Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по русскому языку. 11 класс. | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ- средняя общеобразовательная школа с. Минаевки
Асиновского района Томской области
П Р О Г Р А М М А
элективного курса
«Сочинение-миниатюра: особенности и трудности»
(11класс. 17 часов)
Составитель:
Маслова Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
В последнем задании (часть С) предлагается написать краткий отзыв о прочитанном тексте, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором. Кроме того, необходимо оценить речевое оформление текста, отметить наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли.
Третье задание, которое проверяет умение анализировать содержание исходного текста, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка, традиционно оказывается для учащихся наиболее сложным.
Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению
Задание третьего типа с открытым развернутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции - знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и написания собственных высказываний (текстов), адекватных целям и ситуациям общения. Оно проверяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:
1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
2) умение анализировать содержание читаемого текста;
3) умение анализировать форму текста;
4) умение выражать собственную позицию;
5) умение последовательно излагать мысли;
6) умение использовать в речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
7) орфографические и пунктуационные умения;
8) владение нормами современного литературного языка.
Третья часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.
Цель данной программы - дать учащимся возможность успешно подготовиться к написанию сочинения – рассуждения.
Задачи
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то
же время навыки создания текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их
признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и
умений при работе с исходным текстом;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся;
- ликвидировать по возможности индивидуальные пробелы школьного
образования.
Умения и навыки
Учащиеся должны уметь:
- распознавать текст по его обязательным признакам;
- различать типы и средства связи;
- различать типы речи;
- определять стили речи по их характерным признакам и свойствам;
- анализировать текст с точки зрения тематики и проблематики;
- определять позицию автора текста;
- определять средства выразительности;
- соблюдать речевые и языковые нормы;
- создавать собственный тексты в соответствии с критериями оценки
части С ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности»
Дата | Тема | Час | Прим. |
сентябрь | 1. Текст и его строение. Признаки текста Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность | 1 | |
2. Тематика и проблематика текста. Название – ключ к пониманию текста | 1 | ||
3. Типы речи. Их тематические и структурные признаки. Повествование. Описание. Рассуждение. | 1 | ||
4. Выразительность русской речи Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | 1 | ||
5.Часть С. Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению. Критерии оценки сочинения рассуждения | 1 | ||
6. К1. Понимание содержания исходного текста (ИТ). Формулировка проблем ИТ | 1 | ||
7.Как определить основные положения содержания ИТ и избежать пересказа. Комментарий к сформулированной проблеме ИТ (К2) | 1 | ПР | |
8. К3. Отражение позиции автора ИТ. Как выявить позицию автора? | 1 | ПР | |
9. Практическая работа по анализу текста | 1 | ПР | |
10. К4. Изложение собственного мнения по проблеме. Как аргументировать свою позицию. Какие аргументы можно использовать в сочинении | 1 | ||
11. Практическая работа по аргументированию собственного мнения | 1 | ПР | |
12.К5. Смысловая цельность и композиционная стройность сочинения | 1 | ||
13. Как начать сочинение | 1 | ||
14. Как закончить сочинение | 1 | ||
15. Общие рекомендации к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Правила оформления работы | 1 | ||
16-17. Итоговое сочинение-рассуждение по ИТ | 2 | ПР |
Литература:
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 2000.
- Единый государственный экзамен по русскому языку: эта непростая часть С…: Метод. пособие для учителя. – Воронеж: - ВОИПКРО, 2003.
- Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
- Колупаева О.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) – Томск: ТПУ ЦДП, 2005.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. - М.: Флинта: Наука, 1999.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение - М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Решение тестовых заданий", 10 класс
Данное элективный курс позволяет начать планомерную подготовку к ЭГЕ. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)....
Рабочая прграмма элективного курса по русскому языку "Культура речи" в 10 классе
Программа базируется на программно- методических материалах М. Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа, М., 2001 г.)....
Программа элективного курса по русскому языку «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в 9 классе.
Курс ориентироан на учащихся 9-10 классов.Основным учебным пособием является пособие по развитию речи Быстровой Е.А. "Диалог культур на уроках русского языка"....
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов
Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...
Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса
Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ «Новые литературные имена Пермского края »
Каждое слово хочет, чтобы его сказали....