Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Федорченко Светлана Юрьевна

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального исторического сознания, т.е. культурологически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10_klass.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №68

РАССМОТРЕНО                                                УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического совета                                Директор МБОУ СОШ № 68

Протокол от 28.08. 2015 г. №         1                        _______________С.Г. Евстифеева

                                                                Приказ от 01.09.2015г №

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

Программа элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9-11 классов средней школы Л.В. Шамрей. Нижний Новгород,  ГОУ ДПО НИРО, 2009 .

Лингвокультурологический     анализ    текста

10 класс

                                                        Разработана Федорченко С.Ю.

                                                        учителем русского языка и литературы

г. Нижний Новгород

        2015-2016 г.

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблему изучения родного языка и развития речи, но рассматривает  их в тесной связи с проблемами нравственности, национального исторического сознания, т.е. культурологически.

Целью курса является расширение специфического словаря учащихся, т.к. отбор содержании сконцентрирован на абстрактных существительных, выражающих мир эмоций, психологических состояний человека ( это одно из слабых мест филологической и общей культуры учащихся).

Задачи курса:

  1. Освоение «эмоционального словаря», включающего десятки слов –концептов.
  2. Национальные концепты обладают мощным текстообразующим потенциалом, что помогает развить у учащихся, с одной стороны, целостное представление о внутреннем мире человека, с другой стороны, расширить активный словарь, что облегчает анализ произведений и создание собственного текста.
  3. В программе учитываются «поля» концептов, что значительно расширяет границы рассматриваемых тем. Свойственный языку взгляд на мир, отчасти национально специфичен, поэтому в элективном курсе особое внимание уделяется возможности диалога, варьированию в лексике значений и смыслов, например, русская тоска и английская хандра.
  4. Программа содействует повторению наиболее сложных тем основного курса русского языка ( причастие, деепричастие, обогащение словаря, конструирование метафор).
  5. Данный элективный курс создает условие для создания интегрированных уроков русского языка, литературы, МХК.

Дидактические материалы построены с учетом освоения абстрактной лексики ( от чувственного, интуитивного – к словарному, от  текстуального, метафорического к концептуальному).

Программа рассчитана на 34 часа при нагрузке 1 час в неделю.

1 полугодие 16 час.

II полугодие 18 час.  

                Количество часов для контроля

за выполнением практической части программы

 I полугодие

II  полугодие

Практическая работа

4

4

Развитие речи

5

4

Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

В том числе на:

Основные изучаемые вопросы темы( краткое содержание)

Уроки

Контрольные

работы

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Введение

1

1

Язык-культура-личность. Ценностная картина мира. Понятие о культурном концепте.

2

Слово в словаре

2

1

Определение лексического значения и его вариаций. Работа со словарями синонимов, антонимов, крылатых и образных выражений. Семантика слова в пословицах и поговорках

3

Слово в контексте словосочета

ния, предложения

2

1

        1

  Закон лексической сочетаемости слов. Метафора как стилистический приём. Ассоциативно-смысловые связи слов.

4

  Художественный текст как лингвокультурологическая загадка

6

2

         4

 Связность и цельность текста. Значение и смысл текста как понятия. Интерпретация текста как личное понимание его. Ассоциации как связь текстов.

5

Слово в научном тексте

4

1

         3

Чтение и анализ лингвистических текстов. Чтение и анализ литературоведческих текстов. Определение значений в словаре и контексте фрагмента научного исследования.

6

Слово в публицистическом тексте

8

2

6

         

Слово и стиль. Понятие о стиле эпохи. Создание публицистического теста, эссе, рассуждения.

7

Слово в средствах массовой информации

2

            2

Газетные и журнальные жанры (проблемная статья, очерк, интервью, репортаж, сообщение, фельетон). Создание выпусков виртуальных и реальных газет и журналов.

8

Слово в современной литературе

8

2

        6

Сочетание традиционной и новой лексики. Пополнение словаря современного человека. Нейтрализация просторечных  и диалектных слов. Система стилей. Новые типы их взаимодействия. Понятие семантического сдвига.

9

Заключение

1

1

         

Итоги работы учащихся, анализ творческих работ.

        

Календарно–тематическое планирование уроков элективного курса «Лингвокультурологический анализ текста»  в 10 классе

 №

Наименование раздела программы.

Тема урока

Количеств

часов

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

по плану

фактически

1

Введение. Язык – культура – личность

   1

5.09

Запись основных понятий темы урока

2

Слово в словаре

   1

12.09

Словарная работа

3

Слово. Образ. Понятие. Лексическое значение слова

   1

19.09

26.09

Составление краткого конспекта, практическая работа

4

Лексические группы слов. Семантика слова в пословицах и поговорках

   1

26.09

26.09

Работа со словарём

5

Предметная и абстрактная лексика. Закон лексической сочетаемости слов

   1

3.10

Работа со словарём

6

Изобразительно-выразительные средства. Метафора как стилистический приём

   1

10.10

Работа над умением находить метафоры в художественном тексте

7

Текст. Связность и цельность текста. Способы связи слов по горизонтали и вертикали

   1

17.10

Работа с разными видами текста.

8

Значение и смысл текста

   1

24.10

Составление краткого конспекта, практическая работа

9

Лингвопоэтический  анализ текста

   1

31.10

Анализ поэтического текста

10

Создание текста на основе композиционной схемы

   1

14.11

Творческая работа

11

Создание текста на основе поэтической цитаты

   1

21.11

Творческая работа

12

Создание лингвокультурологического эссе

   1

28.11

Творческая работа

13

Чтение и анализ лингвистических текстов

   1

5.12

Практическая работа

14

Слово и стиль. Стиль эпохи. Индивидуальный стиль

   1

12.12

Практическая работа

15

Анализ эссе писателей XIX – XXвв.

   1

19.12

Работа с текстом художественного произведения

16

Создание научного рассуждения

   1

26.12

Творческая работа

17

Текст по заданной теме

   1

15.01.16

Творческая работа

18

Особенности публицистического стиля

   1

Составление краткого конспекта, практическая работа

19

Газетные и журнальные жанры

   1

Анализ текстов газет и журналов

20

Проблемная статья. Очерк

   1

Практическая работа

21

Интервью. Репортаж

   1

Практическая работа

22

Хроника событий

   1

Практическая работа

23

Сочетание традиционной и новой лексики

   1

Лексический анализ текста

24

Пути пополнения словаря современной литературы

   1

Лексический анализ текста

25

Нейтрализация просторечных и диалектных слов

   1

Лексический анализ текста Практическая работа

26

Произношение заимствованных слов

   1

Работа со словарём иностранных слов

27

Усиление роли разговорного стиля

   1

Анализ текстов газет и журналов

28

Речевые штампы и  словесные клише

   1

Анализ текстов газет и журналов

29

Жизнь иностранных слов в современном литературном языке

   1

Работа со словарём иностранных слов

30

Компьютерные термины, образы, понятия в современном языке

   1

Анализ текстов разных жанров

31

Сходство и отличие в развитии литературного языка к.XX – н. XXIв.

   1

Работа с текстом художественного произведения

32

Язык и стиль в художественном произведении.

   1

Работа с текстом художественного произведения

33

Язык и стиль в художественном произведении.

   1

Работа с текстом художественного произведения

34

Заключительный урок

   1

Самоанализ

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

В результате  освоения элективного курса ученик должен

знать/понимать

        свободно владеть абстрактной лексикой на уровне творческих самостоятельных работ различного типа

        самостоятельно анализировать лексику (частотность и значения) в прессе, телепередачах, публицистике

        анализировать тексты различного типа

        создавать тексты на основе композиционной схемы, на основе развертывания первой фразы, на основе развертывания по ассоциации заданного художественного образа

        создавать научное рассуждение (микротекст, миниатюра) по заданной теме или термину

        работать со словарями

        создавать лингвокультурологические словари к текстам

Ресурсное обеспечение

  1. Шанский Н.М., Боброва Т.А. «Жизнь русского слова. Книга для старшеклассников». – М., 2006.
  2. Апресян Ю.Д. «Образ человека в языке. Попытки системного описания» / Вопросы языкознания.- 1995,№1
  3. Колесов В.В. « Язык как действие: культура, мышление, человек» СПб., 1996
  4. Скляревская Т.Н. «Метафора в системе языка». – СПб., 1993
  5. Логический анализ языка. Культурные концепты.- М., 1991
  6. Степанов Ю.С. «Константы. Словарь русской культуры».- М., 1997

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов

  Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...