Главные вкладки

    рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

    Львова Наталья Александровна

          Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплекс,  календарно-тематическое планирование. Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Буркина М.И. городского округа Самара

    РАССМОТРЕНО

    на заседании МО учителей русского языка и литературы

    Протокол № 1 от 26.08.2014 г.

    Председатель ШМО

    _______________ Н.Е. Пушкина

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара

    _____________А.Г. Соловьева

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ СОШ № 24

     г.о. Самара

    _____________М.В. Романова

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    элективного курса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    «Родное слово»

     («Содержание и языковой анализ текста») 

    НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Класс:      9

    Учитель: Львова Н.А.

    Количество часов: в неделю 1 час, всего за год 34 часа

    2014-2015 учебный год

    1. Пояснительная записка.

           Рабочая программа элективного курса «Родное слово» («Содержание и языковой анализ текста»)   по русскому языку в 9 классе на 2014-2015 учебный год составлена  на основе следующих нормативных документов:

    1. Приказа Министерства образования Российской Федерации  от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

    2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

    3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

    4. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара.

    7. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы (элективные курсы) – Москва, 2008 г. изд. «Мнемозина», учебно-методического комплекса «Русский язык. 9 класс.

          Рабочая  программа элективного курса по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплекс,  календарно-тематическое планирование.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

    Место учебного предмета в учебном плане.

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

    Цель изучения курса – более углубленное изучение возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл устного и письменного высказывания в разных ситуациях общения, формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    Задачи изучения элективного курса:

    - обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  

    - применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;

    - углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

    - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    В ходе занятий учащиеся должны научиться: 

    • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её

       смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

    • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
    • выполнять различные  типы тестовых заданий;
    • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
    • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
    • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
    • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
    • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
    • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

    Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

    • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
    • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
    • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
    • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
    • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
    • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
    • редактирование собственного текста;        
    • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
    • соблюдение в практике письма основных норм языка;
    • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

    В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

      Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

     Примечание.

          При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.  Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как  к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение». Календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Система оценивания – безоценочная.

    1. Содержание учебного курса.

     Спецификация второй части экзаменационной работы.

    Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста;

    характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В:уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.

    Обучающиеся должны знать:

    • основные правила работы с текстом.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать характер заданий к тексту.  

     

     Средства выразительности речи.

    Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные средства выразительности.

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

    Стилистика русского языка.

    Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

      Обучающиеся должны знать:

    • основные сведения по стилистике русского языка.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами.

    Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

            

     Нормы русской орфографии.

    Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

     Обучающиеся должны знать:

    • орфографические правила.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

      Синтаксические и пунктуационные нормы.

    Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    Обучающиеся должны знать:

    • синтаксические и пунктуационные нормы.  

    Обучающиеся должны уметь:

    •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

    1. Учебно-тематический план.

    № п/п

    Содержание

    Кол-во

    часов

    Развитие речи

    1.

    Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

    Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

    2

    2.

    Часть 1. Задание С.1.

    4

    2

    3.

    Часть 3. Задание С.2.

    8

    2

    4.

    Часть 2. Задания типа А.

    7

    5.

    Часть 2. Задания типа В.

    12

    6.

    Резервный урок.

    1

    Итого:

    34

    4

    4. Требования к уровню подготовки учащихся.

    В результате изучения элективного курса  русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик 9 класса должен

    знать/понимать:

    • основные правила работы с текстом;
    • основные средства выразительности;
    • основные сведения по стилистике русского языка;
    • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

    уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами;
    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
    • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
    • совершенствования коммуникативных способностей;
    • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

    Учебные занятия элективного курса имеют безоценочную систему.

    5. Учебно-методический комплекс.

    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004 г.

    2.  Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель.

    3.  Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко .Учебно-методический комплекс «Русский язык. 9 класс.  Подготовка к ГИА-2014» ()- «Легион» Ростов –на-Дону, 2012.

    4. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

    5. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

    6 Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

    7.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

    8.  Работы учащихся.

    Электронные образовательные ресурсы:

    1. http://www.edu.ru   –каталог образовательных интернет-ресурсов;

    2. http://www.ege.edu.ru   - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;

    3. http://www.profile-edu.ru   - сайт по профильному обучению;

    4. http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ

    5. http://gramota.ru  – портал по культуре речи

    6. http://it-n.ru  – сеть творческих учителей

    7. http://www.gramma.ru  -сайт по русскому языку

    8. http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm  - образовательные ресурсы Интернета. Русский язык

    9. http://www.pycckoeslovo.ru   - репетитор по русскому языку

    10. http://www.standart.edu.ru   - новый стандарт общего образования

    11. http://school-collection.edu.ru  - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    12. http://www.academic.ru  - словари и энциклопедии

    13. http://www.ug.ru   - сайт Учительской газеты  

    14. http://learning-russian.gramota.ru - электронные пособия по русскому языку для школьников  

    Оборудование:

    - компьютер;

    - мультимедийный проектор;

    - экран;

    - принтер.

    Таблицы по русскому языку 5 - 9 классы. Орфография:

    • Знаки препинания при обращении
    • Обобщающие слова при однородных членах
    • Двоеточие в бессоюзном предложении
    • Тире в бессоюзном предложении
    • Знаки препинания при однородных членах
    • Падежные окончания разносклоняемых существительных
    • Падежные окончания существительных
    • Безударные личные окончания глаголов
    • Способы образования слов
    • Правописание О-Е после шипящих и Ц
    • Основные значения приставок ПРЕ-, ПРИ-
    • Буквы Е-И в корнях с чередованием
    • Мягкий знак после шипящих
    • Мини-словарик трудных орфограмм
    • Русский литературный язык и его стили

    Таблицы по русскому языку 5-9 классы. Основные правила орфографии и пунктуации:

    • Склонение имен существительных
    • Спряжение глаголов
    • Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
    • Н и НН  в суффиксах имен прилагательных
    • Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
    • Тире между подлежащим и сказуемым
    • Обособление определений
    • Обособление обстоятельств
    • Знаки препинания в сложносочиненном предложении
    • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
    • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

         Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

    Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

    Рабочая программа.Элективный курс по русскому языку. 9 класс.

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класса  МБОУ СОШ с.Какрыбашево составлена на основе примерной программы под редакцией  программы элективного курса С.И.Львовой «...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

    Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

    Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии", 5 класс

         Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии». Основное общее образование, 5 класс. Рабочая программа составлена с учётом изучения орфографии ...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.

    Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс

    Рабочая программа  по  русскому языку (элективный курс  «Перо»)  составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основног...