Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Маслова Татьяна Викторовна

Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ- средняя общеобразовательная школа с. Минаевки

Асиновского района Томской области

П Р О Г Р А М М А

элективного курса

«Сочинение-миниатюра: особенности и трудности»

(11класс. 17 часов)

 

                                                Составитель:

Маслова Татьяна Викторовна

             учитель русского языка  и литературы

Пояснительная записка.

В последнем задании (часть С) предлагается написать краткий отзыв о прочитанном тексте, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором. Кроме того, необходимо оценить речевое оформление  текста, отметить наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли.

Третье задание, которое проверяет умение анализировать содержание исходного текста, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка, традиционно оказывается для учащихся наиболее сложным.

Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению

Задание третьего типа с открытым развернутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции - знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и написания собственных высказываний (текстов), адекватных целям и ситуациям общения. Оно проверяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать  содержание читаемого текста;

3) умение анализировать форму текста;

4) умение выражать собственную позицию;

5) умение последовательно излагать мысли;

6) умение использовать в речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

7) орфографические и пунктуационные умения;

8) владение нормами современного литературного языка.

Третья часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.

Цель данной программы - дать учащимся возможность успешно подготовиться к написанию сочинения – рассуждения.

                                                         

Задачи

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то

  же время навыки создания текстов;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с

  одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их

  признаках, правилах их использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и

  умений при работе с исходным текстом;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся;

- ликвидировать по возможности индивидуальные пробелы школьного

  образования.

Умения и навыки

Учащиеся должны уметь:

- распознавать текст по его обязательным признакам;

- различать типы и средства связи;

- различать типы речи;

- определять стили речи по их характерным признакам и свойствам;

- анализировать текст с точки зрения тематики и проблематики;

 - определять позицию автора текста;

- определять средства выразительности;

- соблюдать речевые и языковые нормы;

- создавать собственный тексты в соответствии с критериями оценки

  части С ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности»

Дата

Тема

Час

Прим.

сентябрь

1. Текст и его строение. Признаки текста Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность

1

2. Тематика и проблематика текста. Название – ключ к пониманию текста

1

3. Типы речи. Их тематические и структурные признаки. Повествование. Описание. Рассуждение.

1

4. Выразительность русской речи Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

1

5.Часть С. Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению. Критерии оценки сочинения рассуждения

1

6. К1. Понимание содержания исходного текста (ИТ). Формулировка проблем ИТ

1

7.Как определить основные положения содержания ИТ и избежать пересказа. Комментарий к сформулированной проблеме ИТ  (К2)

1

ПР

8. К3. Отражение позиции автора ИТ. Как выявить позицию автора?

1

ПР

9. Практическая работа по анализу текста

1

ПР

10. К4. Изложение собственного мнения по проблеме. Как аргументировать свою позицию. Какие аргументы можно использовать в сочинении

1

11. Практическая работа по аргументированию собственного мнения

1

ПР

12.К5. Смысловая цельность и композиционная стройность сочинения

1

13. Как начать сочинение

1

14. Как закончить сочинение

1

15. Общие рекомендации к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Правила оформления работы

1

16-17. Итоговое сочинение-рассуждение по ИТ

2

ПР

Литература:

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 2000.
  2. Единый государственный экзамен по русскому языку: эта непростая часть С…: Метод. пособие для учителя. – Воронеж: - ВОИПКРО, 2003.

  1. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Колупаева О.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) – Томск: ТПУ ЦДП, 2005.
  3. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. - М.: Флинта: Наука, 1999.
  4. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение - М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Решение тестовых заданий", 10 класс

Данное элективный курс позволяет начать планомерную подготовку к ЭГЕ. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)....

Рабочая прграмма элективного курса по русскому языку "Культура речи" в 10 классе

Программа базируется на программно- методических материалах М. Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа, М., 2001 г.)....

Программа элективного курса по русскому языку «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в 9 классе.

Курс ориентироан на учащихся 9-10 классов.Основным учебным пособием является пособие по развитию речи Быстровой Е.А. "Диалог культур на уроках русского языка"....

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов

Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс

Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...

Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса

Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...