Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Данилина Галина Олеговна

       Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала  за курс  средней (общей) школы по предмету «Русский язык».  Предлагаемый  элективный курс предназначен для подготовки учащихся  11  класса  к сдаче государственного экзамена по русскому языку  в форме и по материалам ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Учхозская СОШ»

Краснослободского района Республики Мордовия

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

для 11 класса

«Подготовка к ЕГЭ.

Теория и практика написания сочинений»

Учитель: Данилина Г.О.

2014 год

1. Пояснительная записка

Элективный курс “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений ” предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.

Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинения-рассуждения. К тем письменным работам, больше других соответствующей контрольным функциям выпускного и вступительного экзамена.

В результате изучения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ.Теория и практика написания сочинения» выпускники научатся:

понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);

определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;

оценивать позицию автора, на этой основе  формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;

выстраивать композицию  письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;

выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;

самостоятельно определять свою, личностную, позицию  и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Цели курса

-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

-Развитие творческих способностей учащихся.

-Развитие связной монологической речи.

-Развитие логического мышления.

-Привитие любви к родному языку.

Задачи курса

Основными задачами курса являются:

– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;

           -  развитие продуктивного мышления через анализ текста;

           - творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

           -  развитие способности к самостоятельной деятельности;

           -  привитие стремления к приобретению знаний.

Технологии  проведения занятий.

Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.

Работа может проводиться фронтально,  в парах или сменных группах, индивидуализированно.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Основные виды деятельности

Раздел 1.Ввведение.

1

Аналитическая беседа

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

16

Теоретическая основа написания эссе. Практическая работа по написанию эссе.

Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

17

Теоретическая основа написания сочинения-рассуждения. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.

3. Содержание программы элективного  курса «Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений разных жанров»

I. Введение (1 ч)

Введение. Цели и задачи элективного курса “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений”. Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.

II. Теория и практика написания эссе. (16 ч)

Структура эссе, план, признаки эссе.

 Классификация  эссе.

 Критерии оценивания эссе.

 Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.

III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.

Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.

Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.

Выражение собственной позиции.

Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.

Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

Точность и выразительность речи.

Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.

Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.

Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.

Точность и выразительность речи.

Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении.    Выполнение тренировочных упражнений.

Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

  1. Календарно-тематическое планирование

№        

Тема занятия

Вид занятия

Коли

чество часов

Виды

самостоятельной работы

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1.Ввведение.

1

Особенности выпускного сочинения в 2015 году

Урок формирования новых знаний

1

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

2

Структура, план, признаки эссе. 

Урок формирования новых знаний

1

Написание литературно-критического эссе  

3

Классификация эссе

Урок формирования новых знаний

1

Написание личностного эссе в форме письма

4

Требования к написанию выпускного эссе. 

Урок формирования новых знаний

1

Подбор художественного материала к тематическим направлениям

5

Критерии оценивания эссе

Урок формирования новых знаний

1

Подбор художественного материала к тематическим направлениям

6-7

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Недаром помнит вся Россия…»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

8-10

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»

Практикум

3

Аргументация по тематическому направлению

11-13

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

Практикум

3

Аргументация по тематическому направлению

14-15

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Спор поколений: вместе и врозь»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

16-17

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Чем люди живы?»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

18-19

Особенности написания сочинения-рассуждения.

Тезис. Проблема. Аргументы.

Практикум

2

Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста.

20

Варианты вступительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание вступительной части

21

Схема основной части сочинения-рассуждения.

Урок формирования новых знаний

1

Написание основной части

22

Варианты заключительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание заключительной части

23-24

Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении.

Комбинирован

ный урок

2

Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения.

25-26

Аргументация собственного мнения

Практикум

2

Подбор тематических аргументов

27

Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

Комбинирован

ный урок

1

Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

28

Понимание и интерпретация содержания исходного текста.

Практикум

1

Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года.

29-33

Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.

Практикум

4

Контрольная работа.

34

Анализ сочинения

Практикум

1

Оценивание своего сочинения-рассуждения.

5. Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного элективного курса учащийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

- виды комментария;

– основные особенности выпускного сочинения ;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

6. Список литературы

1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.

3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.

4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007

7. Материал для практикумов

Задание        1.

 (1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь, которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных широт.        

Какое предложение должно быть первым?

1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений.

2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований.

3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа.

4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи.

Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

1) Следовательно,

2) Тем не менее

3) Между тем

4) Дело в том, что

Задание        2.

(1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и принимала специальные резолюции.

(З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно.        

Какое предложение должно быть первым?

1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же время есть страны, где большая часть населения голодает.

2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов.

3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в национальном, так и в международном масштабе.

4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной эксплуатации ресурсов планеты.

Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

1) Следовательно, 2) Однако

3) Иными словами, 4) Кроме того,

Задание № 3

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.

(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.

(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

(По В. Шефнеру)

После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»?

1) 8     2) 2     3) 13    4) 26

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?

1) описание     2) повествование и описание    3) повествование   4) рассуждение

Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

1) 1 2) 12 3) 13 4) 24

Задание № 4.

Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья. Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»

Список терминов:

1) развёрнутая метафора  2) индивидуально-авторские слова  3) ирония

4) ряды однородных членов предложения  5) эпитеты  6) контекстные антонимы

7) просторечные слова   8) вопросно-ответная форма изложения

9) парцелляция   10) синтаксический параллелизм

Задание № 5

(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.

(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя.

(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.

(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.

(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

(По В. Пекелису)

Какое суждение противоречит позиции автора текста?

1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя.

2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.

3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве.

4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью.

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?

1) описание   2) рассуждение   3) повествование   4) описание и повествование

Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение 5)?

1) проницательный, вдумчивый

2) сообразительный, догадливый

3) абстрактный, отвлечённый

4) рассудительный, благоразумный

Задание № 6

Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»

Список терминов:

1) сравнение  2) литота 3) риторическое обращение

4) олицетворение  5) диалектизм  6) эпитеты  7) парцелляция

8) синтаксический параллелизм    9) фразеологизм 10) риторическое восклицание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)

Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...

Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами  ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки уч...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)

Рабочая учебная программа элективного курса  «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)    для обучающихся 8 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый

     Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...