Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Иванникова Татьяна Борисовна

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Евсино»

Искитимского района Новосибирской области

Рекомендована МО                                                               Утверждаю

учителей-предметников                                                        Зав. учебной частью

«___»_________2019г.                                                              Г.К. Шакирова_________________                                          

Председатель МО учителей                                              «______»__________________2019 г.

________________________

Рабочая программа

дистанционного курса

 по русскому языку

«Развитие познавательных способностей учеников 6 класса

 при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку»

Составитель: Иванникова Т.Б.,

учитель русского языка и литературы

ст.Евсино

2019 - 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации», статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ»

  • Приказом Минобрнауки РФ «О порядке разработки и использованиядистанционных образовательных технологий» №63 от 01.03.2005

  • Приказом Минобрнауки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» №137 от 06.05.2005
  • ПриказомМинобразования РФ №1089 от 05.03.2004 (в ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Стандарт основного общего образования по русскому языку.

Программа дистанционного курса «Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку» ориентирована на языковое развитие учащихся 6 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренной программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно выступить на олимпиадах по русскому языку.

        Принцип группировки тем соответствует определённым этапам усвоения языкового материала.

        Данный курс разработан для дистанционного обучения, которое позволяет повышать качество образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, за счет заданий для самоконтроля.Пройдя данный курс, обучающиеся смогут выявить следующие преимущества дистанционного образования: доступность обучения, вне зависимости от состояния здоровья и места жительства; повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения; ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

        Цель: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу,систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка. Так как курс рассчитан на дистанционное обучение, то необходимо выделить следующие цели: развитие ответственности, самостоятельности, самоорганизацииобучающихся в связи со спецификой опосредованного обучения.

        В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

  1. формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
  2. развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
  3. способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
  4. закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке;
  5. подготовить учащихся к участию в олимпиадах по русскому языку.

Данный курс поможет в развитии у учащихся интересак изучению предмета, воспитании любви к родному языку. Подобранный занимательный и справочный материал поможет структурировать знания, более успешно освоить основную программу по русскому языку, развить логическое мышление учащихся.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературой.

Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией         В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.

Дистанционный курс предназначен для учащихся 6 классов и рассчитан на 35 часов в год.(1 час в неделю)

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, самостоятельная работа учащихся с информацией.

Средства обучения:

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, увлечённость.

Так как данный курс предназначен для дистанционного обучения, то средствами обучения также являются: средства ИКТ, интернет.

Ожидаемые результаты:

Предметные: иметь представления об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Метапредметные:

  • овладеть приёмами работы с теоретическим материалом и словарями,
  • освоить навыки смыслового чтения,
  • овладеть навыком анализа текста.

Личностные: осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Обучающиеся узнают:

  • сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
  • исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
  • художественно-выразительные средства языка;
  • основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов

Обучающиеся научатся:

  • опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных икоммуникативных задач;
  • анализировать и составлять собственный текст;
  • усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала;
  • приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

Содержание программы

  1. Повторение изученного в 5 классе (Орфографические и фонетические головоломки. Лексика и фразеология. Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации)(3ч)
  2. Грамматика. Морфология (Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Слово и его формы. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Местоимение. Наречие) (28ч)
  3. Повторение изученного в 6 классе (4ч)
  4. Контроль проводится на каждом уроке, так как один урок – это одна небольшая тема. В УТП это обозначено «практика».

Учебно-тематическое планирование по курсу

«Развитие познавательных способностей учеников 6 класса

 при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку» (35 ч)

Сетевой педагог: Иванникова Т.Б.

Тема занятия

Кол-во часов

Использование  ЭК

I.        Повторение изученного в 5 классе

3

Модуль 1.1 Повторение изученного в 5 классе

Урок 1. Орфографические и фонетические головоломки.

1

Основные правила фонетики

Тест 1.1 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685537

Тест 1.2

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685538

Урок 2. Лексика и фразеология (задания повышенной трудности)

1

Тест 2

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685547

Задание 2 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685548


Видеоурок "Лексика и фразеология (часть 2)"Гиперссылка

Урок 3. Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации

1


Синтаксис. Пунктуация

Тест 3

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685555

Задание https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=6855563

II.        Грамматика. Морфология

28

Модуль 2.1 Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

        

Урок 4. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

1


 ТаблицаФайл

Тест 4

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685562

Задание 4.1

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685564

Модуль 2.2        Слово и его формы

      Урок 5. Слово и его формы

1


Задание 5

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685575

Тест 5

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685577


Слово и его формыСтраница

Модуль 2.3 Имя существительное

Урок 6. Интересные вопросы рода имени существительного

1


Существительные общего рода

Задание 6

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685585

Урок 7. Сложности в определении числа имен существительных

1


Число существительного

Задание 7

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685593

Урок 8. Тайны склонения имен существительных

1


Видеоурок Падежные окончания существительныхГиперссылка

Тест 8

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685604

Задание 8

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685607

Урок 9. Правописание суффиксов и приставок существительных

1

Правописание Не с существительнымиСтраница

Тест 9.1

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685614

Урок 10. Особенности неизменяемых существительных

1


Несклоняемые существительные

Тест 10

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685624

Задание 10

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685627

Урок 11. Обобщение по теме «имя существительное». Олимпиада по теме «имя существительное»

1


11. Диктант

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685631

Модуль 2.4 Глагол

Урок 12. Сложности в определении вида глагола

1


Вид глагола

Тест 12

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685638

Урок 13. Спряжение глаголов

1


Спряжение глаголов (теория)Страница

Диктант (вариант 1, вариант 2)

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685648

Урок 14. Наклонения глаголов

1


14. Наклонения глагола Лекция

Диктант 14

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685657

Урок 15. Суффиксы - большие молодцы. Правописание суффиксов глаголов

1


Правописание суффиксов глаголаСтраница

Диктант 15

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685666

Урок 16. Морфологический разбор глагола

1


Морфологический разбор глагола

Тест 16

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685671

Задание 16

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685674

Модуль 2.5 Имя прилагательное

Урок 17. Трудности в определении разряда прилагательных

1


17. Разряды прилагательныхЛекция

Тест 17

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685682

Задание 17 (вариант 1)

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685683

Урок 18. Особенности степеней сравнения прилагательных

1


Таблица: образование форм степеней сравнения прилагательных

Задание 18

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685693

Урок 19. Суффиксы, используемые при образовании прилагательных

1


Диктант 19

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685699

Урок 20. Выбор Н и НН для прилагательных.

1


Правила Н и НН в прилагательныхСтраница

Диктант 20

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685707

Урок 21. Приставки, используемые при образовании прилагательных

1

Правописание Не с прилагательнымиСтраница

Задание 21

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685721

Урок 22. Особенности прилагательных, образованных с помощью сложения основ

1


Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Задание 22.1

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685729

Урок 23. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Олимпиада по теме «Имя прилагательное»

1


 Олимпиада по теме "Прилагательное"Файл

https://rsdo.oblcit.ru/mod/resource/view.php?id=685736

Модуль 2.6 Имя числительное

Урок 24. Имя числительное. Разряды числительных

1

Словарь по теме ЧислительноеГлоссарий

Тест 24.1

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685744

Урок 25. Особенности правописания числительных

1


25. Склонение числительных

Тест 25

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685752

Урок 26. Особенности употребления числительных.

1


26. Употребление числительных в речи

Тест 26

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685759

Модуль 2.7 Наречие

Урок 27. Наречие. Отличие наречий от омонимичных частей речи. Сложные вопросы степени сравнения наречий

1


Наречие как часть речи

Тест 27

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=685768

Урок 28. Особенности словообразования и правописания наречий

1


Правописание и словообразование наречий

Диктант 28

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685776

Урок 29.  Правописание наречий (продолжение урока 28)

1


29. Слитное и раздельное написание наречий

Тест 29

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685785

Модуль 2.8 Местоимение

Урок 30. Разряды местоимений

1


30. Разряды местоименийЛекция

Тест 30

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=685793

Урок 31. Правописание местоимений разных разрядов (продолжение урока 30)

1


Диктант 31. Правописание отрицательных местоименийHotPot

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685798

III.        Повторение изученного в 6 классе

4

Модуль 3.1 Повторение изученного в 6 классе

Урок 32. Особенности олимпиадных заданий по теме "Существительное" и "Глагол"

1


32. Диктант за 6 классHotPot

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685805

Урок 33. Особенности олимпиадных заданий по теме «Имя прилагательное»

1


 Олимпиада 2

https://rsdo.oblcit.ru/mod/resource/view.php?id=685811

Урок 34. Особенности олимпиадных заданий по теме «Части речи» (наречие, местоимение, числительное)

1


 Олимпиада 3.1

https://rsdo.oblcit.ru/mod/resource/view.php?id=685814

Урок 35. Итоговая олимпиада

1


35. Итоговый диктант за 6 классHotPot

https://rsdo.oblcit.ru/mod/hotpot/view.php?id=685819

Использованная литература

  1. В. В. Бабайцева, Л. Д. ЧесноковаРусский язык. Теория. 5–9 классы. Учебник
  2. В.А. Малюгина Олимпиады по русскому языку – М.: ВАКО, 2010г.
  3. Л.Р. Ефремова, Г.М. Постовалова Олимпиадные задания по русскому языку 5-6 классы. Волгоград: Учитель, 2014г.
  4. Бабайцева, В. В. Русский язык. 6 класс: рабочая тетрадь / В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко-М.: Дрофа, 2013.
  5. Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 6 класс / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013.
  6. Тимошенко Т. Е. Работаем над текстом. Часть С. – М.: Дрофа, 2009.
  7. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  8. Граник. Г. Г. Дидактические карточки-задания: пунктуация: 5-9 классы: в 2-х частях. – М.: ООО «издательство Астрель», 2003.
  9. Львова С. И. Практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 2008.
  10. Соловьева Г. И. Уроки русского языка и словесности. – М.: Дрофа, 2003.
  11. Пирогова Л. И. Сборник словесных игр: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  12. Соловьева Н.И. Русский язык в задачах и играх. - М.: Материк-Альфа, 2000
  13. Крамаренко Н. О Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы. _ Волгоград: Учитель, 2003.
  14. Егораева Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  15. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  16. Павлова Т. И., Ранеева Н. А. .Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  17. Павлова Т. И.,Гунина Л. Г. .Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  18. http://interneturok.ru/besplatnye-otkrytye-video-uroki-smotret-onlayn-videouchebnik
  19. http://saharina.ru/
  20. https://infourok.ru/
  21. http://www.proshkolu.ru/
  22. http://fipi.ru/
  23. http://www.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Секреты орфографии»,8 класс

Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным  предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа дистанционного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс

Основная цель данного курса состоит в повышении гра­мотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Программа уделяет особое внимание характерис­тике речевого общения в целом и особенн...