Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
статья по теме

Гудыма Светлана Анатольевна

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого изложения через творческие задания к сочинению и сочинению-рассуждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ШМО  УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

                        ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

        Из опыта работы учителя русского языка и литературы  Гудыма С. А.(2008-2009уч.год)

 Умение писать сочинение- это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли.

 Работа по обучению написанию сочинения- рассуждения в старших классах может представлять собой  определенную систему уроков (если позволяет программа) или видов работ , которые помогут сформировать у учащихся соответствующие знания, умения, навыки в написании данного вида работ.

 Система уроков( предлагаемая в пособии по литературе для подготовительных отделений вузов):

Урок1. Порядок работы над сочинением- рассуждением. Объем и содержание темы.

Урок2. Структура главной части сочинения-рассуждения. Понятие о доказательстве,  составные части  доказательства.

Урок3. Вступительная и заключительная части сочинения.

Урок4. Разработка плана сочинения.

Урок5. Рассуждение- опровержение.

Урок6. Прямое и косвенное доказательство в рассуждении.

Урок7. Литературный обзор как жанр сочинения- рассуждения.

Урок8. Рассуждение на публицистическую тему.

Работу над сочинением-рассуждением целесообразно начинать с обдумывания темы, т. Е. с её логического анализа:

-разобраться в формулировке темы

- определить её объем

- выявить содержание темы.

Далее следует разработка плана и текстуальное оформление рассуждения.

Формулировка темы рассуждения.

Все разнообразие формулировок тем сводиться к трем видам: тема- суждение, тема- вопрос, тема- понятие.

Тема-суждение: в формулировке прямо выражена идея рассуждения( «Чацкий- выразитель идей декабристов»). Самостоятельность пишущего заключается в подборе аргументов для обоснования идеи рассуждения и расположение материала.

Тема-вопрос: предполагает большую самостоятельность пишущего. Отвечая на вопрос темы(«Каково ваше мнение о Молчалине?»), он сам определяет идею рассуждения.

Тема-понятие: самая трудная, в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения(«Образ Чацкого»). Ученик сам определяет проблему, заключенную в теме, сам формулирует основную идею рассуждения. Это позволяет ему проявить свою творческую индивидуальность.

Тема и основная идея рассуждения.

Тема рассуждения всегда содержит проблему, которую пишущий обязан решить. Решение этой проблемы и есть идея  рассуждения. Основная идея и в плане, и в тексте формулируется в виде тезиса. Тезис рассуждения представляет собой прямой ответ на вопрос темы.

Объем и содержание темы.

Тема рассуждения в любой формулировке- это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки, свойства, качества того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать. Объем темы- это тот круг фактов, предметов, явлений, который охватывается ее формулировкой. Содержание темы- это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для тех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.

Обдумать тему-это разобраться в ее формулировке, определить ее объем и содержание.

Определить содержание- это:

  1. поставить вопрос, заключенный в теме
  2. дать точный ответ на вопрос темы
  3. из этого ответа сформулировать тезис рассуждения
  4. найти в формулировке тезиса то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства
  5. подобрать  аргументы для обоснования.

Содержание темы составляет содержание главной части рассуждения: тезис- название главной части, аргументы- разделы внутри главной   части. Главная часть сочинения представляет собой логическое доказательство, которое состоит из тезиса, аргументов и способа доказательства( т. е. способа развертывания аргументов для обоснования тезиса).

 

              ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ.   5-9 КЛАСС. ( 2009-2010 уч год)

                    (Из опыта работы учителя русского языка и  литература   Гудыма С. А. )  

          Умение написать сочинение- это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. В 5-9 классах можно строить систему работы с учетом  постепенного перехода и комбинирования основных видов работ: изложения и сочинения.

          Работу по обучению написанию сочинения – рассуждения целесообразно начать с отработки навыков написания  обычного изложения. Затем можно вводить в структуру изложения творческие элементы, увеличивать процент творческой составляющей в работе и  использовать разные виды творческих заданий. Совместно с изложением отрабатывается написание сочинения( чаще всего на морально-этическую тему, что помогает активизировать позицию пишущего, его  настрой на работу и желание высказаться).

   Таким образом при написании изложений отрабатывается сначала по образцу, а потом с большей долей самостоятельности    структура рассуждения( тезис, аргументы, следствие, вывод), а работа по написанию сочинений и увеличение творческой составляющей в изложении помогает формированию  у учащихся активного процесса мышления .

  1. Изложение.
  2. Творческое изложение :

( 5 класс) - творческое : излагая данный текст, подтвердите суждение автора примерами, фактами из жизни, книг, фильмов;

 ( 5 класс) -творческое с выражением главной мысли текста: ответьте на вопрос: какую общую главную мысль подтверждает содержание этого текста? Напишите об этом, используя данный текст в качестве примера.

          ( 5 класс)-изложение-рассуждение с сохранением композиции текста и точной передачей главной мысли автора: воспроизведите главную мысль текста, назовите все факты и доказательства, имеющиеся в тексте;

( 5 класс)- творческое изложение с исправлением и сжатием текста: сформулируйте главную мысль текста ,обоснованно приведя яркие примеры, раскройте ее;

( 5 класс)-сжатое изложение с введением собственного примера;

(6 класс) -изложение в жанре сообщения с подбором собственных примеров: изложите главную мысль текста, проиллюстрируйте ее подобранными вами примерами;

  1. Изложение-рассуждение:

 (5 класс) -изложение-рассуждение с сохранением композиции и типа связи предложений в тексте;

( 6 класс) -изложение-рассуждение в научно-популярном стиле, идентичное образцу.

4)Изложение с элементом сочинения:

(6 класс)-самостоятельное творческое изложение с элементом сочинения с выражением собственного мнения по проблеме в тексте.

5)Сочинение на морально-этическую тему :

 (7 класс)  -сочинение на социально-нравственную тему по прослушанному тексту и личным впечатлениям: проанализируйте содержание текста в аспекте заданной проблемы, приведите другие известные вам примеры;      

  1. класс) –сочинение по личному опыту и материалам текста.
  1. Сочинение-рассуждение:
  2.   (7 класс)- сочинение- рассуждение по накопленному литературному материалу и жизненным наблюдениям.

   

Таким образом в 5-8 классах формируется знания, умения, навыки учащихся в написании как разного вида изложений, так и сочинений-рассуждений. В 9 классе это умение закрепляется и  отрабатывается с учетом последующих форм сдачи экзамена ( блок С экзамен в виде ЕГЭ  в 11 классе и новая форма в 9 классе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов

Программа рассчитана на 34 часа.Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарт...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов

Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...

Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.

Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовк...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...