Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_distantsionnogo_kursa_6_klass_russkiy_yazyk.docx | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст.Евсино»
Искитимского района Новосибирской области
Рекомендована МО Утверждаю
учителей-предметников Зав. учебной частью
«___»_________2019г. Г.К. Шакирова_________________
Председатель МО учителей «______»__________________2019 г.
________________________
Рабочая программа
дистанционного курса
по русскому языку
«Развитие познавательных способностей учеников 6 класса
при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку»
Составитель: Иванникова Т.Б.,
учитель русского языка и литературы
ст.Евсино
2019 - 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации», статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ»
Приказом Минобрнауки РФ «О порядке разработки и использованиядистанционных образовательных технологий» №63 от 01.03.2005
- Приказом Минобрнауки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» №137 от 06.05.2005
- ПриказомМинобразования РФ №1089 от 05.03.2004 (в ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Стандарт основного общего образования по русскому языку.
Программа дистанционного курса «Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку» ориентирована на языковое развитие учащихся 6 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренной программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно выступить на олимпиадах по русскому языку.
Принцип группировки тем соответствует определённым этапам усвоения языкового материала.
Данный курс разработан для дистанционного обучения, которое позволяет повышать качество образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, за счет заданий для самоконтроля.Пройдя данный курс, обучающиеся смогут выявить следующие преимущества дистанционного образования: доступность обучения, вне зависимости от состояния здоровья и места жительства; повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения; ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).
Цель: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу,систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка. Так как курс рассчитан на дистанционное обучение, то необходимо выделить следующие цели: развитие ответственности, самостоятельности, самоорганизацииобучающихся в связи со спецификой опосредованного обучения.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
- формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
- развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
- закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке;
- подготовить учащихся к участию в олимпиадах по русскому языку.
Данный курс поможет в развитии у учащихся интересак изучению предмета, воспитании любви к родному языку. Подобранный занимательный и справочный материал поможет структурировать знания, более успешно освоить основную программу по русскому языку, развить логическое мышление учащихся.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературой.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.
Дистанционный курс предназначен для учащихся 6 классов и рассчитан на 35 часов в год.(1 час в неделю)
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, увлечённость.
Так как данный курс предназначен для дистанционного обучения, то средствами обучения также являются: средства ИКТ, интернет.
Ожидаемые результаты:
Предметные: иметь представления об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Метапредметные:
- овладеть приёмами работы с теоретическим материалом и словарями,
- освоить навыки смыслового чтения,
- овладеть навыком анализа текста.
Личностные: осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Обучающиеся узнают:
- сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
- исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
- художественно-выразительные средства языка;
- основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов
Обучающиеся научатся:
- опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных икоммуникативных задач;
- анализировать и составлять собственный текст;
- усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала;
- приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
Содержание программы
- Повторение изученного в 5 классе (Орфографические и фонетические головоломки. Лексика и фразеология. Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации)(3ч)
- Грамматика. Морфология (Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Слово и его формы. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Местоимение. Наречие) (28ч)
- Повторение изученного в 6 классе (4ч)
- Контроль проводится на каждом уроке, так как один урок – это одна небольшая тема. В УТП это обозначено «практика».
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Развитие познавательных способностей учеников 6 класса
при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку» (35 ч)
Сетевой педагог: Иванникова Т.Б.
Тема занятия | Кол-во часов | Использование ЭК |
I. Повторение изученного в 5 классе | 3 | |
Модуль 1.1 Повторение изученного в 5 классе | ||
Урок 1. Орфографические и фонетические головоломки. | 1 | Тест 1.1 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685537 Тест 1.2 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685538 |
Урок 2. Лексика и фразеология (задания повышенной трудности) | 1 | Тест 2 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685547 Задание 2 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685548
|
Урок 3. Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации | 1 |
Тест 3 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685555 Задание https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=6855563 |
II. Грамматика. Морфология | 28 | |
Модуль 2.1 Части речи. Самостоятельные и служебные части речи |
| |
Урок 4. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
Тест 4 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685562 Задание 4.1 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685564 |
Модуль 2.2 Слово и его формы | ||
Урок 5. Слово и его формы | 1 |
https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685575 Тест 5 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685577
|
Модуль 2.3 Имя существительное | ||
Урок 6. Интересные вопросы рода имени существительного | 1 |
Задание 6 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685585 |
Урок 7. Сложности в определении числа имен существительных | 1 |
Задание 7 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685593 |
Урок 8. Тайны склонения имен существительных | 1 |
Тест 8 https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685604 Задание 8 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685607 |
Урок 9. Правописание суффиксов и приставок существительных | 1 | Правописание Не с существительнымиСтраница Тест 9.1 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685614 |
Урок 10. Особенности неизменяемых существительных | 1 |
Тест 10 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685624 Задание 10 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685627 |
Урок 11. Обобщение по теме «имя существительное». Олимпиада по теме «имя существительное» | 1 |
https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685631 |
Модуль 2.4 Глагол | ||
Урок 12. Сложности в определении вида глагола | 1 |
Тест 12 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685638 |
Урок 13. Спряжение глаголов | 1 |
Диктант (вариант 1, вариант 2) https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685648 |
Урок 14. Наклонения глаголов | 1 |
Диктант 14 https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685657 |
Урок 15. Суффиксы - большие молодцы. Правописание суффиксов глаголов | 1 |
Диктант 15 https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685666 |
Урок 16. Морфологический разбор глагола | 1 |
Тест 16 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685671 Задание 16 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685674 |
Модуль 2.5 Имя прилагательное | ||
Урок 17. Трудности в определении разряда прилагательных | 1 |
Тест 17 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685682 Задание 17 (вариант 1) https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685683 |
Урок 18. Особенности степеней сравнения прилагательных | 1 |
Задание 18 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685693 |
Урок 19. Суффиксы, используемые при образовании прилагательных | 1 |
https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685699 |
Урок 20. Выбор Н и НН для прилагательных. | 1 |
Диктант 20 https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685707 |
Урок 21. Приставки, используемые при образовании прилагательных | 1 | Правописание Не с прилагательнымиСтраница Задание 21 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685721 |
Урок 22. Особенности прилагательных, образованных с помощью сложения основ | 1 |
Задание 22.1 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685729 |
Урок 23. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Олимпиада по теме «Имя прилагательное» | 1 |
https://rsdo.oblcit.ru/mod/resource/view.php?id=685736 |
Модуль 2.6 Имя числительное | ||
Урок 24. Имя числительное. Разряды числительных | 1 | Словарь по теме ЧислительноеГлоссарий Тест 24.1 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685744 |
Урок 25. Особенности правописания числительных | 1 |
Тест 25 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685752 |
Урок 26. Особенности употребления числительных. | 1 |
Тест 26 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685759 |
Модуль 2.7 Наречие | ||
Урок 27. Наречие. Отличие наречий от омонимичных частей речи. Сложные вопросы степени сравнения наречий | 1 |
Тест 27 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685768 |
Урок 28. Особенности словообразования и правописания наречий | 1 |
Диктант 28 https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685776 |
Урок 29. Правописание наречий (продолжение урока 28) | 1 |
Тест 29 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685785 |
Модуль 2.8 Местоимение | ||
Урок 30. Разряды местоимений | 1 | Тест 30 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685793 |
Урок 31. Правописание местоимений разных разрядов (продолжение урока 30) | 1 |
https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685798 |
III. Повторение изученного в 6 классе | 4 | |
Модуль 3.1 Повторение изученного в 6 классе | ||
Урок 32. Особенности олимпиадных заданий по теме "Существительное" и "Глагол" | 1 | https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685805 |
Урок 33. Особенности олимпиадных заданий по теме «Имя прилагательное» | 1 |
https://rsdo.oblcit.ru/mod/resource/view.php?id=685811 |
Урок 34. Особенности олимпиадных заданий по теме «Части речи» (наречие, местоимение, числительное) | 1 |
https://rsdo.oblcit.ru/mod/resource/view.php?id=685814 |
Урок 35. Итоговая олимпиада | 1 |
https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685819 |
Использованная литература
- В. В. Бабайцева, Л. Д. ЧесноковаРусский язык. Теория. 5–9 классы. Учебник
- В.А. Малюгина Олимпиады по русскому языку – М.: ВАКО, 2010г.
- Л.Р. Ефремова, Г.М. Постовалова Олимпиадные задания по русскому языку 5-6 классы. Волгоград: Учитель, 2014г.
- Бабайцева, В. В. Русский язык. 6 класс: рабочая тетрадь / В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко-М.: Дрофа, 2013.
- Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 6 класс / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013.
- Тимошенко Т. Е. Работаем над текстом. Часть С. – М.: Дрофа, 2009.
- Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Граник. Г. Г. Дидактические карточки-задания: пунктуация: 5-9 классы: в 2-х частях. – М.: ООО «издательство Астрель», 2003.
- Львова С. И. Практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 2008.
- Соловьева Г. И. Уроки русского языка и словесности. – М.: Дрофа, 2003.
- Пирогова Л. И. Сборник словесных игр: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2004.
- Соловьева Н.И. Русский язык в задачах и играх. - М.: Материк-Альфа, 2000
- Крамаренко Н. О Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы. _ Волгоград: Учитель, 2003.
- Егораева Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Павлова Т. И., Ранеева Н. А. .Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
- Павлова Т. И.,Гунина Л. Г. .Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
- http://interneturok.ru/besplatnye-otkrytye-video-uroki-smotret-onlayn-videouchebnik
- http://saharina.ru/
- https://infourok.ru/
- http://www.proshkolu.ru/
- http://fipi.ru/
- http://www.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Секреты орфографии»,8 класс
Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...
рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 -11 класса
Материал для подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах....
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа дистанционного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенн...