Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рукавицына Татьяна Григорьевна

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 20 часов. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_ustnoy_chasti_oge_po_russkomu_yazyku.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Автор: Рукавицына  Татьяна Григорьевна

Организация: МБОУ ООШ с. Усть-Ужеп

Населенный пункт: Республика Тыва, с. Усть-Ужеп


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 20 часов. 

Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении;
  • адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
  • соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)


Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать уровень компетентности. Очевидно, что выполнение заданий устной части требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Новизна данного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
 Цель курса по выбору– подготовить девятиклассников к успешномувыполнению устной части ОГЭ

 В задачи данного курса входит обучение:

  • способам понимания текста; 
  • способам выражения понимания чужого; 
  • способам выражения собственной позиции; 
  • умению отвечать на вопросы и строить речь исходя из  ситуации
  • уметь рассуждать с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.                

Формы работы:   коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная устная работа

 На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, слов трудных к произношению) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, приобрести устойчивые навыки).

Содержание

Устная  часть   ОГЭ в 9 классе – это чтение текста вслух и ответы на вопросы. Пересказ – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Календарно-тематическое планирование

           Тема                                              

Кол-во часов

Вид деятельности

Домашнее задание

Дата

1

Структура  работы. Знакомство с демонстрационным вариантом .

1

Лекция. Практикум

2

Критерии  оценивания  чтения  вслух.

Признаки  выразительного  чтения. Правильность чтения. Знаки  препинания.

1

Составление  памятки  к  выразительному  чтению научно-популярного текста.  

3

Отработка  навыка   выразительного   чтения.

1

Работа над текстами разных типов

4

Практикум   по  выразительному  чтению.  

1

Сам. работа

5

Критерии  оценивания  пересказа  текста  с включением  приведенного   высказывания. Критерии  оценивания  правильности  речи.

1

Лекция. Практикум

6

Практикум   по  пересказу  научно-популярного текста с включением  приведенного   высказывания  

1

Сам. работа

7

Практикум   по  выразительному  чтению   и  пересказу  научно-популярного текста с включением  приведенного   высказывания  

1

Лекция. Практикум

8

Критерии  оценивания  монологического  высказывания..

1

Упражнения  для  развития  монологической  речи

9

Функционально-смысловые  типы  речи        

1

Лекция. Практикум

10

Синтаксические  конструкции  для  описания  

1

Лекция. Практикум

11

Практикум   по  составлению  монологического  высказывания  (  описание  фотографии).  

1

Сам. работа

12

Схема  построения и  синтаксические  конструкции  повествовательного  текста.  

1

Лекция. Практикум

13

Практикум   по  составлению  монологического  высказывания  (  повествование).  

1

Лекция. Практикум

14

Схема  построения  текста-рассуждения.  

1

Словарная работа по темам

15

Синтаксические  конструкции  рассуждения.

1

Создание текстов

16

Составление монологического  высказывания  (  рассуждение).  

1

Создание текстов

17

Критерии оценивания  диалога. Речевые  клише .

1

Взаимооценка  по критериям

18

Практикум. Отработка  умения  вести  диалог  на  заданную  тему.

1

Взаимооценка  по критериям

19

Составление   монологического  высказывания ( по выбору  учащегося)   и  отработка умения  вести диалог.

1

Взаимооценка  по критериям  

20

Практикум. Работа  с  текстом.

1

Алгоритмы построения текстов разных типов речи

21

Коррекция результатов пробного экзамена

1

Анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к экзамену по обществознанию» 11 класс

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществоз...

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ" для 10 класса

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ОГЭ" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ОГЭ" для 9 класса...

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ" для 10-11 классов...

Элективный курс «Эффективное говорение. Устная часть ЕГЭ по английскому языку.Практика»

С помощью элективного учебного курса «Эффективное говорение. Устная часть ЕГЭ по английскому языку.Практика» обучающиеся старшей школы развивают и шлифуют языковые навыки и уме...