Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»
рабочая программа (9 класс) по теме

Цель работы  данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9-х классах основной школы: овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Каплинская школа»

Рассмотрена                                              на заседании МО классных руководителей                     Руководитель МО             _________Волкова Л.Г.               Протокол № ___                                        от  «____»________ 2011 г.

Согласована                           Заместитель директора школы по  ВР МБОУ «ОО Каплинская школа»                        ______Жилина А.А. «____»________2011 г.

Рассмотрена                     на заседании педагогического совета                             Протокол                        от «       »______2011 г. №______

Утверждена   приказом «ОО Каплинская школа»  от «___» _________

2011г.       №________

Рабочая программа кружка

«Сочинение-рассуждение на экзамене              по русскому языку»

(возраст – 15 лет, срок реализации - 1 год)

                                                                                                    Составила:                                           учитель русского языка                                                                                                      и литературы                                                                                                                Иванова Г.Б.      

2011-2012 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа  кружка   «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования, программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, В. И. Капинос  и др., учебного пособия «Русский язык. 9 -й  класс.  Подготовка к ГИА  - 2011» под редакцией Н. А. Сениной (допущено ФИПИ с 2008 года), учебно-методического пособия Т.И. Павловой, Н.А.Ранневой  «Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху».

Даная программа рассчитана на один год обучения, для детей 14-15  лет и отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Общая характеристика кружковой работы

    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

    В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

Основное общее образование завершается итоговой аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Экзаменационная работа в 9-м классе (в новой форме) состоит из трех частей:

1. Сжатое изложение текста.

2. Выполнение тестовых заданий на основе печатного текста.

3. Написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста (как правило, на морально-этическую тему).

Рабочая программа кружка  «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку» разработана на основе требований, предъявляемых к выпускникам основной школы. Цель данного кружка - подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации

Современное обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Речь в жизни человека имеет огромное значение. Механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения. К 9-му классу учащийся должен хорошо понимать, что текст - это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора (Т.М. Николаева); что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью. Немаловажным в работе над текстом является и оперирование понятиями «тип речи» и «стиль речи». На них опираются при обучении как рецептивной, так и продуктивной речевой деятельности. Отработка данных навыков включена в рабочую программу кружка кружка  «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку».

Развивая речь учащихся,  школа ориентируется на четко определенные характеристики речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки устных и письменных высказываний, первостепенными из которых являются точность и лаконичность речи.

    Цель   данного кружка  – формирование языковой  коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА,  что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

    Задачи:

 - углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;                                                                                                                                      - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;                                                                                                                                    - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 - развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;                                                                                          - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

   

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

 

- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 - извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

 - создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

 - редактирование собственного текста;    

 - применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

 - соблюдение в практике письма основных норм языка;

- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

 

Ожидаемый результат

В результате занятий на кружке ученик должен

знать/понимать

  1. основные правила работы с текстом;
  2. основные средства выразительности;
  3. основные сведения по стилистике русского языка;
  4. орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

                      уметь

  1. различать средства выразительности;
  2. находить в тексте средства выразительности;
  3. анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  4. определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  5. работать со стилистическими синонимами;
  6. использовать знания по орфографии при составлении текста;

- использовать знания по синтаксису и пунктуации при работе с текстом;            - уметь анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка;

- владеть основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом;

- адекватно воспринимать устную и письменную речь в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения;

- уметь писать сочинения на лингвистическую, морально-этическую темы.     - создавать тексты разных стилей и жанров: тезисы, конспекты, отзывы, рецензии, аннотации.

                        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  2. совершенствования коммуникативных способностей;
  3. развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

 

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа кружка

  1. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
  2.  Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

Формы организации работы кружка

Коллективные: семинар, лекция,  собеседование, консультация, практические  занятия, программное обучение, зачетное занятие, текущий контроль качества знаний.

 Групповые формы: групповая работа на занятии,  групповые творческие задания, зачет.

 Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Раздел II.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Тема 1.

Спецификация  третьей части экзаменационной работы

2

Тема 2.  

Понятийно-справочный аппарат  

3

Тема 3.

Критерии оценивания творческой работы

3

Тема 4.

Классификация грамматических и речевых ошибок

3

Тема 5.

Тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, типичные языковые средства, жанровая специфика)

5

Тема 6.

Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения.

4

Тема 7.

Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления.

5

Тема 8.

Построение сочинения - рассуждения

9

Итого:

34 часа

Раздел Ш

Содержание тем учебного курса

Тема 1.  Спецификация  третьей части экзаменационной работы

Треть часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста. С2.1- рассуждение на лингвистическую тему. С2.2 – рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Связь первого варианта с языковой теорией, смыслом и назначением языковых единиц, спецификой их функционирования в конкретных текстах. Связь второго варианта с анализом текстовой информации, осознанием явных и скрытых значений, заложенных автором.

Обучающиеся должны знать:

  1. основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  1. различать характер творческих заданий к тексту.  

 

Тема 2.  Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Обучающиеся должны знать:

  1. понятийно-справочный аппарат.

Обучающиеся должны уметь:

  1. различать понятия, связанные с анализом и построением текста.  

 

Тема 3.  Критерии оценивания творческой работы

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

Обучающиеся должны знать:

  1. основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  1. определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  2. работать со стилистическими синонимами.

         

Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения. Ошибки в структуре слова, в структуре словосочетания, в структуре предложения.

Нарушение речевых норм. Употребление слов в несвойственном ему значении, несоответствие слова стилю текста, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, нарушение структуры фразеологизма.

Обучающиеся должны знать: виды грамматических и речевых ошибок, а также нормы словоупотребления.

Обучающиеся должны уметь: соблюдать нормы построения языковых единиц и нормы словоупотребления.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 5. Тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, типичные языковые средства, жанровая специфика)

Основные вопросы рассуждения. Цель рассуждения. Классическая структура рассуждения.

Логическая связь аргументов. Сопоставление структурных компонентов рассуждения с другими функционально-смысловыми типами речи. Основные языковые средства оформления рассуждения. Метод активного чтения как прием формирования навыка понимания текста. Разножанровые и разнотематические тексты.

Обучающиеся должны знать: структурные компоненты рассуждения, основные языковые средства оформления рассуждения.

Обучающиеся должны уметь:  логично связывать аргументы, владеть методом активного чтения.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 6. Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения.

Углубление знаний о тезисе. Информация об опровержении тезиса. Понятие антитезиса. Затруднения при приведении аргументов. Виды доказательств: дедуктивные, индуктивные, прямые, косвенные. Типичные ошибки в композиции текста рассуждения. Специфические ошибки для типа рассуждения. Соотнесение темы и проблемы. Выявление и формулирование проблемы текста.

Обучающиеся должны знать:

  1. о композиции текста рассуждения, основные виды доказательств.  

Обучающиеся должны уметь:

-соотносить тему и проблему, грамотно приводить аргументы.

Тема 7. Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления.

Соблюдение этических норм при написании сочинения-рассуждения. Сведения о возражении как действии речевого несогласия.

Виды рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Особенности каждого из видов. Этапы анализа текста с точки зрения его функционально-смыслового типа речи. Алгоритм действий по разграничению типов речи. Творческие задания как подготовка  учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему.

Обучающиеся должны знать: этические нормы при написании сочинения-рассуждения, особенности каждого из видов рассуждения.

Обучающиеся должны уметь: анализировать текста с точки зрения его функционально-смыслового типа речи. логично связывать аргументы, владеть методом активного чтения.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

 

Раздел IV

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Количество часов –  34

Рабочая программа  кружка   «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»  составлена на основе:

  1. Программы по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. М.: Дрофа, 2009 год;
  2. Учебно-методического пособия:  Сенина Н.А. Русский язык. 9 -й  класс.  Подготовка к ГИА  - 2011. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 378 с.
  3. Учебно-методического пособия: Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова, Н.А.Раннева. – Изд. З-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д : легион, 2011, - 103 с.  

№  п/п

 Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

Тема 1. Спецификация  третьей части экзаменационной работы 

1

Анализ формулировок заданий С2.1   

1

2

Анализ формулировок заданий С2.2   

1

Тема 2. Понятийно-справочный аппарат

3

Терминология формулировок творческого задания

1

4

Терминология формулировок творческого задания

1

5

Терминология формулировок творческого задания

1

Тема 3. Критерии оценивания творческой работы

6

Критерии оценивания творческой работы С2.1

1

7

Критерии оценивания творческой работы С2.2

1

8

Критерии оценивания грамотности.

1

Тема 4. Классификация грамматических и речевых ошибок

9

Нарушение норм словообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения

1

10

Нарушение речевых норм

1

11

Тренировочные упражнения по определению грамматических и речевых ошибок

1

Тема 5. Тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, типичные языковые средства, жанровая специфика)

12

Основные вопросы рассуждения. Цель рассуждения. Классическая структура рассуждения.

1

13

Логическая связь аргументов.

1

14

Сопоставление структурных компонентов рассуждения с другими функционально-смысловыми типами речи.

1

15

Основные языковые средства оформления рассуждения.

1

16

Метод активного чтения как прием формирования навыка понимания текста. Разножанровые и разнотематические тексты.

1

Тема 6. Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения.

17

Углубление знаний о тезисе. Информация об опровержении тезиса. Понятие антитезиса.

1

18

Затруднения при приведении аргументов. Виды доказательств: дедуктивные, индуктивные, прямые, косвенные.

1

19

Типичные ошибки в композиции текста рассуждения. Специфические ошибки для типа рассуждения.

1

20

Соотнесение темы и проблемы. Выявление и формулирование проблемы текста.

1

Тема 7. Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления.

21

Соблюдение этических норм при написании сочинения-рассуждения. Сведения о возражении как действии речевого несогласия.

1

22

Виды рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Особенности каждого из видов.

1

23

Виды рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Особенности каждого из видов.

1

24

Этапы анализа текста с точки зрения его функционально-смыслового типа речи. Алгоритм действий по разграничению типов речи.

1

25

Творческие задания как подготовка  учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему.

1

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

26

Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 

1

27

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.1

1

28

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.1

1

29

Практическая работа С2.1

1

30

Построение сочинения-рассуждения,  связанного с анализом содержания текста 

1

31

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.2

1

32

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня С2.2

1

33

Практическая работа С2.2

1

34

Итоговое занятие

1

Итого

34 часа

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Днепров Э. Д., Аркадьев А.Г. Сборник  нормативных документов. Русский язык и Литература в образовательных учреждениях. - М.:  Дрофа, 2007.
  2. Корчагина Е.В. Русский язык:  Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.  
  3. Львова С.И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. - М.: Эксмо, 2009.
  4. ПавловаТ.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое  пособие. – Изд. З-е, исправ. И дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2011, - 103 с.  
  5. Программы по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов.- М.: Дрофа 2009 год.
  6. Сенина Н.А. Русский язык. 9 -й  класс.  Подготовка к ГИА  - 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 378 с.
  7. Федеральный компонент государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
  8. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя  русского языка и литературыМКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс

Методическая разработка Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А...

Рабочая программа по курсу "Подготовка к ГИА по русскому языку"

Рабочая программа  по  курсу "Подготовка к ГИА по  русскому  языку"...

Рабочая программа спецкурса " Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку "

Программа  составлена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 34 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказ...