Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Майкова Яна Анатольевна

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_klass_sochinenie-rassuzhdenie.rar743.65 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

русского языка в 10а классе по теме «Подготовка к сочинению по тексту

в формате ЕГЭ»

Цель урока:  создать условия для отработки композиции сочинения-рассуждения по предложенному тексту в формате ЕГЭ. (Слайд №2 .)

Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской работы.

Ход урока

Организационный  момент

1. Слово учителя:   Здравствуйте. Я надеюсь, что на уроке  у нас будет царить  взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь.

Пожелаем друг другу успеха!

2. Знакомство с темой урока. (Слайд 1)

3. Формулировка учениками цели урока.

- Как вы думаете, какова основная цель данного урока?

 (Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ:  отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения,. (Слайд 2)

4. Эпиграф урока: (Слайд 3 + обратная сторона доски)

Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство. Агата Кристи

  1. Работа по теме урока.

1. Повторение теории.   (Слайд 4)

 1. Сколько баллов набирает выпускник за правильноё выполнение ЕГЭ?

(58 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).


2
. А сколько баллов из 58 выпускник набирает за задание №25 – сочинение рассуждение по тексту?

(24 балла). А это 41% от всего количества баллов.

Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.  

3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?

( Менее 150 слов - выпускник получает 0 баллов).

4. Любое сочинение – это текст. И он строится по определенным законам. Как получается текст? Перечислите признаки текста.

- Есть тема, основная мысль, смысловая, грамматическая связь между предложения. Для сочинения-рассуждения характерны 3 смысловые части. Какие?

1.Тезис (утверждение)

2. Доказательства

3. Вывод

5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?

6. Правильно  ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ?  Если допущены ошибки, то назовите их. (Слайд 5)

  1. Проблема.
  2. Своя позиция
  3. Позиция автора
  4. Аргумент 1
  5. Аргумент 2
  6. Вступление
  7. Комментарий.
  8. Заключение.

Проверим себя!

Правильный план сочинения по тексту: (Слайд 6)

Вступление

Проблема.

  1. Комментарий.
  2. Позиция автора
  3. Своя позиция
  4. Аргумент 1
  5. Аргумент 2
  6. Заключение.

2.  Работа с текстом Захара Прилепина

1. Доклад ученика о З. Прилепине

Посмотрите на названия произведений писателя. Сделаем орфографическую разминку по этим названиям.

Патологии (словарная работа Значение слова Патология по Ожегову:
Патология - Болезненное отклонение от нормы).

«Патологии», «Санькя», «Революция», «Обитель» (Жилище, пристанище, приют, угол, обиталище, кров, крыша над головой) TERRA TARTARARA. Это касается лично меня (ТАРТАР - в греческой мифологии бездна в недрах земли, куда Зевс низверг титанов; царство мертвых. Отсюда выражение "провалиться в тартарары".)

1) Определение проблемы.

 Задание классу:  1) Послушайте текст. (Слайд 7)      

Как  правильно понять исходный текст.

  1. О чем текст? (Ты увидишь тему).
  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
  3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
  4. Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)

  1. Итак,
  1. о чем же прочитанный текст
  2. Какие  вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает?
  3. Что хочет автор сказать нам через этот текст?

1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Старший сын рассказчика в раннем детстве не верил в Деда Мороза.

2)Новогодние подарки для детей покупаются преимущественно на предновогодних распродажах: это позволяет родителям существенно экономить средства.

3)Детство –– время, когда мечты должны сбываться. Это даёт ребёнку в будущем огромный иммунитет в противостоянии несчастьям и обману, учит не безответственности и наглости, а желанию самому творить чудеса.

4)Рассказчик часто говорит своим близким услышанную от отца фразу.

5)Подбирая новогодние подарки маленьким детям, родители должны понимать, что в этом деле нет мелочей.

Вступление

Детство… Это время, с которым связаны самые сокровенные воспоминания. Для одних – это память о теплых семейных вечерах в родительском доме, поездках на дачу, веселых праздниках в кругу родных. Для других – бесконечные ссоры, крики родителей, ощущение одиночества. То, какая семейная обстановка была у нас в детстве, как нас воспитывали родители, – все это влияет на нашу будущую взрослую жизнь, формирует наши личности.

  1. Далее мы должны сделать плавный переход  от вступления и сформулировать основную проблему текста. Проблема, которую ты выбираешь должна быть одна, та, которая больше всего волнует автора, которую можно заметить в каждом абзаце текста. Проблема нашего текста – это роль музыки в жизни человека. Также проблему можно формулировать в виде вопроса:  В чем сила музыки?

2) Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Все ли проблемы отражены в данном тексте? Укажите номера правильных ответов.

1. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к традиционным семейным праздникам.

 2. В тексте Захара Прилепина поднимается проблема о детстве.

3. Насколько велика роль родителей в воспитании детей? Как своей любовью не навредить ребенку? Как вырастить из него достойного человека? Именно над этими вопросами размышляет в своем тексте современный российский писатель Захар Прилепин.

4. Захар Прилепин поднимает проблему роли детства в жизни человека.

 

Очень важно правильно определить одну, главную проблему, ведь все дальнейшее размышления над текстом должно вытекать именно из нее. Если вы заявили, что в данном тексте автор размышляет о силе музыки. То и комментарии, и позиция автора, и ваша аргументация должна соответствовать названной проблеме. Если вы «уйдете в сторону» - 0 баллов.

  1. Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать. Что же такое комментарий?

        Комментарии  –  рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Большой толковый словарь русского

языка под ред. Д.Н.Ушакова.

        Комментарий – 1.пояснения; 2. примечания; 3. – толкование.

Александрова З.Е. словарь синонимов

русского языка: практический справочник.

        Комментарий к сформулированной проблеме – это работа, которая демонстрирует умение экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Экзаменуемый должен обозначать те стороны проблемы, которые интересовали автора, т.е. ученик должен проследить за ходом авторской мысли.

Комментарий может быть.

  1. Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.
  2.  Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.

В комментарии не должно быть:

  1. пересказа исходного текста;
  2. рассуждения по поводу всех проблем текста;
  3. общих рассуждений о тексте.

        Попробуем прокомментировать проблему, поднятую Прилепиным.

  1. Учитель читает комментарий к тексту.

Попробуем прокомментировать позицию автора. Заметьте

Домашнее задание  

  1. (Слайд 17)
  • Написать своё сочинение-рассуждение по тексту Юрия Лотмана.

Для тех, кто затруднится, я приготовила шаблон-подсказку.

Материал для сочинения (шаблон-подсказка):

 Писатель Захар Прилепин в тексте поднимает проблему…

 Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению, в наши дни…  

 Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…

 Невозможно не согласиться с автором.

 Данная проблема раскрывается писателем… в произведении…. Его герой…

 Я тоже убеждён в том, что…

 В заключение хочу сказать, что…

  1. Дополнительный материал.  (Слайд 18)

  1. Рефлексия (Слайд 19)

1. Что дал вам сегодняшний урок?

2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ  находитесь вы после сегодняшнего урока? Оформим оценочное дерево в виде магнитиков разных цветов.

1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу - красный

2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка - жёлтый

3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь – зелёный.

  1. Подведение итогов урока.

Исходный текст З. Прилепина для сочинения-размышления в формате ЕГЭ

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.

(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.

(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.

(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.

(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно.

(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?

(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того.

(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает.

(36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно.

(39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал 
к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.

(41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!»

(45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся.

(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён.

(52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким.

(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма.

(61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы.

(62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

 (По З. Прилепину*) * Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) – современный российский писатель, лауреат литературных премий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Презентация "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

презентация "Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)"

Данная презентация поможет учащимся справиться с заданием 15.3 на ОГЭ по русскому языку. ...

Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)

Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материало...

Сочинение в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Сочинение (ЕГЭ по русскому языку) Майковой Я.А., учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №4 МР Мелеузовский район РБ...

открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...