Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и направлена на углубленное изучение русского языка, рассчитана на один год и ориентирована на обучающихся 9 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_dlya_9-h_klassov.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные)

3

2.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

5

3.

Календарно-тематическое планирование

6

4.

Приложение: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

13


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и направлена на углубленное изучение русского языка, рассчитана на один год и ориентирована на обучающихся 9 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  2. федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
  3. примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  4. санПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  5. рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03);
  6. учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2021-2022 уч. год;
  7. годовой календарный учебный график на 2021-2022 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Освоение курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» предполагает достижение следующих результатов:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями,

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям,

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты,

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания,

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач,

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей,

7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Формы организации учебных занятий по курсу «Русский язык и культура речи» следующие: практикумы, самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы), работа в группах, проектная деятельность.

Основные виды учебной деятельности на занятиях:

работа с научно-популярной литературой;

отбор и сравнение материала по нескольким источникам;

систематизация учебного материала;

комплексный анализ текста;

анализ проблемных ситуаций,

выполнение практических работ, в том числе по материалам ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.

  1. Календарно-тематическое планирование

Учебно-тематический план

п/п

Тематика и содержание программы

Занятия по освоению теоретического материала, часов

Практические занятия, часов

Всего часов

1

Введение. Могучее средство общественного развития. Русский язык в современном мире. Русский язык и культура речи. Экология языка

1

2

3

2

Словари русского языка. Создание словарных статей

1

1

2

3

Нормы современного русского литературного языка

2

2

4

4

Лексика и фразеология. Типы лексических значений слов. Новые термины.

0

4

4

5

Фонетика. Фонетическая транскрипция. Трудные случаи орфоэпии.

1

1

2

6

Синтаксис простого и сложного предложения. Трудные случаи пунктуации.

3

3

6

7

Решение олимпиадных заданий по русскому языку.

2

2

4

8

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

1

2

9

Комплексный анализ текста

2

2

4

10

Тестовая работа

2

2

4

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

1

1 нед

Язык как могучее средство общественного развития. Русский язык и культура речи.

1

Знакомство с ролью русского языка как могучего средства общественного развития, важнейшего средства человеческого общения, с понятием «культура речи», с местом русского среди других языков в современном мире; выявление проблемы экологии языка.

2

2 нед

Словари русского языка. Виды словарей. Практическая работа со словарями.

1

Овладение навыками практической работы со словарем, самостоятельное составление словарных статей для словарей орфографических, лексико-грамматических, толковых, фразеологических, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и этимологических.

3

3 нед

Нормы современного русского литературного языка.

1

Знакомство с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами; со сложными случаями правописания числительных, существительных. Изучение примеров изменения норм литературного языка из художественных произведений.

Решение олимпиадных заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ОГЭ.

4

4 нед

Принципы русской орфографии. Части речи в русском языке.

1

Работа по развитию умении обнаруживать и объяснять выбор орфограммы в словах разных частей речи.

5

5 нед

Язык – развивающееся явление. Изменения норм литературного языка.

Изучение примеров изменения норм литературного языка по материалам ресурсов интернета.

6

6 нед

Состав слова. Морфемы и их значение.

1

Развитие умения определять морфемы и части речи, разделять однородные члены и предложения, выделять вводные слова, обращения, обособленные обороты.

7

7 нед

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Правописание согласных в корнях слов.

1

Отработка умения «видеть» орфограмму в корне и объяснять её написание; формирование умения дифференцировать орфограмму в корнях слов, обогащать словарный запас слов.

8

8 нед

Чередующиеся гласные в корне слова.

1

Развитие умения определять части слова, морфологическую принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и корни с чередующимися гласными, умения понимать новые слова путем осознания состава, умения пользоваться толковым и орфографическим словарями.

9

9 нед

Правописание приставок, изменяющихся на письме. Приставки на -З, -С.

1

Закрепление умения находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

10

10 нед

Правописание приставок, зависящих от значения. Приставки ПРЕ-, ПРИ-.

1

Закрепление умения применить орфографическое правило: выбор букв Е и И   в приставках –ПРЕ и –ПРИ.

11

11 нед

Правописание на стыке приставки и корня. Ы, И после приставок.

1

Закрепление умения применить орфографическое правило: выбор букв Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласную.

12

12 нед

О, Ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных. Суффиксы –ЕК (-ИК).  Буквы Ч, Щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных –К-, -СК-.

1

Закрепление умения применить орфографическое правило: буквы О,Е (Ё) после шипящих и Ц в корнях и других частях слова. Изучение единых правил правописания О,Е в суффиксах и окончаниях именных частей речи, буквы Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях отглагольных образований.

13

13 нед

Решение тестовых и олимпиадных заданий.

1

Решение олимпиадных заданий по всем разделам языкознания.

14

14 нед

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи.

1

Сопоставление правил правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных и отглагольных образований                         (причастий, отглагольных прилагательных), а также образованных от них существительных и наречий (ветреный – ветреность - ветрено).

15

15 нед

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА-(-ЕВА-), –ИВА-(-ЫВА).

1

Закрепление и углубление умение учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор. Закрепление и отработка навыков правописания и проверки глагольных суффиксов.

16

16 нед

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

1

Развитие умения применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания, умения применять орфографические правила: правописание личных окончаний глагола и суффиксов действительных причастий настоящего времени; умения определять тип спряжения глагола.

17

17 нед

Правописание личных окончаний глаголов.

1

Изучение системы спряжений глаголов; роли категории наклонения и вида для правописания личных окончаний прилагательных и причастий: определение падежного окончания по вопросу, заданному от главного слова.

18

18 нед

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

1

Изучение правописания сложных слов с первым компонентом ПОЛ- (ПОЛУ-); слитного написания сложных слов-терминов: густонаселенный. Совершенствование навыков образования, произношения и употребления сложных слов в речи.

19

19 нед

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов.

1

Отработка правильности написания предлогов: дефисное написание сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД; слитное написание производных предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий: ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВРОДЕ, НАПОДОБИЕ, НАСЧЁТ, ВМЕСТО, НАРЯДУ, СВЕРХ, ВБЛИЗИ, ВНИЗУ, НАВЕРХУ, НАВСТРЕЧУ, ПОСРЕДИНЕ, СБОКУ, НЕВЗИРАЯ НА, НЕСМОТРЯ НА.

20

20 нед

Различение частиц НЕ и НИ.  Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Развитие умения различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать НЕ и НИ.

21

21 нед

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных; разделительные Ъ и Ь; Ь правописание Ь на конце слов после шипящих.

1

Развитие умения правильно произносить и употреблять в речи слова с твердыми и мягкими согласными, умения использовать в работе орфографический словарь. Расширение лексического запаса слов с Ъ и Ь. Систематизация сведений о частях речи. Развитие умения определять морфологическую принадлежность слов, составлять словосочетания, употреблять слова в прямом и переносном значении, подбирать синонимы при определении частей речи.

22

22 нед

Лексика и фразеология. Значение и происхождение фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

1

Знакомство с понятиями: паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, омоформы, антонимы; градация. Изучение значения и происхождения фразеологизмов. Работа с лексическими единицами: иноязычные заимствования, стилистическая окраска лексических единиц, изобразительно-выразительные средства языка.

23

23 нед

Обогащение лексики: паронимы, синонимы, омонимы.

1

Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.

24

24 нед

Обогащение лексики: паронимы, синонимы, омонимы.

1

Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка.

25

25 нед

Синтаксические нормы языка. Грамматические ошибки.

1

Работа по выявлению и исправлению грамматических ошибок в простом и сложном предложении.

26

26 нед

Основные понятия синтаксиса.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения.

27

27 нед

Синтаксические средства выразительности.

1

Практическая работа по определению синтаксических средств выразительности.

28

28 нед

Словосочетание. Именные и глагольные словосочетания.

1

Работа по определению основных признаков словосочетаний, выполнение анализа словосочетаний.

29

29 нед

Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

30

30 нед

Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

31

31 нед

Решение тестовых заданий.

1

Решение тестовых заданий по определению основы предложения, анализу осложняющих элементов простого предложения, знакам препинания в простом и сложном предложении.

32

32 нед

Изобразительно-выразительные средства языка

1

Изучение ИВС: значение гиперболы и литоты (лошадь величиной с кошку, жизнь человека — один миг) в художественном произведении; роль эпитета в художественном произведении; сравнение и способы его оформления; олицетворение и его роль в создании картин природы в художественном произведении; метафора и ее разновидности.

33

33 нед

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Знакомство с новыми тропами: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, оксюморон и др.

34

34 нед

Комплексный анализ текста.

1

Работа по алгоритму комплексного анализа текста, опыт коллективного анализа публицистического текста.

35

35 нед

Итоговая тестовая работа.

1

Решение тестовых заданий по тематическим разделам лингвистики современного русского литературного языка.

Итого:

35

Приложение

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Перечень используемой литературы

•        Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2005.

•        Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

•        Гольцова   Н. Г.   Русский  язык.   10-11   классы:  Учебное  пособие / Н. Г. Гольцова И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.

•        Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2012.

•        Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

•        Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.

•        Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М. - «Интеллект-центр», 2005;

•        Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену/ М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА¬ГА, Азбука-классика, 2005.

•        Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

•        Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

•        Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 кл. - М.: TL «Сфера», 2004.

•        Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2001;

Список литературы по русскому языку для учителя

•        Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

•        Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.

•        Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.

•        Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы  с текстом. – М.: Дрофа, 2009.

•        Долина Т.А. Готовимся к единому государственному экзамену: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.

•        Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей русского языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах.  – М.: Чистые пруды, 2006.

•        Хазанова И.В. Подготовка к ЕГЭ с помощью диктантов. – М.: Чистые пруды, 2005.

•        Шапиро Н.А. Работа с текстом на уроках словесности: 10-11 классы. – М.: Чистые пруды, 2005.

•        Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-пресс, 2007.

•        Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.

•        Список справочной литературы по русскому языку для учащихся

•        Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М., 2004.

•        Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 2-е изд. – М., 2005.

•        Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.

•        Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд. – М., 1998.

•        Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

•        Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 6-е изд. – М., 2003.

•        Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.

•        Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – 7-е изд. – М., 2005.

•        Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.

•        Тихонов А..Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 изд., перераб. – м., 1991.

•        Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М., 1990.

•        Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.

        

Список электронных ресурсов

www.ege.edu.ru

www.fipi.org.ru

http://rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.ru

http://language.edu.ru

http://www.gramma.ru

http://www.mapryal.org

http://www.rusword.org

http://www.ruscorpora.ru

Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы

Технические средства обучения:

мультимедийный компьютер;

мультимедийный проектор;

экран навесной;

 доска магнитная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Язык через культуру, культура через язык"

Актуальность курса продиктована временем в связи с созданием на территории Бурятии особой туристско-рекреационной зоны. Ожидается поток иностранных туристов и поэтому учащиеся, выпускники школы умели ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного предмета по физической культуре «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ» для 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного предмета по физической культуре «Функциональный тренинг» для 9 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Мировая художественная культура»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общ...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "...