Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - «Развитие связной речи учащихся». Основная цель данного элективного курса - повышение качества образования в условиях введения итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ; написание сочинения-рассуждения формата ЕГЭ на основе прочитанного текста – создание письменных работ, соответствующих контрольным функциям итогового сочинения  и  экзамена по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_rya_11_sochinenie-rassuzhdenie._teoriya_i_praktika.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения

И.С. Шадрина

__.09.2018 год

«Согласовано»

Заместитель директора

Т.В. Мирошникова

__.09.2018 год

«Утверждено»

Директор школы

А.В. Белкина

__.09.2018 год

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

 «Сочинение-рассуждение. Теория и практика»

11 класс

Количество часов в год: 35, в неделю – 1

ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:

            И.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» для обучающихся 11 класса муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
  4. Учебного  плана НРМОБУ «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - «Развитие связной речи учащихся».

Основная цель данного элективного курса - повышение качества образования в условиях введения итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ; написание сочинения-рассуждения формата ЕГЭ на основе прочитанного текста – создание письменных работ, соответствующих контрольным функциям итогового сочинения  и  экзамена по русскому языку.

Цели курса:

- Развитие речемыслительного потенциала каждого выпускника через написание эссе и сочинение-рассуждение.

- Развитие творческих способностей учащихся.

- Развитие связной монологической речи.

- Развитие логического мышления.

- Развитие способности к самостоятельной деятельности.

- Воспитание любви к родному языку.

Задачи курса:

  • обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
  • совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
  • развитие продуктивного мышления через анализ текста;
  • творческое осмысление полученных знаний и их перенесение на личный опыт учащихся.

Особенностью данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности  на каждом занятии, какой бы теме оно ни было посвящено.

Отличительной особенностью данной программы также является акцентирование  внимания на наиболее характерных типичных ошибках в творческих работах учащихся.

Планируемые результаты

В результате изучения элективного курса «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» выпускник научится:

  • понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
  • определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
  • оценивать позицию автора, на этой основе  формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
  • выстраивать композицию  письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
  • выбирать нужный для конкретного сочинения стиль и тип речи;
  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  • соблюдать нормы литературного языка: лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные;
  • самостоятельно определять свою личностную позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Технологии  проведения занятий

- семинар,

- конференция,

- исследование,

- практическая работа.

Виды деятельности учащихся

        - коллективная (фронтальная) работа,

- кооперативно-групповая работа,

- индивидуальная (самостоятельная) практическая работа

Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного элективного курса учащийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

– виды комментария;

– основные особенности выпускного сочинения;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

Календарно-тематическое планирование

№        

Тема занятия

Вид занятия

Коли

чество часов

Виды

самостоятельной работы

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1.Введение.

1

Особенности выпускного сочинения в 2018-2019 году

Урок формирования новых знаний

1

06.09

06.09

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

2

Структура, план, признаки эссе.

Урок формирования новых знаний

1

Написание литературно-критического эссе  

13.09

13.09

3

Классификация эссе

Урок формирования новых знаний

1

Написание личностного эссе в форме письма

20.09

20.09

4

Требования к написанию выпускного эссе.

Урок формирования новых знаний

1

Подбор художественного материала к тематическим направлениям

27.09

27.09

5

Критерии оценивания эссе

Урок формирования новых знаний

1

Подбор художественного материала к тематическим направлениям

04.10

04.10

6-7

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Отцы и дети»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

11.10

18.10

11.10

18.10

8-10

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Мечта и реальность»

Практикум

3

Аргументация по тематическому направлению

25.10

08.11

15.11

25.10

08.11

15.11

11-13

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Месть и великодушие»

Практикум

3

Аргументация по тематическому направлению

22.11

29.11

06.12

22.11

29.11

06.12

14-15

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Доброта и жестокость»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

13.12

20.12

13.12

20.12

16-17

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Искусство и ремесло»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

27.1210.01

27.1210.01

Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

18-19

Особенности написания сочинения-рассуждения.

Тезис. Проблема. Аргументы.

Практикум

2

Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста.

17.0124.01

17.0124.01

20

Варианты вступительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание вступительной части

31.01

31.01

21

Схема основной части сочинения-рассуждения.

Урок формирования новых знаний

1

Написание основной части

07.02

07.02

22

Варианты заключительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание заключительной части

14.02

14.02

23-24

Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении.

Комбинирован

ный урок

2

Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения.

21.02

28.02

21.02

28.02

25-26

Комментирование проблемы

Практикум

2

Подбор примеров-аргументов

07.03

14.03

07.03

14.03

27-28

Аргументация собственного мнения

Практикум

2

Подбор тематических аргументов

21.03

04.04

21.03

04.04

29

Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

Комбинирован

ный урок

1

Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

11.04

11.04

30

Понимание и интерпретация содержания исходного текста.

Практикум

1

Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года.

18.04

18.04

31-32

Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.

Практикум

2

Контрольная работа.

25.04

16.05

25.04

13.05

33-34

Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.

Практикум

2

Контрольная работа.

23.05

30.05

13.05

16.05

35

Анализ сочинения

Практикум

1

Оценивание своего сочинения-рассуждения.

06.06

24.05

3. Список литературы

1.Сочинение11 РФ: всё о выпускном сочинении:  https://sochinenie11.ru/ 

2.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

3.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 2008 с.

4. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

5. ФИПИ, Рекомендации. https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie