Главные вкладки

    открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

    Урок русского языка в 9 классе по теме

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ»

     

    Цели: - расширить и углубить представление обучающихся о сочинении-

                 рассуждениие  на лингвистическую тему, продолжить работу по

                 созданию устных и письменных речевых высказываний в форме

                 рассуждения на основе прочитанного текста;

               - развивать навыки написания сочинения-рассуждения на

                 лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную

                 мысль;

               - воспитывать любовь к русскому слову, русскому языку. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pervyy_urok_nad_soch._9_kl_gia.docx33.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 9 классе по теме

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ»

    Цели: - расширить и углубить представление обучающихся о сочинении-

                 рассуждениие  на лингвистическую тему, продолжить работу по

                 созданию устных и письменных речевых высказываний в форме

                 рассуждения на основе прочитанного текста;

               - развивать навыки написания сочинения-рассуждения на

                 лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную

                 мысль;

               - воспитывать любовь к русскому слову, русскому языку.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Постановка целей урока.

    Приветствие учителя: 


    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в ваш дружный, светлый класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших добрых глаз!
    Я знаю, каждый в классе гений,
    Но без труда талант не впрок
    Скрестите шпаги ваших мнений
    И вместе сочиним урок!
    Здравствуйте, ребята! 

    1. Определение темы урока и постановка  целей урока. 

    - Ребята, скоро наступит пора экзаменов, к которым мы с вами целенаправленно готовимся. Сегодняшний урок  не исключение.

    -Скажите, из скольких частей состоит экзамен по русскому языку?  Назовите их. (изложение, тестовая часть и сочинение)

    - Как вы думаете, на ваш взгляд, какая часть для нас самая трудная?

    - Над какой частью экзаменационной  работы мы с вами работаем последнее время. (написание  сочинения)

    - А почему?

    Одним из самых важных условий написания сочинения является начитанность и умение проникать в смысл читаемого текста.

    - Как вы думаете какая тема у нас сегодня будет на уроке? (подготовка к написанию  сочинения- рассуждения на лингвистическую тему).

    Открыли тетради записали число и тему урока.

    -Какие цели вы ставите перед собой на уроке?

                ( создание устных и письменных речевых высказываний в форме

                 рассуждения на основе прочитанного текста; развивать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную мысль)

         

    Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного древнеримского поэта Горация.                                                                                

     Эпиграф.

                                                               Когда суть дела обдумана заранее,                                                      

                                                               Слова приходят сами собой.

                                                                                                         Гораций.

    - Как вы понимаете эпиграф, исходя из целей нашего урока?

    3. Минутка чистописания.

    Прежде чем приступить к основной работе, напоминаю, что первое условие успешной работы это её читаемость. Сейчас в тетради мы с вами запишем красиво, аккуратно, каллиграфическим подчерком  фразу:

     «Чтение – один из итогов мышления умственного развития».

                                                                                                 В.А. Сухомлинский.

    4.Работа по теме урока.

    Ребята,  ОГЭ по русскому языку предлагает 3 вида сочинения. Вы должны выбрать один из видов сочинения и написать его. – слайд.

    С сочинением заданий 15.2 и 15.3 вы уже знакомы. Сегодня мы разберем последний вид сочинения по заданию 15.1

    Прочитаем его  формулировку.

    -Вспомним, чем характеризуется данный тип текста?

    - Что такое лингвистика? (наука о языке)

    - Что будет являться предметом анализа в таких сочинениях? (языковые явление, лингвистические термины, понятия, имеющие отношения к русскому языку)

         Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал).

    - Напомним  структуру написания сочинения- рассуждения.( слайды -2 шт.)

    -Что необходимо помнить об особенностях сочинения- рассуждения.

     Объем сочинения - не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно. Максимальный балл за сочинение -9 б.

     Почерк - разборчивый, аккуратный.

     Помните: ваш ответ на вопрос - гармоничное сочетание анализа и интерпретации   текста, а не его пересказ!  

    5.Познакомимся с алгоритмом написания такого вида сочинения и работа с цитатой.

    6. Работа с текстом по презентации (коллективная).

    Ребята, сейчас мы попробуем с вами  вместе написать устное сочинение данного вида по заданному тексту и цитате. Работу будем выполнять коллективно и согласно структуре написания сочинения. Вот такие работы у вас должны получиться.

    7.Работа с текстом( написание сочинения)

    Ребята, у  вас на партах лежит раздаточный материал:

    распечанный текст с цитатой, по которой вам необходомо самостоятельно написать своё собственное сочинение.

    -  Чтение текста учеником. У всех обучающихся тексты на партах.

              1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.

         2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина  - самая счастливая. 3) Отчего? 4) Ну, во-первых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7) При других – пожалуйста, потому что при других  только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.

         14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.

         15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:

         - 19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!

         20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна – радиодиктор, другая – теледиктор.

         24) Но разница между ними всё-таки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.

         - 26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. - 28) Это мама лицо вывеской называет. - 29) Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.

         31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды – взорвётся.

         33) Да что там говорить… 34) Счастливая – несчастливая. 35[a]) Это же не только от везения зависит, от выигрыша какого-то, это ведь не лотерея.

         36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.

         39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!

         43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45) Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. 46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.

         48) Выходит, несчастным и от доброты  тоже стать можно.

         49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. 51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но придумать ничего не может.

                                                                                                      (По А. Лиханову)

     - Работа над тезисом.

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

    И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

    ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ!

         Итак, начинаем писать сочинение с тезиса.

          Прочитаем тезис.

         И.А. Гончаров писал: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

    - Подчеркните, выделите ключевые слова цитаты.

    - Как вы понимаете эту фразу? Объясните.

         Напишите объяснение, используя речевые клише.

         Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык – это речь, способность говорить. Речь – один из видов общения. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному.

         Язык не только говор, речь, а ещё и чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры.

         По тому, как человек говорит, мы легко можем определить уровень образованности и воспитанности.

         Речь человека может продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту.  

         Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.

         Когда человек начинает говорить, он раскрывается перед собеседником.

         Писатели при помощи слов раскрывают внутренний мир героев.  

    1. Внимательно прочитайте текст.

    2. Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию.

    3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или

        применяйте цитирование.

    • Работа над аргументами.

    - Как вы думаете, какие можно привести примеры? Про кого будем писать? (Про Серёжу и про тётю Нину)

    - Обобщим характеристику и приведём примеры.

     Каков Серёжа?

     Какие предложения говорят о его характере, душе?

    1 пример

    внутренний мир героя (предложения 49, 51, 52))

    - В подтверждении тезиса приведу пример из текста.

    - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

    - В качестве примера приведу предложение… текста.

    - Рассмотрим предложение. В нём…

    - Проиллюстрировать это можно на примере … предложения.

    - В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения

    Абзац!

          Язык помогает понять внутреннее состояние человека: «Серёже делается жалко маму», «Сердце у него щемит от жалости» (предложения 49, 51). О роли слова в жизни человека говорится в предложении 52: «Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо…». Эти мысли Серёжи позволяют сделать вывод, что герой душевный, чуткий человек.

    - Напишите первый пример. Прочитайте.

    - Что вы можете сказать о тёте Нине?

    2 пример

    внутренний мир тёти Нины (предложения 10, 13, 39)

    - Ещё одним примером может стать предложение …

    - В качестве второго примера я хотел (а) бы привести …

    Абзац!

         С помощью языка можно подчеркнуть душевные качества человека. Предложения 10, 13 показывают нам, что тётя Нина умеет обаять людей: «Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная». Рассказчик размышляет о состоянии души героини в предложении 39. Эпитеты весёлая, лёгкая, добрая подчёркивают обаятельность тёти Нины.

    - Напишите второй пример. Прочитайте.

    •  Работа над выводом.

    Вывод

    - Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…»

    - Таким образом, утверждение Гончарова справедливо.

    - Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо.

    - Из всего выше сказанного следует…

    Абзац!

    - Напишите вывод.

    - Зачитывание 2-х сочинений вслух.

    Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте:

    - правильно ли разделён текст на абзацы;

    - не нарушена ли логика, связь слов;

    - нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых,

                                                       грамматических);

    - перепишите сочинение на чистовик аккуратным, разборчивым почерком.

    8. Подведение итогов.

    - Итак, сегодня на уроке мы обдумали ход работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Гораций прав. Перед написанием сочинения и после него необходимо всё обдумать.

    9.Осуществление рефлексии.

    1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

    2. Сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)

    3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

    4. Я ничего не понял. (2 балла)

    10.Д/З. Написать два  сочинение по пособию ОГЭ  Вариант    и       .

    Спасибо за работу!

     

       

     

     

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

    И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

    ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ!

    1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.

         2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина  - самая счастливая. 3) Отчего? 4) Ну, во-первых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7) При других – пожалуйста, потому что при других  только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.

         14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.

         15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:

         - 19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!

         20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна – радиодиктор, другая – теледиктор.

         24) Но разница между ними всё-таки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.

         - 26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. - 28) Это мама лицо вывеской называет. - 29) Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.

         31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды – взорвётся.

         33) Да что там говорить… 34) Счастливая – несчастливая. 35) Это же не только от везения зависит, от выигрыша какого-то, это ведь не лотерея.

         36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.

         39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!

         43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45) Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. 46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.

         48) Выходит, несчастным и от доброты  тоже стать можно.

         49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. 51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но придумать ничего не может.

                                                                                                      (По А. Лиханову)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

    Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...

    Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

    На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

    Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

    Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

    Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

    Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

    Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

    Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

    Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

    Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

    Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

    Материал, который предложен учащимся на факультативе, дает возможность отработать правильное построение сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, углубить знание в изучениии трех видов рассуждени...