Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме

Саразина Таисия Вячеславовна

 Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_elektiv.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа  элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности» 

Данная  рабочая программа  элективного курса по русскому языку для 9 класса класса МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена  на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ст.47; п.1 ч.1 ст.48).
  • Закона о языках народов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ).
  • Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации" (25 октября 1991 г.)
  • Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
  • Положение  о рабочей программе МБОУ СОШ с.Какрыбашево;
  • учебный план МБОУ СОШ с.Какрыбашево на 2015-2016 уч.год;
  • Годового календарного графика МБОУ СОШ с.Какрыбашево

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

В целом для класса характерна удовлетворительная подготовка к урокам. Поэтому, прежде всего, требуется полная загруженность каждого ребенка. При этом необходим дифференцированный подход. Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как практические  занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие интеллекта учащихся (внимания, памяти и мышления).

Внеурочная деятельность планируется в форме индивидуально-групповых консультаций, викторин, конкурсов.

 Цели  и задачи обучения.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

 Тема урока

 Дата проведения

Примечание

По плану

Факт.

1-2

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

3-5

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением.

6-7

Средства выразительности речи.

8-9

Стилистика русского языка.

10-11

Нормы русской орфографии.

12

Синтаксические и пунктуационные нормы.

13-14

Вводные слова и обращения.

15-16

Обособленные определение и приложения.

17-18

Обособленные обстоятельства.

19

Сложные предложения.

20

 Виды сложных предложений.

21-22

 Словосочетания. Тип связи

23

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

24

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

25

 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

26

 Работа по карточкам.

27

 Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

28

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

29

Подбор обоснования лингвистического положения.

30

Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

31

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента.

32

 Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

33

 Итоговое сочинение.  Работа по проверке умения писать сочинение.

Задачи изучения элективного курса:

                                      - обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  

                                      - применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;

                                      - углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

                                      - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

                                                      Календарно- тематическое планирование

Содержание программы

 Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

  Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

  Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;
  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая    роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

 Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные виды чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • особенности использования лексических средств и средств выразительности;
  • орфографические, пунктуационные и речевые нормы русского языка.

уметь:

  • извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализировать  текст с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализировать  текст с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • создавать  сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактировать собственный текст;        
  • применять в практике речевого общения основные нормы современного русского языка.

Перечень учебно- методического обеспечения

1. ОГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько.  – М.: Национальное образование, 2015

2. ГИА -2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014.

3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа,2003.

4. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.

5. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.

6. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ-2006. Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного курса "Актуальные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов

Данный курс «Актуальные вопросы математики» под­держивает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса  своим содержанием ...

Рабочая программа элективного оценочного курса «По стране изучаемого языка» 10 класс

Составлена на основе:- Примерной программы среднего общего образования по английскому языку (профильный уровень) и авторской программы К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман (Рабочая программа курса английского я...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...