Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г.о.Железнодорожный.
Рабочая программа для 7-9 класса
«Духовное краеведение. Культура русского народа».
Элективный курс.
Составила:
Учитель МБОУ СОШ №8
Исакова Е.А.
Пояснительная записка.
Программа составлена из расчета 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Сроки изучения – 3 года.
Задачи изучения предмета.
Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение. Культура русского народа» обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).
В процессе обучения предмету «Духовное краеведение. Культура русского народа» ставятся следующие задачи:
- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
- дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
- формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
Основные понятия предмета.
«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этическис нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура».
Тематические образовательные блоки содержании.
Отбор содержания курса «Духовное краеведении. Культура русского народа» был произведен как дополнение к «Примерному содержанию образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/. Были определены следующие образовательные линии содержания:
- Основы религиозно-философской мысли.
- Нравственно-этическая культура христианства.
- История религиозной культурной традиции России (образ жизни).
- Письменные источники христианской православной культуры.
- Религиозное искусство.
- Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Москвы и Подмосковья).
- Изучение объектов христианской православной культуры городов, составляющих Золотое Кольцо России.
Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.
Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. В истоках истории и культуры русского народа можно найти ответы на главные жизненные вопросы, понять происхождение тех или иных принципов, традиций, обрядов; научиться бережному отношению к Земле, труду, близким. Содержание курса «Духовное краеведение. Культура русского народа» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.
Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
Изучение истории христианской православной культуры обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих• выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.
Сроки изучения курса: сентябрь 2012 г.- май2015 г. 1 час в неделю.
Параллель 7-9-х классов.
ПРОГРАММА
Часть 1. Элективный курс «Духовное краеведение. Культура русского народа.» (история христианской православной культуры).
Мир русской деревни. Деревня и село. Русские постройки: двор, баня, мельница. Община. Мирской сход. Мужские и женские обязанности по дому. Хороводы и посиделки.
Мир крестьянского дома. Что такое «Дом». Деревянное зодчество. Устройство русской избы. Толока - помощь на один день.
Русская печь. Домашний очаг. Печная утварь.
Хоромный наряд. Обстановка избы. Темнота и лучина. Посуда. Новоселье.
Чудеса и страхи русского народа. Существа, жившие по-соседству: Домовой, Кикимора, Банник. Овинник, Полевой, Черт, Огненный змей, Русалка, Леший, Водяной. Герои русских сказок.
Народный календарь. Энциклопедия народной жизни. Всякому дню забота своя (месяцеслов). Народные приметы о погоде. Тематический классный час «Традиции и поверия моей семьи». Что посеешь – то и пожнешь. Страда деревенская. Каравай на столе. Хлеб – соль.
Голубое поле. Лен. Домашний скот. Пастух. Мир что огород – в нем все растет.Всякое ремесло – промысел.
Земля – кормилица. Русская пашня. Земледелие.
Часть II.
Экскурсии по историческим местам Москвы и Подмосковья. Посещение театров, выставок и историко- культурных памятников русского народа. Поездки по городам Золотого Кольца России. Интерактивные программы «Обряды на Руси». Мастер – классы по изготовлению игрушек, оберегов и предметов русского быта. Театрализованные представления по мотивам русских сказок и легенд. Тематические классные часы «Посиделки на завалинке. Поговорим по душам».
Сбор материала для проекта «Семь нот русской истории».
Цель проекта:
- активизировать внимание учащихся к истории и культуре русского народа;
- изучить и систематизировать народные традиции,
- привлечь внимание к изучению истории русских городов и исторических достопримечательностей.
Задачи проекта:
- составить историческую справку, наметить маршруты;
- лично посетить города русской истории, достопримечательности, памятные места и объекты патриотической доблести;
- изучить культуру русского народа, пользуясь археологическими данными, музейными коллекциями, наглядными материалами;
- изучить традиции и ремесла, самим участвуя в мастер – классах и интерактивных программах;
- распространить полученный опыт среди учеников нашей школы и поделиться полученными впечатлениями.
Что такое «религиозная культура»?
Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла.
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.
Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись.
Красота окружающего мира Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Картина и икона. Их отличия.
Исторические места Москвы. Храмы и музеи Кремля. Алмазный фонд. Оружейная палата. Царь – пушка и Царь – колокол. История Кремля – история Москвы – история государства.
Храм Христа Спасителя. История создания Храма. Внутреннее убранство. Зал церковных соборов. Значение Храма для русского человека.
Бородинская панорама. Историческая реконструкция сражения. Значение Бородинского сражения для русского народа. Герои войны 1912 года.
Новодевичий монастырь. История монастыря. Иконы и святыни монастыря. Современный облик. Архитектурный стиль.
Поклонная Гора. Предпосылки создания мемориала. Объединение религиозных храмов. Культура и вероисповедание народов мира.
Третьяковская галерея. История русского народа в полотнах живописцев. От сказочных сюжетов до переломных исторических событий. Язык иконописи. История коллекции.
Культура народа в театральном искусстве. Посещение театров столицы. Обсуждение просмотренного. Современные образы и историческое восприятие.
Музыкальное искусство – зеркало истории. Концерные музыкальные площадки Москвы и Подмосковья. Концерты классической и органной музыки. Различие стилей. Музыкальные инструменты. Композиторы и их творчество. Отражение в музыке культуры русского народа.
Часть III.
Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл.
Северное Подмосковье. Преподобный Сергий Радонежский. Святая Русь. Подвиг святых. Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Святитель Алексий — митрополит Московский. Благословение святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Путешествие по святым местам родной земли — Троице-Сергиева Лавра. История Лавры.
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому.
Ученик преподобного Сергия Радонежского. Звенигородский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Саввино-Сторожевский монастырь. Чудо преподобного Саввы.
Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.
Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (Младший). Серпуховской Высоцкий монастырь.
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.
Добродетели кротости и смирения. История Николо-Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Икона «Явление князю Димитрию Донскому иконы святителя Николая». Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье.
Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.
История названия подмосковного города Дмитрова. Великомученик Димитрий Солунский. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий — о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры.
Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий.
Святая Параскева. Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры — святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно-художественный облик монастыря. Богоявленский Старо-Голутвин монастьирь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память?
Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.
Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Из источников христианской духовной культуры. Преображение Господне. Христианские добродетели и святость. Два подхода в понимании монашеского подвига. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Для чего человеку нужно просвещение? Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря. О цели христианской жизни рассказывает великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Современная духовная поэзия о смысле жизни, совести, христианских добродетелях. Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и композиторов А.К. Толстого, Н.С. Гумилева, С.И.Танеева, СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского и др.
Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.
В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоиерусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православныххристиан России. Ценности жизни современного человека.
Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.
О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно-художественный комплекс.
Западное Подмосковье. Бородинский Спас.
История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. О чем рассказывают слова псалма царя Давида, выбитые на памятных медалях императора Александра I? Наше культурное наследие размышление М.Ю. Лермонтова о Промысле Божием в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев Отечества.
Новомученики и Исповедники земли Российской.
Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры — Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события русской истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл библейского Выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора- страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.
Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.
Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры — история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы. духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».
№п.п | Изучаемый материал | Количество часов | Примерные сроки изучения. |
1. | Вводное занятие «Против неба – на земле». Начало проекта «Семь нот русской истории». | 1 | |
2. | Мир русской деревни.Деревня и село. Русские постройки: двор, баня, мельница. | ||
3. | Община. Мирской сход. | ||
4. | Толока - помощь на один день. | ||
5. | Хороводы и посиделки. | ||
Интегрированное музыкальное занятие «Глубина русской песни» | 2 | ||
6. | Мир крестьянского дома.Что такое «Дом». | ||
7. | Деревянное зодчество. | ||
8. | Устройство русской избы. | ||
Мужские и женские обязанности по дому. | |||
9. | Русская печь.Домашний очаг. | ||
10. | Печная утварь. | ||
11. | Хоромный наряд.Обстановка избы. | ||
12. | Темнота и лучина. | ||
13. | Посуда. | ||
14. | Новоселье. | ||
15. | Интерактивное занятие «Создадим уют в избе» | 2 | |
16. | Чудеса и страхи русского народа.Существа, жившие по-соседству: Домовой, Кикимора, Банник | ||
17. | Овинник, Полевой, Черт, Огненный змей. | ||
18. | Русалка, Леший, Водяной. | ||
19. | Герои русских сказок. | ||
20. | Театрализованное представление для младших школьников о героях русских преданий. | 2 | |
21. | Народный календарь.Энциклопедия народной жизни. | ||
22. | Всякому дню забота своя (месяцеслов) | ||
23. | Народные приметы о погоде. | ||
24. | Тематический классный час «Традиции и поверия моей семьи» | ||
25. | Земля – кормилица.Русская пашня. Земледелие. | ||
26. | Что посеешь – то и пожнешь | ||
27. | Страда деревенская. | ||
28. | Каравай на столе. | ||
29. | Хлеб – соль. | ||
30. | Интерактивное занятие посвященное обряду встречи дорогих гостей. | 2 | |
31. | Голубое поле. Лен. | ||
32. | Домашний скот. | ||
33. | Пастух. | ||
34. | Мир что огород – в нем все растет. | ||
35. | Всякое ремесло – промысел. | ||
36. | Мастер – класс по изготовлению деревянных и льняных игрушек. | 2 | |
37. | Что такое «религиозная культура»? | ||
38. | Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. | ||
39. | Религиозная живопись. Как разговаривает икона? | ||
40. | Изучение и посещение исторических достопримечательностей родного края. Поездки по городам Золотого Кольца. | В течение всего срока изучения | |
41. | Исторические места Москвы.Храмы и музеи Кремля | ||
42. | Храм Христа Спасителя. | ||
43. | Бородинская панорама. | ||
44. | Новодевичий монастырь | ||
45. | Поклонная Гора. | ||
46. | Третьяковская галерея. | ||
47. | Культура народа в театральном искусстве. | ||
48. | Музыкальное искусство – зеркало истории | ||
49. | Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл. | ||
50. | Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому. | ||
51. | Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. | ||
52. | Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. | ||
53. | Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. | ||
54. | Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий. | ||
55. | Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. | ||
56. | Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. | ||
57. | Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. | ||
58. | Западное Подмосковье. Бородинский Спас. | ||
59. | Новомученики и Исповедники земли Российской. | ||
60. | Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья. | ||
61. | Подготовка презентаций по темам курса. | По мере изучения материала. | |
Представление и защита проекта «Семь нот русской истории» | Ежегодно – отчет за пройденный период и добавленный материал. | ||
62. | Итоговое занятие. | 1 |
Литература:
- Л.С.Лаврентьева, Ю.И.Смирнов «Культура русского народа. Обычаи. Обряды. Занятия. Фольклор.»
- В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
- В.И.Даль «Пословицы русского народа».
- С.Б.Рождественская «Промыслы восточных славян»
- В.К.Соколова «Календарные праздники и обряды».
- Смолицкая Г.П. «Названия московских улиц» М.: Муравей
- Наумов М.С. «Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро»
- М.Д. Ковалева «Мир русской усадьбы в литературе XVIII – начала XX века: Хрестоматия»
- Н.Г.Бодрихин «400 сражений Руси. Великие битвы русского народа»
- Яхонтов Ю.А. «Летопись славян-россов с древнейших времен до Рюрика»
- Надежда Ионина «100 великих монастырей»
- Монастыри в окрестностях Москвы: История русских монастырей. Библиотека искусств имени А.П.Боголюбова.
- Интернет – ресурсы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г.о.Железнодорожный.
Рабочая программа для 7-9 класса
«Духовное краеведение. Культура русского народа».
Элективный курс.
Составила:
Учитель МБОУ СОШ №8
Исакова Е.А.
Пояснительная записка.
Программа составлена из расчета 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Сроки изучения – 3 года.
Задачи изучения предмета.
Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение. Культура русского народа» обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).
В процессе обучения предмету «Духовное краеведение. Культура русского народа» ставятся следующие задачи:
- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
- дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
- формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
Основные понятия предмета.
«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этическис нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура».
Тематические образовательные блоки содержании.
Отбор содержания курса «Духовное краеведении. Культура русского народа» был произведен как дополнение к «Примерному содержанию образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/. Были определены следующие образовательные линии содержания:
- Основы религиозно-философской мысли.
- Нравственно-этическая культура христианства.
- История религиозной культурной традиции России (образ жизни).
- Письменные источники христианской православной культуры.
- Религиозное искусство.
- Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Москвы и Подмосковья).
- Изучение объектов христианской православной культуры городов, составляющих Золотое Кольцо России.
Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.
Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. В истоках истории и культуры русского народа можно найти ответы на главные жизненные вопросы, понять происхождение тех или иных принципов, традиций, обрядов; научиться бережному отношению к Земле, труду, близким. Содержание курса «Духовное краеведение. Культура русского народа» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.
Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
Изучение истории христианской православной культуры обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих• выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.
Сроки изучения курса: сентябрь 2012 г.- май2015 г. 1 час в неделю.
Параллель 7-9-х классов.
ПРОГРАММА
Часть 1. Элективный курс «Духовное краеведение. Культура русского народа.» (история христианской православной культуры).
Мир русской деревни. Деревня и село. Русские постройки: двор, баня, мельница. Община. Мирской сход. Мужские и женские обязанности по дому. Хороводы и посиделки.
Мир крестьянского дома. Что такое «Дом». Деревянное зодчество. Устройство русской избы. Толока - помощь на один день.
Русская печь. Домашний очаг. Печная утварь.
Хоромный наряд. Обстановка избы. Темнота и лучина. Посуда. Новоселье.
Чудеса и страхи русского народа. Существа, жившие по-соседству: Домовой, Кикимора, Банник. Овинник, Полевой, Черт, Огненный змей, Русалка, Леший, Водяной. Герои русских сказок.
Народный календарь. Энциклопедия народной жизни. Всякому дню забота своя (месяцеслов). Народные приметы о погоде. Тематический классный час «Традиции и поверия моей семьи». Что посеешь – то и пожнешь. Страда деревенская. Каравай на столе. Хлеб – соль.
Голубое поле. Лен. Домашний скот. Пастух. Мир что огород – в нем все растет.Всякое ремесло – промысел.
Земля – кормилица. Русская пашня. Земледелие.
Часть II.
Экскурсии по историческим местам Москвы и Подмосковья. Посещение театров, выставок и историко- культурных памятников русского народа. Поездки по городам Золотого Кольца России. Интерактивные программы «Обряды на Руси». Мастер – классы по изготовлению игрушек, оберегов и предметов русского быта. Театрализованные представления по мотивам русских сказок и легенд. Тематические классные часы «Посиделки на завалинке. Поговорим по душам».
Сбор материала для проекта «Семь нот русской истории».
Цель проекта:
- активизировать внимание учащихся к истории и культуре русского народа;
- изучить и систематизировать народные традиции,
- привлечь внимание к изучению истории русских городов и исторических достопримечательностей.
Задачи проекта:
- составить историческую справку, наметить маршруты;
- лично посетить города русской истории, достопримечательности, памятные места и объекты патриотической доблести;
- изучить культуру русского народа, пользуясь археологическими данными, музейными коллекциями, наглядными материалами;
- изучить традиции и ремесла, самим участвуя в мастер – классах и интерактивных программах;
- распространить полученный опыт среди учеников нашей школы и поделиться полученными впечатлениями.
Что такое «религиозная культура»?
Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла.
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.
Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись.
Красота окружающего мира Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Картина и икона. Их отличия.
Исторические места Москвы. Храмы и музеи Кремля. Алмазный фонд. Оружейная палата. Царь – пушка и Царь – колокол. История Кремля – история Москвы – история государства.
Храм Христа Спасителя. История создания Храма. Внутреннее убранство. Зал церковных соборов. Значение Храма для русского человека.
Бородинская панорама. Историческая реконструкция сражения. Значение Бородинского сражения для русского народа. Герои войны 1912 года.
Новодевичий монастырь. История монастыря. Иконы и святыни монастыря. Современный облик. Архитектурный стиль.
Поклонная Гора. Предпосылки создания мемориала. Объединение религиозных храмов. Культура и вероисповедание народов мира.
Третьяковская галерея. История русского народа в полотнах живописцев. От сказочных сюжетов до переломных исторических событий. Язык иконописи. История коллекции.
Культура народа в театральном искусстве. Посещение театров столицы. Обсуждение просмотренного. Современные образы и историческое восприятие.
Музыкальное искусство – зеркало истории. Концерные музыкальные площадки Москвы и Подмосковья. Концерты классической и органной музыки. Различие стилей. Музыкальные инструменты. Композиторы и их творчество. Отражение в музыке культуры русского народа.
Часть III.
Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл.
Северное Подмосковье. Преподобный Сергий Радонежский. Святая Русь. Подвиг святых. Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Святитель Алексий — митрополит Московский. Благословение святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Путешествие по святым местам родной земли — Троице-Сергиева Лавра. История Лавры.
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому.
Ученик преподобного Сергия Радонежского. Звенигородский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Саввино-Сторожевский монастырь. Чудо преподобного Саввы.
Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.
Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (Младший). Серпуховской Высоцкий монастырь.
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.
Добродетели кротости и смирения. История Николо-Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Икона «Явление князю Димитрию Донскому иконы святителя Николая». Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье.
Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.
История названия подмосковного города Дмитрова. Великомученик Димитрий Солунский. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий — о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры.
Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий.
Святая Параскева. Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры — святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно-художественный облик монастыря. Богоявленский Старо-Голутвин монастьирь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память?
Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.
Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Из источников христианской духовной культуры. Преображение Господне. Христианские добродетели и святость. Два подхода в понимании монашеского подвига. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Для чего человеку нужно просвещение? Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря. О цели христианской жизни рассказывает великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Современная духовная поэзия о смысле жизни, совести, христианских добродетелях. Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и композиторов А.К. Толстого, Н.С. Гумилева, С.И.Танеева, СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского и др.
Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.
В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоиерусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православныххристиан России. Ценности жизни современного человека.
Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.
О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно-художественный комплекс.
Западное Подмосковье. Бородинский Спас.
История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. О чем рассказывают слова псалма царя Давида, выбитые на памятных медалях императора Александра I? Наше культурное наследие размышление М.Ю. Лермонтова о Промысле Божием в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев Отечества.
Новомученики и Исповедники земли Российской.
Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры — Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события русской истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл библейского Выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора- страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.
Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.
Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры — история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы. духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».
№п.п | Изучаемый материал | Количество часов | Примерные сроки изучения. |
1. | Вводное занятие «Против неба – на земле». Начало проекта «Семь нот русской истории». | 1 | |
2. | Мир русской деревни.Деревня и село. Русские постройки: двор, баня, мельница. | ||
3. | Община. Мирской сход. | ||
4. | Толока - помощь на один день. | ||
5. | Хороводы и посиделки. | ||
Интегрированное музыкальное занятие «Глубина русской песни» | 2 | ||
6. | Мир крестьянского дома.Что такое «Дом». | ||
7. | Деревянное зодчество. | ||
8. | Устройство русской избы. | ||
Мужские и женские обязанности по дому. | |||
9. | Русская печь.Домашний очаг. | ||
10. | Печная утварь. | ||
11. | Хоромный наряд.Обстановка избы. | ||
12. | Темнота и лучина. | ||
13. | Посуда. | ||
14. | Новоселье. | ||
15. | Интерактивное занятие «Создадим уют в избе» | 2 | |
16. | Чудеса и страхи русского народа.Существа, жившие по-соседству: Домовой, Кикимора, Банник | ||
17. | Овинник, Полевой, Черт, Огненный змей. | ||
18. | Русалка, Леший, Водяной. | ||
19. | Герои русских сказок. | ||
20. | Театрализованное представление для младших школьников о героях русских преданий. | 2 | |
21. | Народный календарь.Энциклопедия народной жизни. | ||
22. | Всякому дню забота своя (месяцеслов) | ||
23. | Народные приметы о погоде. | ||
24. | Тематический классный час «Традиции и поверия моей семьи» | ||
25. | Земля – кормилица.Русская пашня. Земледелие. | ||
26. | Что посеешь – то и пожнешь | ||
27. | Страда деревенская. | ||
28. | Каравай на столе. | ||
29. | Хлеб – соль. | ||
30. | Интерактивное занятие посвященное обряду встречи дорогих гостей. | 2 | |
31. | Голубое поле. Лен. | ||
32. | Домашний скот. | ||
33. | Пастух. | ||
34. | Мир что огород – в нем все растет. | ||
35. | Всякое ремесло – промысел. | ||
36. | Мастер – класс по изготовлению деревянных и льняных игрушек. | 2 | |
37. | Что такое «религиозная культура»? | ||
38. | Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. | ||
39. | Религиозная живопись. Как разговаривает икона? | ||
40. | Изучение и посещение исторических достопримечательностей родного края. Поездки по городам Золотого Кольца. | В течение всего срока изучения | |
41. | Исторические места Москвы.Храмы и музеи Кремля | ||
42. | Храм Христа Спасителя. | ||
43. | Бородинская панорама. | ||
44. | Новодевичий монастырь | ||
45. | Поклонная Гора. | ||
46. | Третьяковская галерея. | ||
47. | Культура народа в театральном искусстве. | ||
48. | Музыкальное искусство – зеркало истории | ||
49. | Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл. | ||
50. | Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому. | ||
51. | Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. | ||
52. | Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. | ||
53. | Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. | ||
54. | Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий. | ||
55. | Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. | ||
56. | Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. | ||
57. | Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. | ||
58. | Западное Подмосковье. Бородинский Спас. | ||
59. | Новомученики и Исповедники земли Российской. | ||
60. | Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья. | ||
61. | Подготовка презентаций по темам курса. | По мере изучения материала. | |
Представление и защита проекта «Семь нот русской истории» | Ежегодно – отчет за пройденный период и добавленный материал. | ||
62. | Итоговое занятие. | 1 |
Литература:
- Л.С.Лаврентьева, Ю.И.Смирнов «Культура русского народа. Обычаи. Обряды. Занятия. Фольклор.»
- В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
- В.И.Даль «Пословицы русского народа».
- С.Б.Рождественская «Промыслы восточных славян»
- В.К.Соколова «Календарные праздники и обряды».
- Смолицкая Г.П. «Названия московских улиц» М.: Муравей
- Наумов М.С. «Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро»
- М.Д. Ковалева «Мир русской усадьбы в литературе XVIII – начала XX века: Хрестоматия»
- Н.Г.Бодрихин «400 сражений Руси. Великие битвы русского народа»
- Яхонтов Ю.А. «Летопись славян-россов с древнейших времен до Рюрика»
- Надежда Ионина «100 великих монастырей»
- Монастыри в окрестностях Москвы: История русских монастырей. Библиотека искусств имени А.П.Боголюбова.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Рабочая программа элективного курса "Краеведение"
Программа предназначена для учащихся 9 класса.Составлена на основе учебного пособия по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязан...
Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.
Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Традиции русского народа» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего о...
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...
Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" (11 класс)
Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" для учащихся 11 класса...