. Но глубоко несчастен внутренне. Ему с лёгкостью удавалось покорять окружающих своей неземной красотой , он имел успех в обществе и в то же время сделал  несчастными многих людей, которые открыли ему своё сердце. Настоящий неприглядный облик героя отразился только в его портрете.

   Так что же получается? Красота – это проклятие? Я думаю, что каждый решает это сам.: обречь себя на муки, утопая в своём эгоизме, или же дарить добро людям.

                                                                       (248 слов)

По тексту  Л. Петрановской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»

Цель работы  данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по...

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА « Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку в выпускном классе».

Концептуальная идея: технология проектирования образовательной деятельности, способствующей формированию умений школьников создавать творческие работы на основе анализа и интерпретации авторского текс...

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...

"Написание сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку с помощью шаблона"

Электронный образовательный ресурс создан с целью подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения с помощью шаблона. Шаблон поможет учащимся справиться с заданием 25 ЕГЭ по русскому языку, со...

Подготовка к сочинению -рассуждению на ОГЭ по русскому языку

В пособии представлен опыт работы подготовки к сочинению-рассуждению задолго до государственного экзамена....