РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Домнина Ирина Хабибуловна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе для 8 класса,

учителя  русского языка и литературы

МКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»

Домниной Ирины Хабибуловны.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новослободская средняя общеобразовательная школа»

Думиничский район  Калужская область

« Рассмотрено» на  заседании   МО                                     «Утверждено»

учителей русского языка и литературы                               Директор школы МКОУ «НСОШ»

Протокол № _________от                                                        ________________ И.Н.ЕФИМОВНА

«_______»________________2014г.                                     «________»____________2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учителя

МКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»

Домниной Ирины Хабибуловны,

первой квалификационной категории

 по   литературе

 для  8   класса

2014/2015 учебный год.

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2010. Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Количество часов – 68.  2 часа в неделю.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

                                                       Содержание курса литературы в 8 классе

 Количество часов

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

 

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение», 2010.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2004.

Распределение учебных часов по разделам

№ п.п.

Раздел

Количество

 часов

Сочинение.

Практическая работа

1

Введение

1 час

1 сочинение-миниатюра

2

Устное народное творчество

3 часа

3

Из древнерусской литературы  

2 часа

4

Из русской литературы 18 века

4 часа

1домашнее сочинение

5

Из русской литературы 19 века

32  часа

3 сочинения-миниатюры; 2 контрольных сочинения; 1 обучающее сочинение

6

Из русской литературы 20 века

21 час

2 сочинения-миниатюры; 1 контрольное сочинение;

7

Из зарубежной литературы  

4 часа

8

Итоговые уроки

1 час

68

11

                                                                         Дополнительная литература:

Для учащихся

1.  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

2.  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2011.

3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»: Электронное учебное пособие  

    на СD-RОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.

4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.

5. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

                                                                                                                   Для учителя

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

2. Егорова И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. М.: ВАКО, 2010.

3. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000

4.И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001

5.И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2006

6.Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

7.  Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990

 

А также:

- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;

- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;

- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;

- тестовый материал для контроля знаний;

Таблицы

Теория литературы

Роды литературы

Художественные системы в литературе

Классицизм. Сентиментализм

Романтизм. Модернизм

Реализм как литературное направление

Темы и мотивы в литературе

Жанры лирики

Жанры лирики

Рифма

Принципы ритмической организации стихотворений

Строфа

Виды строф в лирике

Виды строф в лирике

Твёрдые стихотворные рифмы

стихосложение

Лирический герой

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры

                                      Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

   

Ученик  должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку  зрения, и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях  (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8  классе   (2 часа в неделю, всего 68)                  

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся,

форма урока

Формы контроля

Планируемые результаты освоения материала.

Информационное сопровождение

Домашнее задание

Сроки

ВВЕДЕНИЕ - 1ч

1

Вводный. Литература и история. Литература и другие виды искусства.

Изучение нового материала

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя

Урок-исследование

Фронтальный опрос

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства;

Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ,

Знать основные жанры УНТ;

Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Иллюстрации  к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков.

Читать, ответить на (?) 

 Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать  сочинение-миниатюра  «Книга в моей жизни»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 3ч.

2

Русская старина. Народная песня.

Изучение нового материала.

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни;

Исполнение песни «Моей семьи».

Урок-концерт

Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы.

Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Аудиозапись русских народных песен.

Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях.

3

Исторические народные песни.

Изучение нового материала.

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.

Урок-практикум

Самостоятельная работа.

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.

 Тексты песен.

Выучить по выбору историческую песню, Использовать на практике:  владение основными видами публичных выступлений. Подготовить сообщение о жизни А.Невского

4

Частушки. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Углубление ЗУН

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ частушек.

Урок-практикум

Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы.

Отметить своеобразие жанра частушки. Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край;

Значимость ценности человеческой личности самой по себе.

ИКТ   Изготовление закладки-частушки для первоклассников

Подготовить самостоятельно тему «Частушки», своеобразие этого жанра, подобрать несколько частушек, составить свою

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ - 2ч.

5

Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»

Углубление ЗУН

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа

Урок-наблюдение

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра

Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы;

Знать закономерности  произведений словесного искусства народа нашей страны;

 ИКТ    Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет, дополнительная литература)

Подготовить сообщение о житийной литературе. Ответить на основе материала учебника  Выразительное чтение по ролям

6

Внеклассное чтение. «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

Углубление ЗУН

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

Урок проблемный

Ответы на вопросы

Понятие  идейно-художественного содержания повести;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении;

Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ  словарная работа. Шемякин суд как поговорка.

Биография Фонвизина

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-4ч.

7

 Русская литература ХVIII века и ее традиции. Классицизм. Д.И.Фонвизин и его время. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика.

Изучение нового материала

  Индивидуальное сообщение,

работа с презентацией

«Фонвизин и его время», комментированное чтение, словарная работа.

Урок-путешествие в историю.

Ответы на вопросы

Расширение литературных знаний: понятие о сентиментализме как литературном направлении;

Уметь читать с выражением тексты  различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста;

Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы;

Иллюстрации к повести, к времени её написания.

 Действие 1-2,, записи.  Вопросы и задания  учебника.

8-9

 Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. Простакова: «Госпожа бесчеловечная» или заботливая мать?

Совершенствование ЗУН

Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа.

 Урок - исследование

Участие в аналитической беседе. Обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии

Уметь различать черты сентиментализма и романтизма;

Знать порядок составления характеристики литературного героя;

расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Схема характеристики героя.

 Действие 3-5,

Вопросы учебника Задания по группам:           1. Отношение главных героев к образованию. 2. отношение к образованию Митрофанушки. 3.что такое воспитание и образование?

 10

Р./Р. Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»

Комбинированный урок.  

 Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа.

Урок-семинар

Беседа, составление плана

Рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе, составление плана характеристики героя

Сочинение по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Тема: «Каким я увидел Митрофанушку»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА -32ч

11

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Комбинированный урок. Продолжение знакомства с творчеством Крылова.

Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.

Урок-викторина

Ответы на вопросы урока и вопросы викторины

Расширение имеющихся знаний о баснях;

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;

Иллюстрации к басням. Выставка творческих работ учащихся

Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»

12

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей

Изучение нового материала

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой.

Урок-практикум

Индивидуальный опрос, ответы на вопросы

Расширение литературных знаний: понятие о думе;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Знать о думе как жанре, исторической основе произведения.
 Знать: термины, содержание произведения.

ИКТ   Презентация « Жизнь Рылеева».

Иллюстрации к биографии Рылеева.

Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»

13

А.С.Пушкин

Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».

Изучение нового материала.

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа.

Урок-лекция

Индивидуальный опрос, ответы на вопросы.

Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Дополнительный материал из сети Интернет, дополнительной литературы

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка».  

14

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

Совершенствование ЗУН.

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.

Урок-анализ

Индивидуальный опрос, ответы на вопросы, беседа по содержанию, сжатый пересказ

Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Знать основы сравнительной характеристики героя.

Схема сравнения двух героев.

Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым.  

15

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Урок-беседа

Групповой опрос, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;

 Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении.

Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра?

16

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Урок-исследование

Групповой опрос, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Развитие устной речи;

Навыки сжатого пересказа.

Иллюстрации к повести.

Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу?

17

Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Урок-погружение в историю

Оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.

Межпредметная  связь. Информация сведений с уроков истории.

Главы 13-14. Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?»   Прочитать повесть до конца.

18

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Совершенствование ЗУН

Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа.

Урок-беседа

Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)

Обобщение и систематизация полученных знаний; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события;

Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.

Критическая литература.

Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?

19

Образ Маши Мироновой. «Старинные люди» и Маша. Смысл названия повести.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы.

Урок-анализ образа

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

 Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;

Умение давать характеристику героя, основываясь на его действия;

Формировать в характере учащихся положительные качества характера.

Творческая работа учащихся. Рисунки ребят. Портреты героев повести.

Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве.

20

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта.

Урок-представление.

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

 Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;

Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.

ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».

Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка»

 21

Р./Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка».

Контрольный урок.

Написание сочинения

Урок развития речи.

Оценка умения обдумывать тему, ставить вопрос, определяющий ход рассуждения

Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;


Материал, собранный в ходе изучения темы.

Повторить все сведения по теме. Отметить жанровое своеобразие романа, особенности сюжета и композиции.

22

Обобщающий урок-игра

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Участие в блиц-опросе,       игра в команде.

Урок-игра

Оценка выполнения предложенных заданий

Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

Иллюстрации учащихся к теме урока.

 Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин», с использование опорных слов

23

Жизнь и судьба М.Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве поэта

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений.

Урок-отчёт.

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать

Совершенствование умения анализировать стихотворения;

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

ИКТ   Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова».

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения.

24

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Комбинированный урок

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Урок - практикум

Оценка ответов учащихся

Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы.

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы:

1)какова цель побега Мцыри?

2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

3)почему погиб Мцыри?

25

Образ Мцыри в поэме. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха.

Урок совершенствования ЗУН

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах.

Урок-соревнование

Индивидуальный, групповой опрос, ответы учащихся во время аналитической беседы

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы;

умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

Знакомство  с критической литературой  к поэме.

Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы.

26

Своеобразие поэмы «Мцыри»

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой.

Урок-практикум

Оценка ответов на поставленные вопросы

Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;

уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое.

27

Р./Р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

Совершенствование ЗУН

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.

Урок - поиск

Оценка умения обдумывать тему, ставить вопрос, определяющий ход рассуждения

Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру;

Развивать устную и письменную речь;

Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Сбор материала к сочинению из дополнительных источников.

Написать сочинение на одну из предложенных тем.

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.  

28

Н.В.Гоголь – великий сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Изучение нового материала

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа.

Проблемный урок

Выборочная проверка записей, сделанных учеником

Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в   русской классической литературе как художественном явлении;

Словарь В.И.Даля.

Прочитать 1-е действие комедии и статью. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы.  

29

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Комбинированный урок

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

Урок-практикум

Оценка ответов учащихся в ходе урока

Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать, и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 Интеграция.

Карта по истории – территория России 19 века. Сообщение  о жизни людей в то время.

Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия.   Добродушны ли «Жулики» из «Ревизора»?

30

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

Комбинированный урок

Работа над действием -3, составление таблицы, групповая работа.

Урок-практикум

Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста. Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Портретная галерея героев Гоголя своими руками

Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы.

31

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

Комбинированный урок

Работа над 4-м действием 4комедии.

Урок-практикум

Оценка ответов во время работы с текстом

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Критическая литература. В.Г.Белинский.

Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.

32

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Комбинированный урок

Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы.

Урок-анализ

Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы.

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду;

Уметь критически относиться к своим деяниям.

Таблица характеристики героя.

Материал из дополнительного   источника.

Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор».

33

Практическая работа по комедии Гоголя «Ревизор»

Контрольный урок

Ответы на предложенные вопросы и задания.

Урок-беседа

Уровень выполнения практической работы

Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;

Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.

Иллюстрации к комедии известных художников и работы учащихся

 Прочитать  повесть «Шинель». Определить тему, идею произведения. Новаторство Гоголя

34

Повесть «Шинель» - одна из Петербургских повестей Н.В.

Совершенствование ЗУН

Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания. Раскрыть художественное новаторство писателя в развитии темы «маленького человека»

Урок-анализ

Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы.

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

 

ИКТ   Презентация «Образ  «маленького человека».

Подготовить сообщение о жизни и творчестве  М.Е Салтыкова-Щедрина вспомнить ранее изученные произведения писателя, составить устный рассказ о них.

35

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Комбинированный урок

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа.

Урок-лекция

Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка

Уметь выделять средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Работа с учебником. Ответить на вопросы. Выделение в тексте художественных средств

36

Р./Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

Совершенствование ЗУН

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.

Урок - поиск

Индивидуальный опрос.

Оценка умения анализировать произведение

Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в   русской классической литературе как художественном явлении;

Любимые герои рассказов Лескова. Основная тема творчества

37

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Комбинированный урок

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа.

Урок-практикум

Групповой опрос.

Оценка умения анализировать произведение

Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Определить роль эпиграфа. Подготовить рассуждение на тему: «Кто виноват в страданиях героини?». Пересказ текста

38

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

Совершенствование ЗУН

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа.

Урок-практикум

Оценка ответов во время беседы

Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать  ТЕКСТ;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Иллюстрации учебника. Презентация учащихся

Написать  мини-сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором.

39

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Комбинированный урок

Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест.

Урок комбинированный

Ответы во время беседы, тест

Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Сообщения учащихся из доп. источников.

 Написать план сочинения на одну из тем:

1)утро, изменившее жизнь

2)полковник на балу и после бала

3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании?

40

Р./Р. Написание контрольного сочинения 

Контрольный урок.

Работа над сочинением.

Урок развития речи

Индивидуальный опрос.

Умение высказывать свою точку зрения на письме; создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Познакомиться со стихотворениями о родной природе, выучить одно из них наизусть, обосновать свой выбор.

41

Поэзия родной природы.

Комбинированный урок.

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ.

Урок-концерт

Оценка выразительного чтения наизусть.

Умение анализировать лирический текст;

Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

ИКТ. Конкурс презентаций «Природа моего края».

Ответить на (?). выучить наизусть одно на выбор. Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов.

42

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Совершенствование ЗУН.

Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания.

Урок-практикум

Оценка за выполнение домашнего задания.

Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
ИКТ
 Заочная экскурсия в Мелихово.

Презентация. Проект.

  Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА -21ч

43

И.А.Бунин.

Слово о писателе

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции, работа с учебником.

Урок-лекция

Выборочная проверка составленных тезисов

Уметь отбирать основной материал из лекции учителя;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
ИКТ
Устный журнал «Писатель. Поэт. Академик». Выставка книг И.Бунина.

Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос: «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?»

44

И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, лексическая работа.

Урок-практикум

Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы

Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Иллюстрации о быте и природе Кавказа.

Мини-сочинение «Над  чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна

45-46

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Совершенствование ЗУН

Работа в группах, дискуссия.

Урок-дискуссия

Индивидуальный опрос, групповой

Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа;

Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;

Иллюстрации – пейзажные зарисовки.

Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа.

47

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

Изучение нового материала

Сообщения учащихся, аналитическое чтение  цикла «На поле Куликовом».

Урок-практикум

Индивидуальный

Углубление литературных знаний;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.

Устный журнал о биографии и творчестве А.Блока.   (работа по группам)

По материалам   учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны.   Подготовить выразительное чтение цикла.

48

А.Блок «На поле Куликовом»

Совершенствование ЗУН

Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений.

Урок-практикум

Коллективная, групповая, индивидуальная

Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию;

Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим.

ИКТ – интеграция. Куликовская битва в истории России. «Тарутино. Фотовыставка»

Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами учебника.  Подготовить любимые стихотворения Есенина.

49

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

Совершенствование ЗУН

Чтение наизусть стихотворений.

Урок-концерт

Индивидуальный

Углубление литературных знаний;

Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою. Сравнительный анализ героев Есенина и Пушкина: образ Пугачева.

 

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы.

50

И.С. Шмелев.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» -  воспоминание о пути к творчеству

Совершенствование ЗУН

Изучение  нового материала

Урок-лекция

Оценка ответов во время урока

Обучение комментированному  чтению. Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Написать мини-сочинение на тему: «Как я готовился к сочинению», «Отзыв на рассказ Шмелева».

51

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне»

Комбинированный урок

Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.

Урок-исследование

Оценка ответов во время урока.

Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев. Словарная работа

Работа с учебным материалом. Выписать приемы, которые использовал автор в рассказе

52

Журнал «Сатирикон» (отрывки). Теффи (Н.А. Лохвицкая). М.М. Зощенко. «История болезни»

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Тэффи, приобщить к восприятию сатиры и юмора,  
произведения;  

Урок-практикум

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Знать: содержание изучаемых произведений;

основные факты жизни писателя.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

ИКТ. Проект «По страницам «Сатирикона»»

Подготовить пересказ рассказов. Сатира и юмор. Выяснить средства создания автором юморист. Воспринимать и анализировать худ. текст, формулировать тем,  идею, проблематику, давать характеристику героев.

53

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.

Урок-исследование

Коллективный, индивидуальный

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин».

Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы.

54

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

Совершенствование ЗУН

Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа.

Урок-практикум

Оценка ответов во время урока

Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Иллюстрации к поэме.

Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника)

55

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Урок-диспут

Оценка ответов во время урока. Тест

Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора»

56

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

Комбинированный урок

Анализ главы, работа с учебником, творческая работа.

Урок-открытие

Индивидуальный Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов.

Совершенствование литературоведческих знаний и умений;

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

ИКТ  ПРОЕКТ «Тёркин…кто же он такой?..»

Подумайте, какой памятник герою вы соорудили бы. Составьте письменный проект. Выразительное чтение понравившегося отрывка

57

Р./Р.  Написание контрольного сочинения.

Контрольный урок

Выразительное чтение отрывков, защита проектов;

Составление плана сочинения-описания литературного героя.

Написание сочинения.

Индивидуальный контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение.)

Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
Материалы уроков изучения поэмы.

 

58

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Комбинированный урок

 Воспринимать и анализировать худ. текст, формулировать тем, идею, проблематику,  давать характеристику героев.

Урок-практикум

Коллективный, индивидуальный

Владеть  монологической и диалогической речью;
умение вступать в речевое общение,
участие в диалоге, диспуте.

Уметь  участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения, и аргументировано отстаивать свою.

Чтение, пересказ, ответы на вопросы учебника. Работа со словом. Письменный отзыв на прочитанный рассказ

Подготовить любимое стихотворение о войне (чтение)

59

РР   Стихи и песни о Великой Отечественной войне.  Е. Винокуров  М. Исаковский, Б. Окуджава. К. Симонов, А.Сурков, В. Высоцкого

Комбинированный урок

 Запись основных положений лекции учителя.

Урок – концерт.

Индивидуальный  контроль (за выполнение домашнего задания)

Знать: содержание изучаемых произведений;

основные факты жизни писателя.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.

ИКТ. Презентация    «Дети на войне»

Стихи и песни о войне: Ответить на вопрос: Что сближает фронтовые песни с народными песнями?

Вспомнить определение цикла как особого жанрового образования

60

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Комбинированный урок

 Вызвать интерес к теме детства в рассказе.
Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

 Урок-практикум

Коллективный, индивидуальный

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа.  Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, владеть различными видами пересказа.

Работа с текстом, ответить на вопросы; Пересказ текста, используя цитаты о жизни деревни и размышлений героев

61

Р./Р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

Развитие письменной и устной речи, формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текст строчками из стихотворений

 

Индивидуальный  контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение.)

Знать: поэтов военного времени и их творчество, стихи наизусть;

содержание произведений о Великой Отечественной войне.

Уметь  писать сочинение на заданную тему; уметь логически строить ответ, используя цитатный материал

Подготовить любимое стихотворение о малой Родине. Сочинить свое.

62

Русские поэты о Родине,  родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Комбинированный урок

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа.

Урок-дискуссия

Индивидуальный (ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)

Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.

 

Подготовиться к обобщающему уроку по русской литературе за курс 8 класса.

63

Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса

Контрольный урок

Творческая работа.

Урок-практикум

Индивидуальный, тест

Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.

ИКТ Презентация о жизни и творчестве Шекспира.

Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта».  

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-4 ч.

64

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.

Урок-практикум

Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа

Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.

Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта»

Перечитать философскую сказку «Маленький принц»

 65

 Ж.- Б. Мольер.    « Мещанин во дворянстве» (сцены). Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Изучение нового материала

Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа.

Урок-диспут

Оценка ответов на участие в беседе

Знать: содержание пьесы;  черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

 Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы;

ИКТ  Проект «Останься с нами, Маленький принц!»

Содержание комедии. Сообщение об истории создания комедии. Устное сочинение «Моя любимая страница в комедии»

66

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Изучение нового материала

 Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа.

Урок-диспут

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Знать: основные факты биографии писателя, содержание произведения.

Знать: особенности сатирических произведений,

Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; уметь творчески читать произведение, выявлять  языковые средства худ. образности, аргументировано высказывать отношение к затронутым автором проблемам

Чтение отрывков романа, ответы на вопросы учебника; устное рассуждение «Основная цель, написания романа»

67

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции учителя.

Урок-диспут

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Знать: основные факты биографии писателя - романиста; содержание романа.
Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение;

определять род и жанр литературного произведения;
характеризовать особенности сюжета композиции,

Работа с текстом. Герои романа. Суть романа. Особенности романа.

68

Урок внеклассного чтения

Рекомендации на лето

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

Список литературы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание русского языка как иностранного в общеобразовательной школе

В настоящее время можно наблюдать приток людей в Россию из ближнего и дальнего зарубежья. Они приезжают на работу, учебу или просто путешествовать.В московских школах учится большое количество д...

Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.

Современное общество оценивает иностранный  язык  как важнейшее средство  меж­личностного и межкультурного общения, без которого не­возможно развитие международных связей нашего...

Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Цель:  повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...

Критерии оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII ,  V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку...

«Русский язык может быть интересным». (Эффективные формы образовательной работы с детьми с ОВЗ). Автор: Брысина Светлана Владимировна учитель русского языка МКС(К)ОУ общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» г. Коломны Московской области.

Аннотация.Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом...

Доклад на МО учителей русского языка и литературы «Рекомендации по обучению учащихся с ОВЗ в общеобразовательной школе»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоц...

Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – х классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

      Многообразные формы работы в рамках Недели русского языка помогают решению проблем, над которыми работает учитель на уроке. С этой целью было разработано познавательно...