Рабочая прграмма элективного курса по русскому языку "Культура речи" в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Вагизова Альфия Нурмихаммятовна

Программа базируется на программно- методических материалах М. Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа, М., 2001 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv-_10-_11_baranov._kultura_rechi.docx83.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                                  «Утверждено»        

Руководитель ШМО                      Зам. директора по УР                       Директор МБОУ

______/ Г.М.Зиннатуллина/           МБОУ «Кемеш- Кульская СОШ»   «Кемеш- Кульская СОШ»                                                                                                    

                                                     _____/Е.А.Миннекаева/                       _____ /Д.Т./Кашапова/

Протокол №1                                 от «26» августа 2011 г.                                  Приказ №1/6

от «26» августа 2011 г.                                                                             от «1» сентября 2011г.

                                                             

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

 «Культура речи»

для учащихся 10 класса

Вагизовой Альфии Нурмихаммятовны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Кемеш- Кульская СОШ»

Мамадышского муниципального района РТ

                                                                           

                                                                                                                   Рассмотрено на заседании                

                                                                                                           педагогического совета

                                                                                                           протокол №  1      

                                                                                                 от «29»   августа 2011г.        

2011-2012

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(Автор программы М.Т. Баранов)

Раздел I. Статус документа

              Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку М.Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: изд. «Дрофа», Москва, 2001 г.), которая   соответствует   стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения. В 10 классе учащиеся могут взглянуть на русский язык по- новому: через систематизацию пройденного в 5- 9 классах материала, объединенного блоками, усвоение его посредством логико- предметных категорий и изучение нормы культуры речи и правописания. Реализация программы обеспечивает закрепление орфографических  умений, формирования трех  видов компетенции: языковой, коммуникативной и лингвистической, что создаёт условия для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Программа включает в себя сведения о разделах науки и об ученых- лингвистах, внесших заметный вклад в изучение русского языка. В программу введены сведения о школьных словарях русского языка. Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля. Программный материал составлен и адаптирован учителем русского языка и литературы Вагизовой А.Н. с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы. По учебному плану МБОУ «Кемеш – Кульская СОШ» на 2011-2012 учебный год на изучение предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 классе отводится  35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что учебные дни совпадают с праздничными (1.09; 23.02; 8.03; 1.05; 9.05) выполнение содержательной части программы уплотнено и реализуется за     34 часа.

Раздел II. Структура документа

    Документ включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

При составлении программы были использованы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык  -  М.: Дрофа, 2007
  2. Программно- методические материалы «Русский язык- 10- 11 классы». Л. М. Рыбченкова, 2001 года.
  3. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку.
  4. Нормы оценки знаний по русскому языку.

Тематическое планирование составлено на основании содержания  учебных программ, программно- методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки РТ на 2011 – 2012 учебный год.

Раздел III. Цель обучения:

  1. формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой речи;
  2. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  3. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  6. повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

     Задачи преподавания:

        Элективный курс по русскому языку в 10 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков. К задачам курса относятся:

  1. систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
  2. обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
  3. систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
  4. углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
  5. формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  6.  развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.

Раздел IV. Требования к подготовке учащихся:

     Учащиеся должны уметь:

- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;  

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;

- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные  и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.

   аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  4. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  2. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  3. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  4. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

     Учебно- методический комплекс выбран в соответствии с рекомендациями Министерства Образования и науки Республики Татарстан с учетом индивидуального подхода в обучении и рассчитан на углублённый уровень освоения знаний. 

     Базовый учебник для учителя и учащихся:

    Программно- методические материалы. /Русский язык 10- 11 классы/ Л. М. Рыбченкова- Москва: «Дрофа», 2001 г.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I: Повторение пройденного в 5- 9 классах (2 часа)

Тема 1. Сведения о единицах языка. Единицы языка, их взаимосвязи в языке, функционирование в речи.

Тема 2. Слово и предложение. Предложение, его строение. Пунктуация в предложении. Предложение и текст.

РАЗДЕЛ II: Сведения о функционировании языковых средств в предложении и тексте. Язык и письмо (1 ч).

Тема 3. Две формы существования русского языка (устная и письменная). Русское письмо и русская орфография. Связь русской орфографии со всеми сторонами русского языка. Правописная и речевая грамотность — пока затели общей культуры человека. Русская орфография в историческом развитии. Роль В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, В. П. Светова в становлении русских орфографических норм.

РАЗДЕЛ III: Орфография (32ч.).

Разделы и принципы русской орфографии (7 ч).

Тема 4. Назначение орфографии. Разделы русской орфо графии. Принципы русской орфографии в каждом из ее разделов.

Тема 5. Своды орфографических правил. Реформы русской орфографии. Орфографические словари русского языка. Современные лингвисты, внесшие заметный вклад в разработку  проблем русской орфографии.

Тема 6.Единица русской орфографии. Два типа написаний в словах. Буквы своего звука в слове. Буквы не своего звука в слове. Орфограмма — единица орфографии. Орфографическая ошибка.

Тема 7. Типы и виды орфограмм. Типы орфограмм по графическому начертанию: буквенные и небуквенные написания (пробелы, де фисы, контакты, черточки). Место орфограмм в слове: буквенных — в морфеме, небуквенных — между морфемами и словами.

Тема 8. Виды орфограмм по их соотнесенности с орфогра фическими правилами. Вариантные и безвариантные орфограммы.

Тема 9. Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки. Связь орфографии со всем языком. Языковые особенности слов, от которых зависит выбор орфо граммы: фонетические, структурные, морфологические, синтаксические и семантические. Орфографическое правило. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Приметы в словах (опознавательные признаки), указывающие на орфограмму («точку» применения правила). Орфографические словари (справочный, пояснительный и др.).

Тема 10. Контрольная работа 1 (промежуточная).        

- Выбор орфограмм по сильной позиции гласных и согласных в приставках и корнях слов. Сильная позиция гласных под ударением (не поело шипящих и ц); слабая позиция гласных без ударения, после шипящих и ц. Сильная позиция со- гласных перед гласными, перед в, л, м, н,р, й; слабая полиция согласных на конце слова, в стечении согласных.

Способы проверки гласных и согласных в приставках

(кроме приставок на з (с) и пре        при-) и корнях

слов в слабых позициях. Виды орфограмм, относящихся к этой группе. Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Трудные вопросы орфографии русского языка (26 ч.).

Тема 11. Чередующиеся гласные в корнях слов.

Корень как морфема в слове. Условия выбора че редующихся букв о и а, е и и. Виды орфограмм, отно сящихся к этой группе.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Контрольная работа 1 (промежуточная).        

Тема 12. Орфограммы в приставках на з (с) и пре- при-.

Приставка как морфема в слове. Фонетический и семантический принцип, регулирующий выбор букв в указанных приставках.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Тема 13.  Орфограммы — гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц 

Тема 14. Практикум. Орфограммы — гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц 

Шипящие и ц как опознавательные признаки для гласных, находящихся после них. Гласные после шипящих в корнях слов; исключения из правила. Гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях слов; учет ударения на гласной после шипящих. Опора на беглость гласной при проверке орфограмм о и е в суффиксе существительных –ок- (-ек-).

Условия выбора гласных букв после ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Виды орфограмм, от носящихся к этой группе.

Орфограммы — гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц 

Тема 15. Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Тема 16. Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов. Буква к перед гласными в конце слова как опозна вательный признак данных орфограмм.

Две буквы к в словах, образованных от слов с основой на н; в суффиксах, пишущихся с двумя н, в словах, образованных от других слов с двумя буквами к; в суффиксах слов-исключений. Одна буква н в суффиксах прилагательных, пи шущихся с одной буквой н (-ан/-ян\ -ин и др.); в кратких формах причастий и прилагательных, об разованных от полных форм с одной буквой к (скучный — скучна).

Тема 17. Практикум. Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов. Виды орфограмм, относящихся к этой группе. Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Тема 18. Практикум. Орфограммы- гласные буквы в окончаниях склоняемых слов.

Тема 19. Практикум. Орфограммы- гласные буквы в окончаниях склоняемых слов.

Тема 20. Практикум. Гласные буквы в окончаниях склоняемых слов.

 Тема 21. Контрольная работа 2 (промежуточная).        

Тема 22. Орфограммы- гласные буквы в окончаниях глаголов.

Тема 23. Практикум. Орфограммы- гласные буквы в окончаниях глаголов.

Тема 24. - Буквы О- А на конце наречий .

Тема 25. Практикум. Буквы О- А на конце наречий.

Тема 26. Буквы ъ и ь (не после шипящих).

Тема 27. Практикум. Буквы ъ и ь (не после шипящих).

- Звук [й'] после согласной в словах как опознава тельный признак разделительных ъ и ь. Условия выбора разделительных ъ и ь.

Буква ь как средство обозначения мягкости пред шествующего согласного. Опознавательные признаки данной орфограммы (наличие мягких согласных на конце слова; стечение согласных, в которые входит мягкий согласный; -тся и –ться — [ца] на конце глаголов). Условия использования и неиспользования неразделительного ь.

Трудные случаи в применении соответствующих правил.

Тема 28. Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных.

Тема 29. Практикум. Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных. Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных.

Опознавательный признак орфограмм данной группы. Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Тема 30. Дефисы в словах и между словами.

Дефисные написания в разных частях речи и между словами. Место дефисных написаний — между морфемами. Опознавательные признаки дефисных написаний. Условия выбора дефисных написаний. Виды орфограмм, относящихся к данной группе.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Тема 31. Слитные и раздельные написания в разных частях речи.

Слитные и раздельные написания в разных частях речи.

Опознавательные признаки контактов (слитных написаний) и пробелов (раздельных написаний). Слитные и раздельные написания в сложных словах самостоятельных частей речи, а также в служебных словах. Слитные и раздельные написания в словах с не и ни.

Употребление больших и маленьких букв. Сферы употребления больших букв. Опознава тельные признаки данной орфограммы. Условия выбора больших букв.

Тема 32. Контрольная работа 3 (промежуточная).        

Контрольная работа 3 (промежуточная).

Тема 33. Анализ ошибок в итоговой контрольной работе.

Тема 34. Итоговая контрольная работа. Тестирование.

Тема 35. Анализ ошибок в итоговой контрольной работе.

Расписание учебного времени

Распределение учебного времени

Кол-во  часов

1

Всего часов по учебному плану

35

2

Количество часов в неделю

1

3

Запланировано на 1 четверть

9

4

Запланировано на 2 четверть

7

5

Запланировано на 3 четверть

10

6

Запланировано на 4 четверть

9

Планирование учебного материала

  №

Содержание

Кол-во часов

Кол-во провероч-ных работ

  1

Повторение пройденного в 5- 9 классах.           

2

  2

Сведения о функционировании языковых средств в предложении и тексте. Язык и письмо.

1

  3

Разделы и принципы русской орфографии.

   

7

1

  4

Трудные вопросы орфографии.

25

3

  5

Итого:

35

4

  6

Лекции

8

  7

Практикумы

21

  8

Контроль знаний

4

Календарно-тематическое планирование

  №

По плану

Факти-

чески

Тема

Вид урока

Раздел 1.  Повторение пройденного в 5- 9 классах (2 час.)            

   1

5.09.

Единицы языка.

Лекция

   2

12.09.

Слово и предложение. Пунктуация.

Практикум

Раздел II. Язык и письмо. (1 час)

   3

19.09.

Две формы существования русского языка (устная и письменная).

Практикум

Раздел III. Разделы и принципы русской орфографии(7 ч).

   4

26.09.

Назначение орфографии. Разделы русской орфо графии. Принципы русской орфографии в каждом из ее разделов.

Лекция

   5

3.10.

Своды орфографических правил. Реформы русской орфографии. Орфографические словари русского языка. Современные лингвисты, внесшие заметный вклад в разработку  проблем русской орфографии.

Практикум

   6

10.10.

Единица русской орфографии.

Лекция

   7

17.10.

Типы и виды орфограмм по графическому начертанию.

Практикум

   8

24.10.

Типы и виды орфограмм по их соотнесенности с орфографическими правилами.

Практикум

   9

31.10.

Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки.

Практикум

  10

14.11.

Контрольная работа 1 (промежуточная). Тестирование.        

Контроль знаний

Раздел IV. Трудные вопросы орфографии (24 ч.).

  11

21.11.

Чередующиеся гласные в корнях слов

Практикум

  12

28.11.

Орфограммы в приставках на з (с) и пре- при-

Практикум

  13

5.12.

Орфограммы — гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц

Лекция

  14

12.12.

Практикум. Орфограммы — гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц.

Практикум

  15

19.12.

Трудные случаи в применении орфографического правила.

Практикум

  16

26.12.

Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов.

Практикум

  17

16.01.

Практикум. Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов. 

Практикум

  18

23.01.

Орфограммы- гласные буквы в окончаниях склоняемых слов.

Лекция

  19

30.01.

Практикум. Орфограммы- гласные буквы в окончаниях склоняемых слов.

Практикум

  20

6.02.

Практикум. Гласные буквы в окончаниях склоняемых слов.

Практикум

  21

13.02.

Контрольная работа 2 (промежуточная). Тестирование.        

Контроль знаний

  22

20.02.

Орфограммы- гласные буквы в окончаниях глаголов.

Лекция

  23

27.02.

Практикум. Орфограммы- гласные буквы в окончаниях глаголов.

Практикум

  24

5.03.

Буквы О- А на конце наречий .

  25

12.03.

Практикум. Буквы О- А на конце наречий.

Практикум

  26

19.03.

Буквы ъ и ь (не после шипящих).

Практикум

  27

2.04.

Практикум. Буквы ъ и ь (не после шипящих).

Лекция

  28

9.04.

Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных.

Практикум

  29

16.04.

Практикум. Буква ь после шипящих на конце слов и в стечении согласных.

Лекция

  30

23.04.

Дефисы в словах и между словами.

Практикум

  31

30.04.

Слитные и раздельные написания в разных частях речи. Употребление больших и маленьких букв

Практикум

  32

7.05.

Контрольная работа 3 (промежуточная). Тестирование.        

Контроль знаний

  33

14.05.

Анализ ошибок в итоговой контрольной работе.

Практикум

  34

21.05.

Итоговая контрольная работа.

Тестирование.

Контроль знаний

  35

28.05.

Анализ ошибок в итоговой контрольной работе.

Практикум

Литература для учителя

  1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык. 10- 11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
  2. Абакумов С. И. Методика пунктуации. — М., 1954.
  3. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. — М., 1987.
  4. Валгина Н. С. Современный русский язык:  Пунктуация. —     М., 1989.
  5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского язы ка. — М„ 1978.
  6. Григорьева Т. М. Русское письмо: от реформ графики к реформе орфографии. — Красноярск, 1996.
  7. Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. — 2-е изд. — М., 1976.
  8. Иванова В. Ф. История и принципы русской пункту ации. — Л., 1962.
  9. Кузьмина С. М. Теория русской орфографии. — М., 1981.
  10. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
  11. Рождественский Н. С. Свойства русского правопи сания как основа методики его преподавания. — М., 1960.
  12.  Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфогра фии. — М., 1994.

Литература для учащихся

  1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-спра вочник. — М., 1995.
  2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
  3. Ф и р с о в Г. П. Значение работы над интонацией для ус воения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.
  4. Ш а п и р о А. Б. Современный русский язык: Пунктуация.

—      М., 1966.

   5. Ш а п и р о А. Б. Русское правописание. — М., 1951.

  6. Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация:  Система и ее функционирование /  

   Отв. ред. Ю. Н. Караулов. — М„ 1988.

  7.Панов М. В. И все-таки она хорошая. — М., 1964.

    8. Правила русской орфографии и пунктуации. — М., 1956.

Школьные словари

  1. У ш а к о в Д. Н., К р ю ч к о в С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся  

общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.        43-е изд. — М., 2001.

   2. Л и н а т у х и н М. С., С к о р л у п о в с к а я Е. В.,    Снеткин ГП. Школьный толковый  

    словарь русского языка. —   М., 1999.

  3.Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь  

    иностранных слов / Под ред. II  И в а н о в а . — 4 - е изд. — М., 1999.

    4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.- М., 1997.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10 класса.

Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий.
  4.  1С:Репетитор. Русский язык.

                                                                           Интернет - сайты:

  1. http://www.mytests.ru/                 4.  http://www.superidea.ru/tm.htm/
  2. http://www.koob.ru/memory/      5. http://www.koob.ru/superlearning/
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/         6. http://www.psy-files.ru/


11 класс

(1 ч в неделю; 35 ч)

Повторение пройденного в 10 классе (2 ч)

Единицы русского языка. Разделы и принципы русской орфографии. Единица русской орфографии —

орфограмма; орфографическая ошибка. Типы орфо грамм по графическому виду.

Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограмм; орфографическое правило.

Пунктуация и речь (1 ч)

Пунктуация как раздел науки о языке. Назначение русской пунктуации, ее связь с речью. Пунктуация в изолированном предложении и тексте.

Русская пунктуация в историческом развитии. Видные лингвисты, внесшие значительный вклад в разработку проблем пунктуации: М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, С. И. Абакумов, А. Б. Шапиро, Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булахов- ский.

Единица

русской пунктуации (2 ч)

Основная и дополнительная информация в пред ложении. Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации. Виды смысловых отрезков, несущих информацию, которая требует выделения ее знаками препинания: слово, словосочетание, предложение.

Синтаксическое оформление смысловых отрезков. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка.

Знаки препинания и их функции (1 ч)

Липки препинания в изолированном предложении и в тексте. Завершение, выделение и разделение частей изолированного предложения и текста.

Принципы русской пунктуации (1 ч)

Пунктуация и синтаксис (грамматика). Пункту- мция и смысл высказывания. Пунктуация и интонация. Взаимосвязь принципов пунктуации в процессе пунктуационного оформления коммуникативных единиц (предложения и текста). Сфера действия принципов пунктуации.

Видные отечественные лингвисты, внесшие зна чительный вклад в разработку принципов русской пунктуации: Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот, Л. В. Щерба, Д. М. Пешковский.

Свод пунктуационных правил.

Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания (2 ч)

Грамматические и смысловые приметы (признаки) смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания. Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте.

Знаки завершения в изолированном предложении и тексте (6 ч)

Знаки завершения в изолированном предложении и тексте. Условия выбора знаков завершения. Опо знавательные признаки смыслового отрезка, требующие применения знаков завершения.


Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения.

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения.

Знаки выделения в простом предложении (6 ч)

Виды дополнительной информации в простом предложении. Смысловые отрезки простого предло жения, несущие дополнительную информацию.

Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих дополнительную ин формацию. Опознавательные признаки смысловых отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия выбора знаков выделения.

Названия (виды) пунктуационных правил, регу лирующих выбор знаков выделения.

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения.

Знаки разделения в предложении и тексте (6 ч)

Смысловые отрезки предложения и текста, тре бующие разделения знаками препинания; их синтак сическое оформление. Грамматико-смысловые значе ния, возникающие между смысловыми отрезками, разделяемыми знаками препинания.

Знаки препинания, используемые для разделения смысловых отрезков в предложении и тексте. Опоз навательные признаки смысловых отрезков, разде ляемых знаками препинания. Условия выбора знаков разделения.

Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения.

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения.

Культура речи (1 ч)

Две стороны культуры речи: правильность и уме стность выбора языковых средств.

Правильность речи (3 ч)

Литературный язык и его нормы. Языковая норма и языковая ошибка. Оценка нормы: правильно- неправильно; допустимо то и другое (вариативность нормы). Произносительные нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы.

Виды языковых ошибок, возникающих под влиянием внешних факторов (диалектные, просторечные, ненужные заимствования иностранных слов). Словари правильности русской речи.

Видные ученые-лингвисты, внесшие значительный вклад в разработку проблем культуры речи М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, В. И. Члрнмнн'п, Д. Н. Ушаков, С. П. Обнорский, Л И III. рПи Е. С. Истрина, В. В. Виноградом. Р И Дин        им и др.

Речевое мастерство (3 ч)

Две стороны речевого мастерства. Выбор из су ществующих вариантов подходящих, более уместных языковых средств речи (в соответствии с темой, замыслом, стилем, адресатом (получателем).

Поэтическое мастерство. Роль выдающихся писа телей, поэтов, ученых, общественных деятелей в ста новлении русского литературного языка.

Повторение

и систематизация пройденного (1ч)

ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Абакумов С. И. Методика пунктуации. — М., 1954.

Алгазина Н. Н. Формирование орфографических на выков. — М., 1987.

Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. — М., 1989.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.


Горбачевич К. С. Нормы современного русского язы ка. — М„ 1978.

Григорьева Т. М. Русское письмо: от реформ графики к реформе орфографии. — Красноярск, 1996.

Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. — 2-е изд. — М., 1976.

Иванова В. Ф. История и принципы русской пункту ации. — Л., 1962.

Кузьмина С. М. Теория русской орфографии. — М., 1981.

Панов М. В. И все-таки она хорошая. — М., 1964.

Правила русской орфографии и пунктуации. — М., 1956.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

Рождественский Н. С. Свойства русского правопи сания как основа методики его преподавания. — М., 1960.

Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. — М., 1980.

Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-спра вочник. — М., 1995.

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфогра фии. — М., 1994.

Ф и р с о в Г. П. Значение работы над интонацией для ус воения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.

Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. — М., 1995.

Ш а п и р о А. Б. Современный русский язык: Пунктуация. — М., 1966.

Ш а п и р о А. Б. Русское правописание. — М., 1951.

Ш а т о в а Е. Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. — М., 1990.

Ш варцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование / Отв. ред. Ю. Н. Караулов. — М„ 1988.

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

У ш • к о в Д. Н., К р ю ч к о в С. Е. Орфографический "•ищи..

Для учащихся общеобразовательных школ, гимна- '■III

пицеев.         43-е изд. — М., 2001.

I . при нов М. Т. Школьный орфографический словарь

  1. . кого языка.         4-е изд. — М., 1999.

Л пденев С. Д., Ледовских И. В. Школьный орфо-

  1. мифический словарь русского языка. — 3-е изд. — М.,

2001.

11 и и о в Б. Т., Т е к у ч е в А. В. Школьный грамматико- |н|н>г|шфический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1001.

Л и н а т у х и н М. С., С к о р л у п о в с к а я Е. В., Снетки Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. —

  1. г изд. — М., 1999.

ВыстроваЕ. А., ОкуневаА. П., КарашеваН. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998. Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г. П. н др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. II И . И в а н о в а . — 4 - е изд. — М., 1999.

1С р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. —

  1. изд. — М., 2000.

РогожниковаР. П.,Карская Т. С. Школьный сло- мнрь устаревших слов русского языка (по произведениям рус- . ких писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996. Жуков В. П., Ж у к о в А . В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994. Ш а н с к и й Н. М., Зимин В. И., ФилипповА. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Мначение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд. — М., 2000.

Ш а н с к и й Н. М., Боброва Т. А. Школьный эти мологический словарь русского языка: Происхождение слов. — 3-е изд. — М., 2000.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1996.

П о т и х а 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд. — М., 1998.

Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997.

Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.         3-е изд. — М., 1998.

К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М., 2000.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

10 класс

(1 ч в неделю; 35 ч)

Повторение пройденного

и 5—9 классах (2 ч)

Единицы языка, их взаимосвязи в языке, функци онирование в речи.

Слово и предложение. Предложение, его строение. Пунктуация в предложении. Предложение и текст.

Язык и письмо (1 ч)

Две формы существования русского языка (устная и письменная). Русское письмо и русская орфография. (:»язь русской орфографии со всеми сторонами русского языка. Правописная и речевая грамотность — пока затели общей культуры человека.

Русская орфография в историческом развитии. Роль В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, В. П. Светова и становлении русских орфографических норм.

Разделы и принципы

русской орфографии (2 ч)

Назначение орфографии. Разделы русской орфо графии. Принципы русской орфографии в каждом из ее разделов.

Своды орфографических правил. Реформы рус ской орфографии. Орфографические словари русски го языка. Роль Я. К. Грота в становлении норм рус ской орфографии. Современные лингвисты, внесшие заметный вклад в разработку проблем русской орфо графии.

Единица русской орфографии (1 ч)

Два типа написаний в словах. Буквы своего зву ка в слове. Буквы не своего звука в слове. Орфо грамма — единица орфографии. Орфографическая ошибка.

Типы и виды орфограмм (2 ч)

Типы орфограмм по графическому начертанию: буквенные и небуквенные написания (пробелы, де фисы, контакты, черточки). Место орфограмм в слове: буквенных — в морфеме, небуквенных — между морфемами и словами.

Виды орфограмм по их соотнесенности с орфогра фическими правилами. Вариантные и безвариантные орфограммы.

Условия выбора орфограмм и их опознавательные признаки (1 ч)

Связь орфографии со всем языком. Языковые особенности слов, от которых зависит выбор орфо граммы: фонетические, структурные, морфологические, синтаксические и семантические. Орфографическое правило. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Приметы в словах (опознавательные признаки), указывающие на орфограмму («точку» применения правила).

Орфографические словари (справочный, поясни- Н' мьный и др.).

Ныбор орфограмм но сильной позиции гласных и согласных в приставках и корнях слов (1 ч)

Сильная позиция гласных под ударением (не поело шипящих и ц); слабая позиция гласных без уда- ргиия, после шипящих и ц. Сильная позиция со- гласных перед гласными, перед в, л, м, н,р, й; слабая полиция согласных на конце слова, в стечении согласных.

Способы проверки гласных и согласных в приставках

(кроме приставок на з (с) и пре        при-) и корнях

слов в слабых позициях. Виды орфограмм, относящихся к этой группе.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Чередующиеся гласные в корнях слов (1 ч)

Корень как морфема в слове. Условия выбора че редующихся букв о и а, е и и. Виды орфограмм, отно сящихся к этой группе.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Орфограммы в приставках на з (с) и пре        при- (1 ч)

Приставка как морфема в слове. Фонетический и семантический принцип, регулирующий выбор букв в указанных приставках.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Орфограммы — гласные буквы в корнях, суффиксах и окончаниях слов после шипящих и ц (3 ч)

Шипящие и ц как опознавательные признаки для гласных, находящихся после них.

Гласные после шипящих в корнях слов; исключения из правила. Гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях слов; учет ударения на гласной после шипящих. Опора на беглость гласной при проверке орфограмм о и е в суффиксе существительных -ок- (-ек-).

Условия выбора гласных букв после ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Виды орфограмм, от носящихся к этой группе.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Одна и две буквы н в корнях и в суффиксах слов (2 ч)

Буква к перед гласными в конце слова как опозна вательный признак данных орфограмм.

Две буквы к в словах, образованных от слов с основой на н; в суффиксах, пишущихся с двумя н, в словах, образованных от других слов с двумя буквами к; в суффиксах слов-исключений; в отдельных формах слов (краткие отглагольные прилагательные: дисцип линированна).

Одна буква н в суффиксах прилагательных, пи шущихся с одной буквой н (-ан/-ян\ -ин и др.); в кратких формах причастий и прилагательных, об разованных от полных форм с одной буквой к (скучный — скучна).

Виды орфограмм, относящихся к этой группе. Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.


Буквы ъ и ь

(не после шипящих) (2 ч)

Звук [й'] после согласной в словах как опознава тельный признак разделительных ъ и ь. Условия выбора разделительных ъ и ь.

Буква ь как средство обозначения мягкости пред шествующего согласного. Опознавательные признаки данной орфограммы (наличие мягких согласных на конце слова; стечение согласных, в которые входит мягкий согласный; -тся и -ться — [ца] на конце глаголов). Условия использования и неиспользования неразделительного ь. Виды орфограмм, относящихся к данной группе.

Трудные случаи в применении соответствующих правил.

Буква ь после шипящих на конце слов

и в стечении согласных (2 ч)

Опознавательный признак орфограмм данной группы. Условия употребления и неупотребления буквы ь после шипящих на конце слова. Виды орфограмм, относящихся к данной группе. Условия употребления и неупотребления буквы ь после шипящих в стечении согласных.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Дефисы в словах и между словами (1 ч)

Дефисные написания в разных частях речи и между словами. Место дефисных написаний — между морфемами. Опознавательные признаки дефисных написаний. Условия выбора дефисных написаний. Виды орфограмм, относящихся к данной группе.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Слитные и раздельные написания в разных частях речи (3 ч)

Слитные и раздельные написания в разных частях

речи.

Опознавательные признаки контактов (слитных написаний) и пробелов (раздельных написаний). Слитные и раздельные написания в сложных словах самостоятельных частей речи, а также в служебных словах.

Слитные и раздельные написания в словах с не и

ни.

Условия выбора контактов и пробелов в словах. Виды орфограмм, относящихся к данной группе.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Употребление больших и маленьких букв (1 ч)

Сферы употребления больших букв. Опознава тельные признаки данной орфограммы. Условия выбора больших букв. Написание с маленькой буквы нарицательных существительных, произошедших от собственных имен. Написание прилагательных, образованных от собственных имен существительных. Имена сказочных и басенных персонифицированных героев.

Трудные случаи в применении соответствующих орфографических правил.

Повторение и систематизация пройденного (1 ч) 11 класс

(1 ч в неделю; 35 ч)

Повторение пройденного в 10 классе (2 ч)

Единицы русского языка. Разделы и принципы русской орфографии. Единица русской орфографии —

орфограмма; орфографическая ошибка. Типы орфо грамм по графическому виду.

Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограмм; орфографическое правило.

Пунктуация и речь (1 ч)

Пунктуация как раздел науки о языке. Назначение русской пунктуации, ее связь с речью. Пунктуация в изолированном предложении и тексте.

Русская пунктуация в историческом развитии. Видные лингвисты, внесшие значительный вклад в разработку проблем пунктуации: М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, С. И. Абакумов, А. Б. Шапиро, Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булахов- ский.

Единица

русской пунктуации (2 ч)

Основная и дополнительная информация в пред ложении. Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации. Виды смысловых отрезков, несущих информацию, которая требует выделения ее знаками препинания: слово, словосочетание, предложение.

Синтаксическое оформление смысловых отрезков. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка.

Знаки препинания и их функции (1 ч)

Липки препинания в изолированном предложении и в тексте. Завершение, выделение и разделение частей изолированного предложения и текста.

Принципы русской пунктуации (1 ч)

Пунктуация и синтаксис (грамматика). Пункту- мция и смысл высказывания. Пунктуация и интонация. Взаимосвязь принципов пунктуации в процессе пунктуационного оформления коммуникативных единиц (предложения и текста). Сфера действия принципов пунктуации.

Видные отечественные лингвисты, внесшие зна чительный вклад в разработку принципов русской пунктуации: Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот, Л. В. Щерба, Д. М. Пешковский.

Свод пунктуационных правил.

Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания (2 ч)

Грамматические и смысловые приметы (признаки) смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания. Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте.

Знаки завершения в изолированном предложении и тексте (6 ч)

Знаки завершения в изолированном предложении и тексте. Условия выбора знаков завершения. Опо знавательные признаки смыслового отрезка, требующие применения знаков завершения.


Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения.

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения.

Знаки выделения в простом предложении (6 ч)

Виды дополнительной информации в простом предложении. Смысловые отрезки простого предло жения, несущие дополнительную информацию.

Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих дополнительную ин формацию. Опознавательные признаки смысловых отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия выбора знаков выделения.

Названия (виды) пунктуационных правил, регу лирующих выбор знаков выделения.

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения.

Знаки разделения в предложении и тексте (6 ч)

Смысловые отрезки предложения и текста, тре бующие разделения знаками препинания; их синтак сическое оформление. Грамматико-смысловые значе ния, возникающие между смысловыми отрезками, разделяемыми знаками препинания.

Знаки препинания, используемые для разделения смысловых отрезков в предложении и тексте. Опоз навательные признаки смысловых отрезков, разде ляемых знаками препинания. Условия выбора знаков разделения.

Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения.

Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения.

Культура речи (1 ч)

Две стороны культуры речи: правильность и уме стность выбора языковых средств.

Правильность речи (3 ч)

Литературный язык и его нормы. Языковая норма и языковая ошибка. Оценка нормы: правильно- неправильно; допустимо то и другое (вариативность нормы). Произносительные нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы.

Виды языковых ошибок, возникающих под влиянием внешних факторов (диалектные, просторечные, ненужные заимствования иностранных слов). Словари правильности русской речи.

Видные ученые-лингвисты, внесшие значительный вклад в разработку проблем культуры речи М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, В. И. Члрнмнн'п, Д. Н. Ушаков, С. П. Обнорский, Л И III. рПи Е. С. Истрина, В. В. Виноградом. Р И Дин        им и др.

Речевое мастерство (3 ч)

Две стороны речевого мастерства. Выбор из су ществующих вариантов подходящих, более уместных языковых средств речи (в соответствии с темой, замыслом, стилем, адресатом (получателем).

Поэтическое мастерство. Роль выдающихся писа телей, поэтов, ученых, общественных деятелей в ста новлении русского литературного языка.

Повторение

и систематизация пройденного (1ч)

ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Абакумов С. И. Методика пунктуации. — М., 1954.

Алгазина Н. Н. Формирование орфографических на выков. — М., 1987.

Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. — М., 1989.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.


Горбачевич К. С. Нормы современного русского язы ка. — М„ 1978.

Григорьева Т. М. Русское письмо: от реформ графики к реформе орфографии. — Красноярск, 1996.

Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. — 2-е изд. — М., 1976.

Иванова В. Ф. История и принципы русской пункту ации. — Л., 1962.

Кузьмина С. М. Теория русской орфографии. — М., 1981.

Панов М. В. И все-таки она хорошая. — М., 1964.

Правила русской орфографии и пунктуации. — М., 1956.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

Рождественский Н. С. Свойства русского правопи сания как основа методики его преподавания. — М., 1960.

Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. — М., 1980.

Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-спра вочник. — М., 1995.

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфогра фии. — М., 1994.

Ф и р с о в Г. П. Значение работы над интонацией для ус воения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.

Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. — М., 1995.

Ш а п и р о А. Б. Современный русский язык: Пунктуация. — М., 1966.

Ш а п и р о А. Б. Русское правописание. — М., 1951.

Ш а т о в а Е. Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. — М., 1990.

Ш варцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование / Отв. ред. Ю. Н. Караулов. — М„ 1988.

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

У ш • к о в Д. Н., К р ю ч к о в С. Е. Орфографический "•ищи..

Для учащихся общеобразовательных школ, гимна- '■III

пицеев.         43-е изд. — М., 2001.

I . при нов М. Т. Школьный орфографический словарь

  1. . кого языка.         4-е изд. — М., 1999.

Л пденев С. Д., Ледовских И. В. Школьный орфо-

  1. мифический словарь русского языка. — 3-е изд. — М.,

2001.

11 и и о в Б. Т., Т е к у ч е в А. В. Школьный грамматико- |н|н>г|шфический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1001.

Л и н а т у х и н М. С., С к о р л у п о в с к а я Е. В., Снетки Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. —

  1. г изд. — М., 1999.

ВыстроваЕ. А., ОкуневаА. П., КарашеваН. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998. Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г. П. н др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. II И . И в а н о в а . — 4 - е изд. — М., 1999.

1С р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. —

  1. изд. — М., 2000.

РогожниковаР. П.,Карская Т. С. Школьный сло- мнрь устаревших слов русского языка (по произведениям рус- . ких писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996. Жуков В. П., Ж у к о в А . В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994. Ш а н с к и й Н. М., Зимин В. И., ФилипповА. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Мначение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд. — М., 2000.

Ш а н с к и й Н. М., Боброва Т. А. Школьный эти мологический словарь русского языка: Происхождение слов. — 3-е изд. — М., 2000.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1996.

П о т и х а 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд. — М., 1998.

Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997.

Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.         3-е изд. — М., 1998.

К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М., 2000.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии", 5 класс

     Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии». Основное общее образование, 5 класс. Рабочая программа составлена с учётом изучения орфографии ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.

Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...