Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

    Грущенко Марина Викторовна

    Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл spetskurs_9_klass_russkiy_yazyk.docx31.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

    Рассмотрено:

    на заседании МО

    протокол №

    от           2014г.                        

    Согласовано

    заместитель директора по УВР

    Щукина Т.А.

    От            2014г.

    «Утверждаю»:

     директор МБОУ «СОШ №7»

    Черчинская Л А

    от              2014г.


    Рабочая программа элективного курса

    по русскому языку

    «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

    9 А, Б    класс                             

    Учитель:

                  Грущенко Марина Викторовна,

    вторая кв. категория

    город Абакан
    2014

    2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    Нормативно-правовые документы

         Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности» 

    2.2. Общая характеристика предмета

    Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

    Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

    Характеристика класса

    В 9 А классе обучается 19 человек. Уровень обученности большинства учащихся средний. Есть школьники со слабыми способностями, неразвитой памятью, небольшим словарным запасом (Афанасьев Иван, Казаков Кирилл, Ракецкий Кирилл, Цедрик Александр, Прокофьев Павел). Есть способные, но не имеющие прочных знаний из-за несистематических занятий (Глухова Ксения, Киселева Виктория, Лапина Любовь). Есть  обучающиеся, которые к учёбе относятся положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни ( Бахтиева Елизавета, Синягин Олег, Прелова Ольга, Шрайбер Яна) 

    Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной  деятельности  невысокая.  

    В целом для класса характерна удовлетворительная подготовка к урокам. Поэтому, прежде всего, требуется полная загруженность каждого ребенка. При этом необходим дифференцированный подход. Наиболее целесообразными можно считать такие приемы и методы работы, как практические  занятия с текстами, заполнение сравнительных таблиц, индивидуально-групповая работа. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие интеллекта учащихся (внимания, памяти и мышления).

    Внеурочная деятельность планируется в форме индивидуально-групповых консультаций, викторин, конкурсов.

    Уровень обученности  учащихся 9 Б класса тоже средний, уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной  деятельности  невысокий, поэтому данная рабочая программа может быть использована на параллель 9-х классов.

    2.3 Цели  и задачи обучения

    Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    Задачи изучения элективного курса:

                                          - обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  

                                          - применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;

                                          - углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

                                          - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    2.4. Место предмета в учебном плане

            Согласно учебному плану  МБОУ «СОШ №7» на изучение спецкурса в  классе отводится 0,5 час в неделю. Всего 17 часов в год

    3. Учебно-тематический план

    Разделы

    Количество часов

    Примечание

    1

    Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

    1

    2

    Построение сжатого изложения.

    Этапы работы над изложением.

    3

    3

    Средства выразительности речи.

    1

    4

    Стилистика русского языка.

    1

    5

    Нормы русской орфографии.

    3

    6

    Синтаксические и пунктуационные нормы.

    2

    7

    Вводные слова и обращения.

    1

    8

    Обособленные определение и приложения.

    1

    9

    Обособленные обстоятельства.

    1

    10

    Сложные предложения.

    2

    11

    Виды сочинений. Этапы работы над сочинени

    1

    4.  Содержание программы

     Построение сжатого изложения

    Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

    Обучающиеся должны знать:

    • основные правила работы с текстом.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
    • адекватно воспринимать авторский замысел;
    • вычленять главное в информации;
    • сокращать текст различными способами;
    • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
    • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

      Средства выразительности речи

    Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные средства выразительности.

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

      Стилистика русского языка

    Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные сведения по стилистике русского языка.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами.

      Нормы русской орфографии

    Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

     Обучающиеся должны знать:

    • орфографические правила.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

    Морфемика и словообразование.

    Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

    Основные способы образования слов.

    Обучающиеся должны знать:

    • виды морфем;
    • морфемный и словообразовательный анализы слова.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

    Морфология.

    Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая    роль.

    Самостоятельные и служебные части речи.

    Обучающиеся должны знать:

    • систему частей речи в русском языке.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

    Синтаксические и пунктуационные нормы

    Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    Обучающиеся должны знать:

    • синтаксические и пунктуационные нормы.  

    Обучающиеся должны уметь:

    •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

     Построение сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

    Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

    Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

    Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

    5. Требования к уровню подготовки обучающихся

    Учащиеся должны знать:

    • основные виды чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • особенности использования лексических средств и средств выразительности;
    • орфографические, пунктуационные и речевые нормы русского языка.

    уметь:

    • извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
    • анализировать  текст с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
    • анализировать  текст с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
    • создавать  сочинения-рассуждения по данному тексту;
    • редактировать собственный текст;        
    • применять в практике речевого общения основные нормы современного русского языка.

    6. Литература

    1. ОГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько.  – М.: Национальное образование, 2015

    2. ГИА -2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014.

    3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа,2003.

    4. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.

    5. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.

    6. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ-2006. Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.


    7.  Календарно-тематический план

    № занятия

    Даа

    Тема занятия

    Количество часов

    1

    02.09

    Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

    1

    2

    09.09

    Построение сжатого изложения.

    Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

    1

    3

    16.09

    Сжатое изложение. Редактирование изложения.

    1

    4

    23.09

    Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

    1

    5

    30.09

    Средства выразительности речи.

    1

    6

    07.10

    Стилистика русского языка.

    1

    7

    14.10

    Нормы русской орфографии.

    Орфограммы в корне.

    1

    8

    21.10

    Орфограммы в приставках и суффиксах.

    1

    9

    28.10

    Н – нн в различных частях речи.

    1

    10

    11.11

    Синтаксические и пунктуационные нормы.

    Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

    1

    11

    18.11

    Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

    1

    12

    25.11

    Вводные слова и обращения.

    1

    13

    02.12

    Обособленные определение и приложения.

    1

    14

    09.12

    Обособленные обстоятельства.

    1

    15

    16.12

    Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

    1

    16

    23.12

    Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

    1

    17

    25.12

    Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

    Классификация грамматических и речевых ошибок.

    1

    17 час


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

    Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

    Рабочая программа практикума по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.

    Рабочая программа практикума  по русскому языку 11 класс (подготовка к ЕГЭ).Программа разработана на основе учебно-методического пособия Н.А. Сенининой "Русский язык.Подготовка к ЕГЭ", учебно -ме...

    Программа элективного курса «Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

    Данная программа может быть использована при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

    Рабочая программа элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ" для 11 класса

    Новая рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ составлена в соответствии с новой демоверсией 2015....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Подготовка к ЕГЭ по математике» 11 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса по математике«Подготовка к ЕГЭ по математике»11 класс...

    Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ», 11 класс

    Программа составлена на основе программно-методических материалов по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет....

    Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс

    Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ п...