Анализ текста и написание сочинения-рассуждения
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Тимофеева Марина Владимировна

Рабочая программа элективного курса, 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._kurs_rus._yaz._11_a_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании

Методического объединения

Утверждена директором

МБОУ

учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

«Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________ А.М. Котова

_______________Е.В.Гулькина

         

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Анализ текста и написание сочинения- рассуждения»

для 11 «А» класса

Составитель:

Тимофеева М.В.,

учитель русского языка и литературы

Инсар 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, ориентирована на учащихся  11 класса и реализуется на основе следующих документов:

 Нормативные документы и программы:

   

 

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
  2. Федеральный  базисный учебный  план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
  3.  ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова  – М.: Эксмо, 2008.

        Программа элективного  курса «Анализ текста и написание сочинения-рассуждения»  предназначена для учащихся 11  класса любого профиля и рассчитана на 34 часа.

 Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.

         Дополнительная литература:

 

  • Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. - тренировоч. упражнения, создание текста.
  • Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.
  • Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ».
  • Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи.
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 г.
  • Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический

   материал (региональный компонент) 10-11 классы. Архангельск, 2003.

  • Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
  • Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. –

    41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. wwwfipi.ru
  4. http://www.prosa.ru
  5. http://www.pritchi.nm.ru

         

        Школьное  образование ставит следующие цели обучения:

  •  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Цели  программы:

  • Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С  ЕГЭ.
  • Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
  •  Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной   речью.
  •  Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
  •  Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
  •  Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи  программы:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
  • Способствовать развитию письменной речи.
  • Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

 

 Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

Сочинение.

Место  элективного курса «Анализ текста и написание сочинения-рассуждения» в учебном плане школы

На изучение  курса  в 11 классе отводится 1 час в неделю.

Курс рассчитан   34 ч -  (34 учебные недели).

Количество часов в 1полугодии -   16

Количество часов во 2 полугодии -  18

 

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (18 часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)

Тема 1. Анализ текста. (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Практические работы: 

  1. написание сочинений-рассуждений;
  2. редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  11 КЛАССА

 В результате прохождения программного материала

обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

        Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  •  анализировать форму исходного текста;
  •  находить характерные для исходного текста языковые средства;
  •  создавать связное высказывание;
  •  излагать последовательно собственные мысли;
  •  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  •  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

             

        Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

            Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

         Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.

          Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

    Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

        Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С  на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вид урока

План

Факт

1 полугодие (16 ч.)

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста  

(8 часов)

 

1

Текст. Тема и основная мысль текста

1

Лекция

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

1

лекция

3

Выделение микротем в тексте

1

Практическая работа

4

Лексические средства организации текста

1

Лекция

5

Морфологические средства организации текста

1

Лекция

6

Синтаксические средства организации текста

1

Лекция

7

Стили речи

1

Тренировочный

8

Типы речи

1

Тренировочный

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)

 

9

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

1

Лекция

 10

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

1

 

11

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

1

Практикум

12

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

1

Практикум

13

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

1

Практикум

14-15

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

2

Практикум

16-17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

2

Практикум

2 полугодие (18 ч.)

 

Тема 3. Анализ текста. (3 часа)

 

18

Содержание исходного текста

1

Лекция

19

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

1

Практикум

20

Рецензия. Эссе

1

Урок комплексного применения знаний

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (14 часов)

 

21

Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом.

1

Лекция

22

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

1

Лекция

23

Что такое проблема текста?

Проблемы в художественных и публицистических текстах.

1

Лекция

24

Определение авторской позиции.

Круг рассматриваемых вопросов в тексте.

1

Лекция, практикум

25

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

1

Лекция

26

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

1

Лекция

27

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

1

Практикум

28

Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению.

1

Лекция, практикум

29

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

1

Практикум

30

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

1

Практикум

31

Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.

1

Практикум

32

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

Практикум

33-34

Тренировочные сочинения.

2

Урок комплексного применения знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"

Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от...

Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.

Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....

Эффективные приемы работы с текстом при написании сочинения-рассуждения

Аннотация. Статья рассматривает основные приемы работы с текстовым материалом, которые помогут написать сочинение-рассуждение. Данные рекомендации помогут учителям и ученикам в написании эссе и сочине...