Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материалом, необходимым для написания сочинения по теме "Что такое сострадание?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_napisaniyu_sochineniya-rassuzhdeniya_15.3.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа развития личности имени В.В. Павловой»
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)
Подготовила Зыкова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2015
Конспект урока развития речи в 9 классе
Тема урока: Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения, связанного с анализом текста на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).
Задачи:
образовательные: обеспечить понимание композиционных особенностей текста-рассуждения; учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; учить подбирать аргументы и логично их связывать;
развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе прочитанного текста;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; умения сострадать.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, рабочий лист учащегося, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Приветствие учащихся.
- Формулирование темы и цели урока.
- Определение темы урока
— Начать наш урок я хотела бы с притчи. Что такое притча? ( Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение).
Чтение притчи учителем.
Притча о слепом
Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста».
По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо – в его шляпе была всего одна монета.
Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем.
Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте.
На ней было написано:…
— Как вы думаете, что написал прохожий на табличке?
Обсуждение вариантов ответа.
— Прохожий написал: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».
— В чем смысл этой притчи?
— Какое понятие она может иллюстрировать? Сформулируйте на основе этого тему урока и запишите ее в рабочие листы.
Сочинение «Что такое сострадание?»
- Сформулируйте цель своей деятельности и запишите ее в оценочный лист.
Учащиеся читают поставленные на урок цели.
- Работа по реализации цели урока.
1.Чтение формулировки задания из КИМов (в рабочих листах)
2.Составление плана действий (каждый ученик записывает его в рабочий лист), обсуждение последовательности действий.
3. Повторение типов речи.
— Перечислите типы речи.
— Каковы особенности каждого типа речи?
Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?
Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?
Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему.
4. Повторение композиции сочинения-рассуждения:
— Какова схема построения сочинения-рассуждения?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
5.Работа с текстом.
А) Представление автора теста
Тамара Ломбина - член Союза писателей России, кандидат психологических наук.
Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир»
Б) Чтение текста учителем.
Приложение 2
Тамара Ломбина
Буханка хлеба
(1)Саня просто остолбенел, когда увидел, как бабушка, вроде бы нормальная с виду, вдруг быстро спрятала у себя под какими-то тряпицами в сумке буханку хлеба.
(2)«Во дает, – подумал он, – наверно, насмотрелась фильмов про преступников».
(3)Санька просто прирос к полу. (4)Он проводил глазами старушку, которой удалось-таки пронести хлеб мимо кассирши. (5)Опомнившись, он дернул маму за рукав и зашептал ей на ухо:
(6)– Ма, а вот та бабушка хлеб украла! (7)Давай заявим в милицию.
(8)– Какая бабушка, что ты выдумываешь, – отмахнулась было мама, но Санька тащил маму к выходу и пальцем указывал на воровку. (9)А бабушка тут же, в магазине, отламывала от хлеба маленькие кусочки и, почти не жуя, проглатывала их, закрывая глаза.
(10)«Видимо, от удовольствия», – подумал Санька.
(11)Мама зачем-то дернула сына за рукав и прошептала: «Молчи!» (12)А когда они подошли к кассе, она сказала кассиру:
(13)– Тут у меня бабушка вышла случайно с буханкой хлеба, возьмите за «Бородинский».
(14)– Мама, – раскипятился Санька, – ты что, покрываешь воровку?
(15)Мама притянула к себе сына и как-то грустно, но жестко посмотрела ему в глаза:
16)– Расти, сын, большим и умным, и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей. (17)А сейчас отнеси бабушке деньги и пакет молока.
(18)Санька хотел крикнуть, что ворам он не подает, но посмотрел на бабушку и увидел, что она закрывает глаза потому, что из них катятся и катятся слезы.
В) Анализ текста. Беседа.
— Кто главный герой текста?
— Свидетелем какой истории он становится?
— Что испытывает мальчик на протяжении рассказа? Как меняются его чувства?
— Сопоставьте и оцените поведение мальчика и его мамы.
— Как вы думаете, что понял мальчик, глядя на плачущую бабушку? Какое чувство он испытал в этот момент?
— Какой урок дала мальчику мама?
— А как бы вы поступили в подобной ситуации?
— Что объединяет рассказ Т. Ломбиной и притчу?
6. Формулирование тезиса сочинения.
— Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).
— В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова сострадание.
— Подберём синонимы к слову сострадание. Обратимся к словарю синонимов - (гуманность, жалость, милосердие, сочувствие, участие)
— Подберём антонимы к слову сострадание (жестокость, бездушие).
— Составьте предложение, перечислив признаки этого понятия (Сострадание – это способность…, свойство…, качество…, умение…)
— А что делать, если вы затрудняетесь с определением значения слова? (Обратиться к толковым словарям)
— Прочитайте в Приложении 3 определения из толковых словарей, найдите наиболее точное, по вашему мнению, толкование значения.
— Иногда понятие можно представить и визуально. Посмотрите на слайд, какой фразеологизм он может выражать? (Протянуть руку помощи)
— Запишите в матрицу сочинения ваши тезисы.
7. Комментарий к тезису.
— Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком сострадание? Ваше отношение к этому понятию. Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
8. Аргументы.
1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).
2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта
— Что из материала урока можно взять в качестве второго аргумента? (Притчу о слепом человеке).
— Какие художественные произведения мы можем взять в качестве аргумента? (Платонов «Юшка», Куприн «Чудесный доктор»)
9.Вывод.
— Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
—Что из справочных материалов можно использовать в выводе? (Приложение 4).
10. Самостоятельная работа с матрицей сочинения. Написание черновика работы.
11. Чтение и обсуждение работ.
IV. Рефлексия.
— Закончите предложения
Поставленной на урок цели я …
Я научился …
Я сегодня работал…
Что особенно запомнилось и понравилось на уроке...
V.Домашнее задание.
Пользуясь таблицей и материалами урока, отредактировать записи, сделанные в классе, и написать сочинение на тему «Что такое сострадание?»
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.Рабочий лист ученика
2. Справочник
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ФИ ученика__________________________________________________________________________
1. Тема урока __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Цель урока
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Работа по реализации цели урока
На основании данного ниже задания составьте план Ваших действий по написанию сочинения
Как Вы понимаете значение слова Сострадание? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ПЛАН
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МАТРИЦА СОЧИНЕНИЯ
1 абзац.
Вступление (тезис) – толкование в одном предложении данного понятия (ответ на вопрос: как я это понимаю?).
Его комментарий (1-2 предложения) – более подробное раскрытие толкования, выражение своего отношения к этому понятию.
Сострадание - это
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2 абзац
Аргумент 1 из текста:
пример c указанием номера предложения (без знака №), комментарий (в 2-3 предл.)
В тексте (ФИО автора) можно найти пример, подтверждающий мою мысль. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 абзац
Аргумент 2:
из жизненного или литературного опыта, комментарий (в 2-3 предл.)
Проявление … мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, …
или
Проявление … мы часто встречаем в художественной литературе. Например,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 абзац
Вывод – 1-2 предл. о понятии, которое рассматривали + можно сказать о значимости его для Вас и людей в целом. Можно использовать пословицу или высказывание авторитетного человека
Таким образом, …
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Итог урока
Поставленной на урок цели я ___________________________________________________________
Я научился __________________________________________________________________________
Я сегодня работал ____________________________________________________________________
Что особенно запомнилось и понравилось на уроке _____________________________________________________________________________________
5. Домашнее задание.
Пользуясь таблицей и материалами урока, напишите сочинение на тему «Что такое сострадание?»
Приложение1
Притча о слепом
Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста».
По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо – в его шляпе была всего одна монета.
Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем.
Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте.
На ней было написано: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».
Приложение 2
Тамара Ломбина
Буханка хлеба
(1)Саня просто остолбенел, когда увидел, как бабушка, вроде бы нормальная с виду, вдруг быстро спрятала у себя под какими-то тряпицами в сумке буханку хлеба.
(2)«Во дает, – подумал он, – наверно, насмотрелась фильмов про преступников».
(3)Санька просто прирос к полу. (4)Он проводил глазами старушку, которой удалось-таки пронести хлеб мимо кассирши. (5)Опомнившись, он дернул маму за рукав и зашептал ей на ухо:
(6)– Ма, а вот та бабушка хлеб украла! (7)Давай заявим в милицию.
(8)– Какая бабушка, что ты выдумываешь, – отмахнулась было мама, но Санька тащил маму к выходу и пальцем указывал на воровку. (9)А бабушка тут же, в магазине, отламывала от хлеба маленькие кусочки и, почти не жуя, проглатывала их, закрывая глаза.
(10)«Видимо, от удовольствия», – подумал Санька.
(11)Мама зачем-то дернула сына за рукав и прошептала: «Молчи!» (12)А когда они подошли к кассе, она сказала кассиру:
(13)– Тут у меня бабушка вышла случайно с буханкой хлеба, возьмите за «Бородинский».
(14)– Мама, – раскипятился Санька, – ты что, покрываешь воровку?
(15)Мама притянула к себе сына и как-то грустно, но жестко посмотрела ему в глаза:
16)– Расти, сын, большим и умным, и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей. (17)А сейчас отнеси бабушке деньги и пакет молока.
(18)Санька хотел крикнуть, что ворам он не подает, но посмотрел на бабушку и увидел, что она закрывает глаза потому, что из них катятся и катятся слезы.
Приложение 3
СОСТРАДАНИЕ
СОСТРАДА́НИЕ, -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам.Сделать что-н. из сострадания.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
Синонимы: гуманность, жалость, милосердие, сердоболие, сердобольность, соболезнование, сожаление, сочувствие,участие
Антонимы:жестокость
См. также в других словарях:
- сострадание — выражать сострадание, чувствовать сострадание.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сострадание гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие,… … Словарь синонимов
- СОСТРАДАНИЕ — СОСТРАДАНИЕ, сострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому нибудь. Из чувства сострадания. Вызвать, возбудить сострадание в ком нибудь.… … Толковый словарь Ушакова
- Сострадание — Сострадание ♦ Miséricorde Добродетель прощения. Сострадательный человек не закрывает глаза на чужую вину – это невозможно и неправильно; он не позволяет себе ненавидеть провинившегося. Путь к состраданию лежит через познание причин… … Философский словарь Спонвиля
- СОСТРАДАНИЕ — инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к осн. субстанции действительного; см. Страдание, Любовь к ближнему. Философский… … Философская энциклопедия
- сострадание — см. Ионы 4:2 глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами людей А. Прокомментированные темы 1. ЗАБОТА как тема: Неемии: Неем 2:2 первого послания к Фессалоникийцам: 1Фес 2:17 2. ЗАБОТА О МАЛЫХ МИРА СЕГО как тема: Второзакония: Втор… … Библия: Тематический словарь
- Сострадание — Слово С. передает два разных понятия, не всегда строго разгранич. в Свящ. Писании: сопереживание страдающему или разделение с ним скорби (греч. сюмпатейн, сочувствовать ) и соучастие в страданиях, переносимых другим лицом (греч. сюмпасхейн,… … Библейская энциклопедия Брокгауза
- сострадание — • бесконечное сострадание • глубокое сострадание … Словарь русской идиоматики
- Сострадание — – жалость к другому человеку, сочувствие в его беде. Наша беседа послужила, по крайней мере, к тому, что вызвала сострадание ко мне моего друга. Он понял, что в моей распущенности более слабости, нежели злой воли (А. Прево, Манон Леско). И не… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
- сострадание — Греческое слово sympathia двояко проникло в русский язык: как калька (sym – со, pathos – страдание, ia – ие) и как заимствование (симпатия), и теперь в современном языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия … Этимологический словарь русского языка Крылова
- сострадание — • жалость, сочувствие, сострадание, участие… Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
Приложение 4
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. Л. Толстой.
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. В. А. Сухомлинский
Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастиях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Франсуа де Ларошфуко
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:1. Общая характеристика темы и проблематик...
презентация "Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)"
Данная презентация поможет учащимся справиться с заданием 15.3 на ОГЭ по русскому языку. ...
Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве
Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве...
Конспект урока по формированию у девятиклассников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ(задание 15.3)
Обучающий урок по формированию навыков написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст»
В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку...