Главные вкладки

    Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".
    рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

    Меркушева Надежда Николаевна

    Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные  теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и методику подготовки к выполнению  задания 25. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon el.kurs_11kl.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

      элективного курса «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение»

     по   русскому языку

    11  класс

    на 2015-2016 учебный год

                                                                                   

    Составитель: Меркушева Н.Н.,

                                                                                              учитель русского языка и литературы,

    первая квалификационная категория

                                           

    п.Коммунистический

    2015 г.


    Пояснительная записка

    Направленность программы – филологическая

    Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, на изучение курса отводится 1 час в неделю (35 часов в год).

    Актуальность – курс  необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает необходимость более качественной подготовки к экзамену в форме ЕГЭ по русскому языку.

    Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные  теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и методику подготовки к выполнению  задания 25.

    Цель: формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение - рассуждение).

    Задачи:

    - достижение коммуникативной грамотности (компетенции) выпускников: умение адекватно воспринимать  и анализировать  прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;

    - повышение уровня  общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение её выразить, вступая в диалог с автором текста.

      В соответствии с основными требованиями к выполнению 25 задания  по русскому языку работа по подготовке и созданию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
          1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации, а также — при наличии специального задания — информации о языковых особенностях исходного текста;
          2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
          3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
          Для решения первой задачи необходим многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка.
          Для решения второй и третьей задач требуется четко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

    Организация занятий стоится на основе выполнения практической, творческой   работы учащихся по разбору структуры сочинения-рассуждения, разбору заданий открытого банка

    Требования к уровню подготовки обучающихся  11 класса.

    Ученики должны

    знать:

    сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

    структуру сочинения – рассуждения.

    уметь:

    применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

    оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

    понимать и интерпретировать текст;

    создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

    аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

    Аттестация по курсу проводится в виде тренинга в формате ЕГЭ, после чего осуществляется индивидуальная коррекция ошибок.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Раздел

    Количество часов

    1

    Введение

    1

    2

    Проблема текста

    4

    3

    Комментарий к проблеме

    5

    4

    Авторская позиция

    5

    5

    Аргументация собственной позиции

    5

    6

    Композиция сочинения

    5

    7

    Речевое оформление сочинения

    5

    8

    Написание сочинений. Редактирование.

    Экспертиза (практикум)

    5

    Итого

    35

    Содержание программы.

    1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

    2. Работа над художественным текстом при подготовке к сочинению.

    Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

    3. Структура сочинения – рассуждения.

    4. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения.


    Календарно-тематическое планирование

    к   элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение»

     1час в неделю, всего 35 часов

    Раздел

    № ур

    Дата

    проведения урока планиру-

    емая

    Дата проведе-ния урока фактиче-ская

    Тема занятия

    Тип, форма занятия

    Планируемые результаты (по разделу)

    предметные

    метапредметные (УУД)

    Введение

    1

    2.09

    2.09

    Сочинение на ЕГЭ. Структура  сочинения – рассуждения.

    Лекция

    - Умение адекватно воспринимать и анализировать текст, создавать на основе собственное высказывание, выбирая необходимый тип и стиль речи, соблюдая нормы литературного языка;

    - композиционно – речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ

    - выявление, осмысление и интерпретация смысловой информации;

    - определение личностной позиции и умение выразить её;

    - умение обосновывать суждения, приводить доказательства.

    Проблема текста

    2

    9.09

    9.09

    Типы проблем, способы выявления проблемы.

    Лекция

    3

    16.09

    16.09

    Выбор, формулирование проблемы

    Практическая работа

    4

    23.09

    23.09

    Анализ типичных ошибок при нахождении проблемы.

    Практическая работа

    5

    30.09

    30.09

    Практическая работа. Нахождение проблемы в тексте.

    Практическая работа

    Комментарий к проблеме

    6

    7.10

    7.10

    Виды комментариев. Типовые конструкции для комментирования проблемы

    Лекция

    7

    14.10

    14.10

    Введение цитат в текст сочинения

    Практическая работа

    8

    21.10

    21.10

    Анализ типичных ошибок

    Практическая работа

    9-10

    28.10

    11.11

    28.10

    11.11

    Практическая работа. Вступление  к сочинению –рассуждению. Написание комментария.

    Практическая работа

    Авторская позиция

    11

    18.11

    18.11

    Авторская позиция. Средства выражения

    Лекция

    12

    25.11

    25.11

    Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

    Комбинированное занятие

    13

    2.12

    2.12

    Формулирование  авторской позиции

    Практическая работа

    14-15

    9.12

    16.12

    9.12

    16.12

    Практическая работа. Написание вступления, комментария, позиции автора к тексту.

    Практическая работа

    Аргументация

    собственной позиции

    16

    23.12

    23.12

    Виды аргументов

    Лекция

    17

    13.01

    13.01

    Структура аргумента

    Лекция

    18

    20.01

    20.01

    Отработка навыков аргументации.

    Практическая работа

    19-20

    27.01

    3.02

    27.01

    3.02

    Комплексный анализ текста.

    Практическая работа

    Композиция сочинения

    21

    10.02

    10.02

    Композиция. Соотношение и последовательность частей сочинения

    Лекция

    22

    17.02

    17.02

    Средства связи между предложениями в тексте

    Практическая работа

    23

    24.02

    24.02

    Виды и формы вступления и заключения

    Практическая работа

    24-25

    2.03

    9.03

    2.03

    9.03

    Комплексный анализ текста.

    Практическая работа

    Речевое оформление сочинения

    26

    16.03

    16.03

    Грамматические ошибки

    Практическая работа

    27

    30.03

    30.03

    Речевые ошибки

    Практическая работа

    28

    6.04

    06.04

    Логические, фактические ошибки

    Практическая работа

    29-30

    13.04

    20.04

    13.04

    20.04

    Тренинг в формате ЕГЭ. Ин-

    дивидуальная  коррекция оши-

    бок.

    Практическая работа

    Написание

    сочинения-рассуждения

    31-35

    27.04

    4.05

    11.05

    18.05

    25.05

    27.04

    04.05.

    11.05

    18.05

    25.05

    Написание, редактирование, экспертиза сочинения- рассуждения.

    Критерии  оценки сочинения. Анализ

     готового сочинения  по критериям оценки.

    Практическая работа


    Список литературы

    1.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

    2.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

    3.О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. – Москва: Просвещение, 2013.

    4.Сайт ФИПИ (демоверсия ЕГЭ)

    Образовательные электронные ресурсы:

    1.www.ege.edu.ru

    2.http//www.fipi.ru

    3.http://neznaika.pro


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

        Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

    Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

    Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

    ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

    ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За од...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

    Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

    Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.

    Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - &laq...