РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Кареева Наталья Викторовна

Методическая разработка

Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов

Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе

 А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kareeva_pid_russkiy_yazyk_8_klass.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе

 А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ).


г. Кронштадт  

2014 г

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………………………..3

Задачи курса……………………………………………………………………………………4

Тематическое планирование………………………………………………………………….5

Нормы оценивания, формы аттестации………………………………………………………8                        

Список используемой литературы…………………………………………………………….9

Пояснительная записка.

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно использовать ее в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения (вначале учебного, а затем профессионального), уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Понятно, что таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные приемы и методы. И здесь преподавателю на помощь приходит метод проектов, интегрирующих в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

         Метод проектов (проектная технология) – один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности кадет в процессе решения задач учебного проекта.

         Данный курс направлен на вдумчивое осмысление условий заданий и кропотливую работу по их решению, объединяет интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие содержания образования, выработку самостоятельных исследовательских умений: кадеты формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят исследование лингвистического материала, анализируют полученные результаты. Курс способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность кадет – индивидуальная, парная и групповая.

Программа адресована кадетам 8 класса и рассчитана на 34 часа в год. Содержание курса опирается на знания, полученные учащимися на II ступени обучения. Данный курс важен для воспитания у кадет бережного отношения к слову.

Практические занятия организуются в форме проведения практикумов по работе с интернет – ресурсами, различными словарями; практикумов, проводимых как в виде индивидуальной, так и групповой деятельности кадет по речеведческому анализу текста, дискуссий.

При обучении проектно – исследовательской деятельности осуществляется деятельностный подход, при этом кадетам предоставляется выбор уровня сложности предлагаемых заданий.

При подготовке к занятиям привлекается большой литературоведческий материал, а также научная, историческая и художественная литература. При этом происходит интеграция, взаимопроникновение элементов содержания, и все это в результате приводит к очень важному разговору: о высших нравственных ценностях, о назначении Человека на земле, об истории своей страны и любви к  ней.

Практическая направленность курса заключается в том, что он готовит кадет к трудовой деятельности в будущем, так как на занятиях идет систематическая работа по составлению тезисов и  конспектов; кадеты учатся образно излагать свои мысли.

Проект «Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

Предмет: русский язык. Смежные дисциплины: литература, история России.

Класс: 8

Возраст учащихся: 14-15 лет

Количество участников: класс – 20 человек

Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный

Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу, интернет – ресурсы, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении имен  собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи:

  1. Развитие умения отбирать и систематизировать материал для наблюдения
  2. Совершенствование навыков работы с научной и справочной литературой
  3. Совершенствование коммуникативных умений

          Планируемый результат: участие в научной конференции, выступление перед кадетами корпуса.

          Планируемый продукт: презентация, отражающая основные этапы работы над проектом, мини-словарь с комплексным разносторонним описанием  имен собственных (в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

           Аннотация проекта: данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий  русской культуры. В современной лингвистике такой подход связан с анализом концептов – «сгустков культуры в сознании человека» (определение Ю.С. Степанова). Работая над проектом, кадеты овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных источников. А главное – знакомятся с историей русской культуры.

Тематическое планирование

Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

8 класс

№ п/п

Тема

Коли

чество часов

Материал к уроку

Практическая работа

1

Что такое проект?

1

Презентация POWER POINT

Конспект лекции учителя

2

Определение целей и задач проекта

1

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Коллективная работа

3

История создания романа «Капитанская дочка» (работа А.С. Пушкина с архивными материалами по истории восстания Е. Пугачева)

1

Учебник литературы, справочная литература

Коллективная работа со статьей учебника, создание индивидуальных сообщений

4

Особенности языка исторического романа.

1

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Коллективная работа со словарем устаревших слов (архаизмы, историзмы)

5

Работа с текстом романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Работа в малых группах по составлению таблицы «Имена собственные»

6

Работа с текстом романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (продолжение)

1

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Работа в малых группах по составлению таблицы «Имена собственные»

7

Этимология имен собственных

1

Различные интернет-ресурсы, справочная литература

Индивидуальная работа с научной и справочной литературой: происхождение слова.

8

Этимология имен собственных (продолжение)

1

Различные интернет-ресурсы, справочная литература

Индивидуальная работа с научной и справочной литературой: происхождение слова

9

Словообразовательные возможности имен  собственных в романе А.С.  Пушкина «Капитанская дочка»

1

Основные словари русского языка, энциклопедические словари

Работа в парах: какие новые слова образованы от изучаемого слова, какие они имеют значения, к каким областям знания относятся

10

Словообразовательные возможности имен  собственных в романе А.С.  Пушкина «Капитанская дочка» (продолжение)

1

Основные словари русского языка, энциклопедические словари

Работа в парах: какие новые слова образованы от изучаемого слова, какие они имеют значения, к каким областям знания относятся

11

Этнография имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Различные интернет-ресурсы, справочная литература

Индивидуальная работа: значение данного понятия (названия, имени) в русской культуре

12

Этнография имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (продолжение)

1

Различные интернет-ресурсы, справочная литература

Индивидуальная работа: значение данного понятия (названия, имени) в русской культуре

13

Лексикография имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Различные интернет-ресурсы, справочная литература

Работа в группах: сопоставление толкования данного имени собственного в различных научных источниках

14

Лексикография имен собственных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (продолжение)

1

Различные интернет-ресурсы, справочная литература

Работа в группах: сопоставление толкования данного имени собственного в различных научных источниках

15

Искусствоведческое исследование

1

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Различные интернет-ресурсы, справочная литература

Коллективная работа: информация о фольклорных, литературных произведениях, произведениях живописи или музыки, в которых важную роль играет рассматриваемый топоним или имя собственное

16

Подготовка к защите первого этапа проекта

1

Рефераты, презентации, доклады

Индивидуальная работа: создание промежуточного продукта

17

Защита первого этапа проекта

1

Рефераты, презентации, доклады

Индивидуальная работа: создание промежуточного продукта

18

Основные требования к созданию презентации

1

Лекция учителя

Конспект лекции учителя

19

Планирование работы на второе полугодие

1

Лист планирования

Распределение обязанностей в группе, разбивка работы на этапы, подготовка плана работы над совместным заключительным продуктом.

20

Создание портфолио проекта

1

Материалы, подготовленные в 1 полугодии

Индивидуальная работа

21

Создание портфолио проекта (продолжение)

1

Материалы, подготовленные в 1 полугодии

Индивидуальная работа

22

Объединение материалов, создание страниц общей презентации

1

Индивидуальные портфолио кадет

Работа в группах по плану

23

Объединение материалов, создание страниц общей презентации (продолжение)

1

Индивидуальные портфолио кадет

Работа в группах по плану

24

Объединение материалов, создание страниц общей презентации (продолжение)

1

Индивидуальные портфолио кадет

Работа в группах по плану

25

Анализ формы и содержания отобранных материалов

1

Индивидуальные портфолио кадет

Работа в группах по плану

26

Анализ формы и содержания отобранных материалов

1

Индивидуальные портфолио кадет

Работа в группах по плану

27

Дискуссия «Мой взгляд на проект»

1

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Индивидуальные портфолио кадет

Коллективное обсуждение видения кадет заключительного этапа работы над проектом.

28

Создание итоговой презентации

1

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Различные интернет-ресурсы, справочная литература

Индивидуальные портфолио кадет

Материалы, подготовленные в 1 полугодии

Работа в группах

29

Создание итоговой презентации (продолжение)

1

Работа в группах

30

Создание итоговой презентации (продолжение)

1

Работа в группах

31

Подготовка выступления по защите проекта перед классом (продолжение)

1

Тезисы выступлений

Групповая работа

32

Защита проектов

1

Заключительные презентации

Групповая работа

33

Защита проектов

1

Заключительные презентации

Групповая работа

34

Осмысление и оценка проекта

1

Заключительные презентации

Групповая работа

35

Подведение итогов работы

1

Рекомендации по дальнейшей работе над проектами

Беседа

Нормы оценивания, форма аттестации.

Формы работы, предлагаемые кадетам к итоговой аттестации:

Подготовка работы по выбранной теме, ее оформление и презентация в одной из возможных форм:

  1. Презентация.
  2. Реферат.  (Оценивается по пятибалльной системе учителем с обоснованием в форме мини-рецензии).
  3. Выступление на учебно-исследовательской конференции по выбранной теме. (Принимается во внимание соответствие информации выбранной теме, ее полнота, степень осмысления, качество речи докладчиков).
  4. Написание рецензии на работу товарищей (индивидуальная, самостоятельная работа).

Среди перечисленных работ является обязательной: презентация.

Все работы кадет учитель оценивает по пятибалльной системе.

Каждый кадет выбирает одну из форм работы, соответствующую его интересам и возможностям, готовит по ней творческий отчет и выступает на итоговом семинаре курса.

Список используемой литературы:

  1. А. Пушкин. Драматические произведения. Книга для ученика и учителя. - М., 2002;
  2. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа - М., 1993;
  3. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л., 1987
  4. Солганик Г.Я. Стилистика текста – М., 2010;
  5. А.Г.  Нарушевич . Проекты? Проекты…Проекты!, Ростов-на-Дону, 2013
  6. Самостоятельный поиск информации в различных интернет-ресурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ХX ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2014 / 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ХX ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2014 / 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ...

рабочая программа по предмету предметно-практическая деятельность по татарскому языку и литературе

рабочая программа по предмету предметно-практическая деятельность по татарскому языку и литературе...

рабочая программа по предмету предметно-практическая деятельность по татарскому языку и литературе

рабочая программа по предмету предметно-практическая деятельность по татарскому языку и литературе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...

Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Сложные вопросы русского языка» 10-11 класс 1 час в неделю

Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы с...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...