Главные вкладки

    Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме

    Саразина Таисия Вячеславовна

     Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9_klass_elektiv.docx23.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    Рабочая программа  элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности» 

    Данная  рабочая программа  элективного курса по русскому языку для 9 класса класса МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена  на основе следующих нормативных документов:

    • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ст.47; п.1 ч.1 ст.48).
    • Закона о языках народов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ).
    • Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации" (25 октября 1991 г.)
    • Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.
    • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
    • Положение  о рабочей программе МБОУ СОШ с.Какрыбашево;
    • учебный план МБОУ СОШ с.Какрыбашево на 2015-2016 уч.год;
    • Годового календарного графика МБОУ СОШ с.Какрыбашево

    Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

    В целом для класса характерна удовлетворительная подготовка к урокам. Поэтому, прежде всего, требуется полная загруженность каждого ребенка. При этом необходим дифференцированный подход. Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как практические  занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие интеллекта учащихся (внимания, памяти и мышления).

    Внеурочная деятельность планируется в форме индивидуально-групповых консультаций, викторин, конкурсов.

     Цели  и задачи обучения.

    Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

     Тема урока

     Дата проведения

    Примечание

    По плану

    Факт.

    1-2

    Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

    3-5

    Построение сжатого изложения.

    Этапы работы над изложением.

    6-7

    Средства выразительности речи.

    8-9

    Стилистика русского языка.

    10-11

    Нормы русской орфографии.

    12

    Синтаксические и пунктуационные нормы.

    13-14

    Вводные слова и обращения.

    15-16

    Обособленные определение и приложения.

    17-18

    Обособленные обстоятельства.

    19

    Сложные предложения.

    20

     Виды сложных предложений.

    21-22

     Словосочетания. Тип связи

    23

    Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

    24

    Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

    25

     Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

    26

     Работа по карточкам.

    27

     Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    28

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

    29

    Подбор обоснования лингвистического положения.

    30

    Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

    31

    Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента.

    32

     Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

    33

     Итоговое сочинение.  Работа по проверке умения писать сочинение.

    Задачи изучения элективного курса:

                                          - обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  

                                          - применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;

                                          - углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

                                          - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

                                                          Календарно- тематическое планирование

    Содержание программы

     Построение сжатого изложения

    Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

    Обучающиеся должны знать:

    • основные правила работы с текстом.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
    • адекватно воспринимать авторский замысел;
    • вычленять главное в информации;
    • сокращать текст различными способами;
    • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
    • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

      Средства выразительности речи

    Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные средства выразительности.

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

      Стилистика русского языка

    Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные сведения по стилистике русского языка.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами.

      Нормы русской орфографии

    Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

     Обучающиеся должны знать:

    • орфографические правила.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

    Морфемика и словообразование.

    Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

    Основные способы образования слов.

    Обучающиеся должны знать:

    • виды морфем;
    • морфемный и словообразовательный анализы слова.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

    Морфология.

    Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая    роль.

    Самостоятельные и служебные части речи.

    Обучающиеся должны знать:

    • систему частей речи в русском языке.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

    Синтаксические и пунктуационные нормы

    Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    Обучающиеся должны знать:

    • синтаксические и пунктуационные нормы.  

    Обучающиеся должны уметь:

    •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

     Построение сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

    Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

    Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

    Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • основные виды чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • особенности использования лексических средств и средств выразительности;
    • орфографические, пунктуационные и речевые нормы русского языка.

    уметь:

    • извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
    • анализировать  текст с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
    • анализировать  текст с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
    • создавать  сочинения-рассуждения по данному тексту;
    • редактировать собственный текст;        
    • применять в практике речевого общения основные нормы современного русского языка.

    Перечень учебно- методического обеспечения

    1. ОГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько.  – М.: Национальное образование, 2015

    2. ГИА -2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014.

    3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа,2003.

    4. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.

    5. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.

    6. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ-2006. Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

    Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

    Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

    Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

    Рабочая программа элективного оценочного курса «По стране изучаемого языка» 10 класс

    Составлена на основе:- Примерной программы среднего общего образования по английскому языку (профильный уровень) и авторской программы К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман (Рабочая программа курса английского я...

    Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

    Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

    ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

    Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

    Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

    Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...