Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
    методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

    Данилина Галина Олеговна

           Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала  за курс  средней (общей) школы по предмету «Русский язык».  Предлагаемый  элективный курс предназначен для подготовки учащихся  11  класса  к сдаче государственного экзамена по русскому языку  в форме и по материалам ЕГЭ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Учхозская СОШ»

    Краснослободского района Республики Мордовия

    Рабочая программа

    элективного курса по русскому языку

    для 11 класса

    «Подготовка к ЕГЭ.

    Теория и практика написания сочинений»

    Учитель: Данилина Г.О.

    2014 год

    1. Пояснительная записка

    Элективный курс “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений ” предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.

    Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинения-рассуждения. К тем письменным работам, больше других соответствующей контрольным функциям выпускного и вступительного экзамена.

    В результате изучения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ.Теория и практика написания сочинения» выпускники научатся:

    понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);

    определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;

    оценивать позицию автора, на этой основе  формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;

    выстраивать композицию  письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;

    выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

    отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

    соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;

    самостоятельно определять свою, личностную, позицию  и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

    Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

    Цели курса

    -Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

    -Развитие творческих способностей учащихся.

    -Развитие связной монологической речи.

    -Развитие логического мышления.

    -Привитие любви к родному языку.

    Задачи курса

    Основными задачами курса являются:

    – обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

    – совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;

               -  развитие продуктивного мышления через анализ текста;

               - творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

               -  развитие способности к самостоятельной деятельности;

               -  привитие стремления к приобретению знаний.

    Технологии  проведения занятий.

    Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.

    Работа может проводиться фронтально,  в парах или сменных группах, индивидуализированно.

    1. Тематическое планирование

    Раздел

    Количество часов

    Основные виды деятельности

    Раздел 1.Ввведение.

    1

    Аналитическая беседа

    Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

    16

    Теоретическая основа написания эссе. Практическая работа по написанию эссе.

    Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

    17

    Теоретическая основа написания сочинения-рассуждения. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.

    3. Содержание программы элективного  курса «Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений разных жанров»

    I. Введение (1 ч)

    Введение. Цели и задачи элективного курса “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений”. Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.

    II. Теория и практика написания эссе. (16 ч)

    Структура эссе, план, признаки эссе.

     Классификация  эссе.

     Критерии оценивания эссе.

     Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.

    III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)

    Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.

    Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.

    Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

    Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.

    Выражение собственной позиции.

    Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.

    Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

    Точность и выразительность речи.

    Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.

    Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.

    Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.

    Точность и выразительность речи.

    Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении.    Выполнение тренировочных упражнений.

    Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

    Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

    1. Календарно-тематическое планирование

    №        

    Тема занятия

    Вид занятия

    Коли

    чество часов

    Виды

    самостоятельной работы

    Дата проведения

    План

    Факт

    Раздел 1.Ввведение.

    1

    Особенности выпускного сочинения в 2015 году

    Урок формирования новых знаний

    1

    Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

    2

    Структура, план, признаки эссе. 

    Урок формирования новых знаний

    1

    Написание литературно-критического эссе  

    3

    Классификация эссе

    Урок формирования новых знаний

    1

    Написание личностного эссе в форме письма

    4

    Требования к написанию выпускного эссе. 

    Урок формирования новых знаний

    1

    Подбор художественного материала к тематическим направлениям

    5

    Критерии оценивания эссе

    Урок формирования новых знаний

    1

    Подбор художественного материала к тематическим направлениям

    6-7

    Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Недаром помнит вся Россия…»

    Практикум

    2

    Аргументация по тематическому направлению

    8-10

    Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»

    Практикум

    3

    Аргументация по тематическому направлению

    11-13

    Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

    Практикум

    3

    Аргументация по тематическому направлению

    14-15

    Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Спор поколений: вместе и врозь»

    Практикум

    2

    Аргументация по тематическому направлению

    16-17

    Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Чем люди живы?»

    Практикум

    2

    Аргументация по тематическому направлению

    Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

    18-19

    Особенности написания сочинения-рассуждения.

    Тезис. Проблема. Аргументы.

    Практикум

    2

    Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста.

    20

    Варианты вступительной части.

    Урок формирования новых знаний

    1

    Написание вступительной части

    21

    Схема основной части сочинения-рассуждения.

    Урок формирования новых знаний

    1

    Написание основной части

    22

    Варианты заключительной части.

    Урок формирования новых знаний

    1

    Написание заключительной части

    23-24

    Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении.

    Комбинирован

    ный урок

    2

    Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения.

    25-26

    Аргументация собственного мнения

    Практикум

    2

    Подбор тематических аргументов

    27

    Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

    Комбинирован

    ный урок

    1

    Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

    28

    Понимание и интерпретация содержания исходного текста.

    Практикум

    1

    Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года.

    29-33

    Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.

    Практикум

    4

    Контрольная работа.

    34

    Анализ сочинения

    Практикум

    1

    Оценивание своего сочинения-рассуждения.

    5. Требования к знаниям, умениям и навыкам

    В результате реализации данного элективного курса учащийся

    должен знать:

    – способы формулирования проблемы текста;

    – виды вступлений и заключений;

    - виды комментария;

    – основные особенности выпускного сочинения ;

    – основы анализа текста;

    – способы аргументации в сочинении;

    – виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

    должен уметь:

    – логично выстраивать сочинение по тексту;

    – убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

    – выполнять лингвостилистический анализ текста;

    – формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

    – не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

    6. Список литературы

    1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

    2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.

    3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.

    4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

    5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007

    7. Материал для практикумов

    Задание        1.

     (1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь, которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных широт.        

    Какое предложение должно быть первым?

    1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений.

    2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований.

    3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа.

    4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи.

    Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

    1) Следовательно,

    2) Тем не менее

    3) Между тем

    4) Дело в том, что

    Задание        2.

    (1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и принимала специальные резолюции.

    (З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно.        

    Какое предложение должно быть первым?

    1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же время есть страны, где большая часть населения голодает.

    2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов.

    3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в национальном, так и в международном масштабе.

    4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной эксплуатации ресурсов планеты.

    Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

    1) Следовательно, 2) Однако

    3) Иными словами, 4) Кроме того,

    Задание № 3

    (1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

    (3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

    (10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

    (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.

    (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.

    (20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

    (25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

    (По В. Шефнеру)

    После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»?

    1) 8     2) 2     3) 13    4) 26

    Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?

    1) описание     2) повествование и описание    3) повествование   4) рассуждение

    Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

    1) 1 2) 12 3) 13 4) 24

    Задание № 4.

    Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья. Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»

    Список терминов:

    1) развёрнутая метафора  2) индивидуально-авторские слова  3) ирония

    4) ряды однородных членов предложения  5) эпитеты  6) контекстные антонимы

    7) просторечные слова   8) вопросно-ответная форма изложения

    9) парцелляция   10) синтаксический параллелизм

    Задание № 5

    (1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.

    (3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя.

    (7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.

    (10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.

    (14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

    (По В. Пекелису)

    Какое суждение противоречит позиции автора текста?

    1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя.

    2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.

    3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве.

    4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью.

    Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?

    1) описание   2) рассуждение   3) повествование   4) описание и повествование

    Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение 5)?

    1) проницательный, вдумчивый

    2) сообразительный, догадливый

    3) абстрактный, отвлечённый

    4) рассудительный, благоразумный

    Задание № 6

    Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»

    Список терминов:

    1) сравнение  2) литота 3) риторическое обращение

    4) олицетворение  5) диалектизм  6) эпитеты  7) парцелляция

    8) синтаксический параллелизм    9) фразеологизм 10) риторическое восклицание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)

    Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...

    Рабочая программа по русскому языку 9 класс (элективный курс). Подготовка к ОГЭ-2016

    Рабочая программа по русскому языку (электив) рассчитана на 34 учебных часа. Элективный курс направлен на интенсивную подготовку к ОГЭ-2016....

    Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Подготовка К ЕГЭ по русскому языку"

    Данная рабочая программа предполагает обобщающую работу по подготовке учащихся к экзамену по русскому языку...

    Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

    Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами  ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки уч...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

    Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

    Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

    Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...

    Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

    Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...